Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приложение 1. к письму от «____» ____ 2021 г. №____. Форма анкеты-паспорта. Ключевые слова. Основное фото объекта. Техники технологии



Приложение 1

к письму от «____» ____________ 2021 г. №________

 

Форма анкеты-паспорта

Наименование ОНКННЮ

Основное наименование:

технология изготовления долблёной лодки (рыт) ваховских хантов.

Язык наименование: хантыйский (ваховский диалект).

Унифицированное наименование:

облас/обласок.

Язык наименование: русский.  

Ключевые слова

Первичные термины: технология, облас/обласок, лодка, долблёнка, однодеревка, осиновка.

Вторичные термины: материальная культура, транспорт, ханты, восточные ханты, Вах.

 

Основное фото объекта

Традиционная долблёная лодка хантов р. Ваха. 2008 г.

Фото: Е.В. Перевалова

Формы жанровых направлений ОНКННЮ

Техники технологии

– Техники и технологии, связанные с традиционными ремеслами.

– Техники и технологии, связанные с традиционной хозяйственной и бытовой культурой.

 

Место бытования ОНКННЮ

Современное место бытования

Автономный округ:Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.

Район:Нижневартовский

Населенный пункт:посёлок Ваховск: сёла Корлики, Ларьяк и Охтеурье; деревни Большой Ларьяк, Колекъёган и Чехломей.

Места распространения

Населённые пункты в бассейне р. Ваха и его притоков р. Колекъёган и Сабун, в которых проживает местное хантыйское население.

Место обнаружения

Посёлок Ваховск: сёла Корлики, Ларьяк и Охтеурье; деревни Большой Ларьяк, Колекъёган и Чехломей.

Информация об ответственности относительно ОНКННЮ

 Лица, имеющие отношение к ОНКННЮ:

Тип ответственности:исследователь.

ФИО:Яковлев Яков Александрович.

Дата рождения: 25 апреля 1957 г.

Образование:высшее.

Место работы/адрес:БУ «Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»»,

628950, г. Ханты-Мансийск, ул. Комсомольская, 30.

Организации, имеющие отношение к ОНКННЮ:

Тип ответственности:нет.

Наименование:

Адрес:

Описание ОНКННЮ

Тип описания: Очерк

Описание:

Территория ХМАО – Югры занимает центральную часть Западно-Сибирской равнины. Её основные реки – Обь и её нижний приток Иртыш. Значительными реками округа являются притоки Оби (правые – Вах, Аган, Тромъёган, Лямин, Пим, Назым, Казым; левые – Большой Юган, Большой Салым, Северная Сосьва) и притоки Иртыша (Конда, Согом). Высокая водоносность и плотность речной сети сопровождаются обилием закрытых водоёмов – в Югре гидрологи насчитали не менее 300 тыс. озёр. Такая огромная цифра, даже с учётом того обстоятельства, что подавляющее большинство (почти 99 %) озёр имеют площадь лишь до 1 кв. км, формирует огромное водное зеркало. Если ещё вспомнить о самых крупных в мире Васюганских болотах, большая часть которых тоже расположена в ХМАО – Югре, то становится очевидным: эта территория максимально обводнена.

Поэтому население региона во все времена было просто обречено быть рыболовами и «рыбоядцами», как окрестили обских угров русские первопоселенцы, или «ихтиофагами», как писали учёные путешественники, знакомые с латынью. Современная археология считает, что рыболовство на территории нынешней Югры, зародилось как минимум во времена мезолита (среднекаменного века), это примерно 8–10 тыс. лет назад. А в следующую историческую эпоху, именуемую неолитом (новокаменным веком) и отодвинутую от наших дней приблизительно на 5–7 тыс. лет, в лесной части Приобья и Зауралья уже использовались все дожившие до наших дней способы рыбной ловли – запорный, сетевой, колющий и крючковый. Вместе с оленеводством, охотой и собирательством рыболовство составляло основу традиционного хозяйства.

Совершенно очевидно, что зарождение и развитие рыболовства вызывают формирование соответствующего сектора материальной культуры – рыболовных снастей и средств передвижения по водоёмам (прежде всего, лодок).  Долблёная лодка-однодеревка – промежуточное звено между плотом и дощатой лодкой – важнейший объект материальной культуры обских угров. Первый публикатор этнографической информации о долблёной лодке у хантов р. Ваха учитель из юрт Ларьякских Г.М. Дмитриев-Садовников не без юмора писал о том ещё в 1913 г.: «Облас – национальное остяцкое судно, которое, по-видимому, должно сохраниться и пережить самих остяков…».

По метрическим характеристикам классические долблёные лодки с р. Ваха можно разделить на три группы.

1. Малые (оном-рыт). Исследователи указывают разные параметры таких лодок . По Г.М. Дмитриеву-Садовникову: длина – немногим более 213 см, ширина – немногим более 36 см, глубина – 18–23 см, толщина – до 1 см. По М.Б. Шатилову: длина – около 350 см, ширина – 50–60 см. Устанавливалось до 7–8 поперечных распорок. Такая лёгкая лодочка предназначалась для перевозки только одного человека, собаки и однодневного запаса пищи. Использовалась для охоты на водоплавающую птицу, когда промысловику переходилось перетаскивать своё судёнышко из одного водоёма в другой, и его вес имел принципиальное значение.

2. Средние (кутов-рыт). В указании размеров тоже есть несовпадения. По Г.М. Дмитриеву-Садовникову: длина – до 426 см, ширина – 53 см, глубина – до 27 см, толщина – 1 см. С 7–8 поперечными распорками. Грузоподъёмность – до 245 кг. По М.Б. Шатилову: длина – до 400–500 см, ширина – 60–70 см, глубина – 25–30 см. Грузоподъёмность – 163–196 кг. Такие лодки вмещали 4–5 чел. и были наиболее распространены.

3. Крупные (алле-рыт). Параметры таких лодок следующие. По Г.М. Дмитриеву-Садовникову: длина – до 639 см, ширина – 71 см, глубина в корме – до 36 см, толщина – 2 см. С 10–12 поперечными распорками. Грузоподъёмность – до 652 кг. По М.Б. Шатилову: длина – до 600 см, ширина – 80–90 см, глубина – 30–40 см. Грузоподъёмность – до 815 кг. Рассчитана такая лодка на 10–12 чел. Такие судна использовались для дальних переездов всей семьи с вещами, для перевозки грузов. Они были вдвое тяжелее обласов среднего класса. Как пишет Г.М. Дмитриев-Садовников, «один человек средней силы в состоянии перетаскивать такой облас через небольшие волока». В настоящее время такие крупные долблёнки уже не изготавливаются, их полностью заменили моторные лодки.

Этнологический аспект

Долблёная лодка – универсальное судно, присутствующее в материальной культуре практически всех этносов, в состав хозяйства которых входит рыболовство. Известны они и у финноязычных народов – карелов, эстонцев и др. В Приобье такими лодками активно пользовались все группы обских угров, нарымские селькупы и кеты. Меньшую роль подобные долблёнки играли у сибирских татар, карагасов Томской обл., сымских и кетских эвенков, шорцев, алтайцев и ненцев.

У хантов такая лодка наибольшее распространение получила в восточной группе: «Для восточных хантов долблёнка более характерна, чем для других групп, у которых наряду с долблёнкой бытовала составная лодка…» (Н.В. Лукина).

При этом различия во «флоте маломерных судов» и обских угров в целом, и хантов в целом, и даже внутри группы восточных хантов будут весьма заметны. На это указывал ещё вышеупомянутый Г.М. Дмитриев-Садовников: «Облас… имеет свои, сообразно местным требованиям, особенности, благодаря чему в бассейнах той или иной реки или даже в различных её притоках как тип обласа, так и его производство различны. И чем более мы будем вглядываться в эти особенности, тем более отыщем характерных черт, в которых сделан облас, и на посадку ездока, и на большее или меньшее искусство, с каким он сделан, и на многое другое».

Причинами этих локальных особенностей являются, прежде всего, условия местных водоёмов и особенности местной экономики. Очевидно же, что для открытых широких и глубоких водоёмов с высокой волной нужны одни суда, а для закрытых узких и мелких – совсем другие; для перевозки большого объёма рыбы при товарном производстве формируется одна модель лодки, а для доставки небольшого объёма добычи при семейном потреблении – другая.

Эти природные и хозяйственные причины для формирования модели долблёнок и, соответственно, выработки технологических приёмов, оказываются даже более важными, нежели этническое или языковое родство. Например, долблёные лодки (обласа) восточных хантов и проживающих соседно с ними в единых ландшафтных и гидрологических условиях нарымских селькупов и кетов практически одинаковы и по классической типологии лодок, разработанной В.В. Антроповой, относятся к западносибирскому варианту остроконечного типа долблёных лодок. А вот северные ханты и, вероятно, манси, формирующие свою культуру в несколько иных природных условиях, пользуются уже иным типом лодки, именуемой «калданкой» – с плоским днищем и тупыми водорезами, с пришитыми к днищу высокими бортами из двух досок, с вздёрнутыми носом и кормой. Они относятся уже к плоскодонному типу составных лодок.

Русские старожилы, перенявшие аборигенные долблёнки, тоже изготавливали их в соответствии с распространённым на территории их нового обитания типом; поэтому облас русского жителя Нарыма или Сургута будет копией лодки местных селькупов или хантов и будет при этом отличаться от обласа русского из Мужей или Салехарда.

Однако мелкие отличия наблюдаются и внутри типа лодок восточных хантов. Г.М. Дмитриев-Садовников и Н.В. Лукина, например, отмечали, что при большом своём сходстве обласа васюганских, ваховских, сургутских и аганских хантов (эти этнолингвистические группы в совокупности и составляют восточное крыло обских угров) имеют также существенные различия: два первых более лёгкие, с острыми водорезами, приподнятыми носом и кормой, а два последних тяжёлые, с единой горизонталью бортов, носа и кормы.

Более того, с переходом на более мелкие детали лодочных моделей можно выйти на уровень маркирования не только отдельных этносов или групп внутри этноса, а уже отдельных семей (мастеров). «…Наши информаторы отмечали, что для представителей разных фамилий характерен особый «вид» долблёнки (разная степень крутизны носа и кормы, форма головок и др.), по которому можно определить, кем она изготовлена», – писала Н.В. Лукина.

По справедливому мнению Г.М. Дмитриева-Садовникова, локальные особенности долблёной лодки ваховских хантов вызваны условиями местной гидросистемы – обилием водотоков с узким руслом и быстрым течением. При этом он подчёркивал, что такое судно было бы малопригодно «для устойчивости на волнах», то есть для акватории Оби.

Характерные признаки лодки (обласа) с р. Ваха, которые обусловливают оригинальность технологии её изготовления:

1. Малый вес.

2. Малая ширина относительно длины (узкий).

3. Острый водорез.

4. Низкие борта.

5. Приподнятые над бортами корма и нос.

6. Остро-овальное дно.

7. Небольшая грузоподъёмность (Г.М. Дмитриев-Садовников: «…На р. Оби можно встретить ветловые обласа, поднимающие до 100 пудов, тогда как на р. Вахе самый большой облас поднимает 20–40 пудов»).

Есть ещё два любопытных этнологических аспекта, связанных у хантов с лодками.

Гендерные маркёры лодок. Обласы традиционно подразделяются на мужские и женские. При этом мужчинам не разрешалось пользоваться женским судном – и наоборот. И вообще лодки с неохотой давали в пользование чужим людям, пусть даже и одного пола. Считалось, что это может стать причиной неудачи на промысле.

Лодки как инструмент системы счёта расстояния. Обскими уграми была разработана своя собственная система мер. Время могли измерять отрезками «пока котёл закипит» или «сгорит в костре плёнка от бересты». Зимой расстояние могли исчислять днями пешего перехода или количеством оленьих передышек (попрысков), а вот летом – числом «песков». Сибирские очень извилистые реки каждый свой поворот отмечают песчаной отмелью. Поэтому число «песков» указывает на количество поворотов речного русла. Прежняя «остяко-вогульская система мер и весов» давно канула в Лету, а вот счисление по «пескам» оказалось настолько удобным, что коренные жители и русские старожилы Приобья пользуются им до сих пор.

Исторический аспект

Исторические факторы возникновения и существования ОНКННЮ «Технология изготовления долблёной лодки (рыт) ваховских хантов» подробно представлена в очерке описательной части анкеты. Здесь же допустим лишь очень краткий исторический экскурс.

Время возникновения долблёной лодки в Западной Сибири. Точный ответ на этот вопрос сегодня невозможен. Косвенным свидетельством возможного изготовления долблёнок могут служить многочисленные каменные топоры и тёсла, которые в Западной Сибири появляются в эпоху неолита (приблизительно 5–7 тыс. лет назад). Такое предположение подкрепляется и логикой развития рыболовной отрасли, возникновение которой датируют мезолитом (около 8–10 тыс. лет назад) и существование которой без лодки невозможно.

Распространение долблёной лодки в Западной Сибири. На протяжении своего длительного существования долблёные лодки неминуемо эволюционировали и в размерах, и в форме, и в декоре.

Относительно последнего интересны фольклорные источники, в которых представлены лодки, покрытые резьбой. По сведениям С.К. Патканова, богатырские лодки для военных походов изукрашивались изображениями птиц и зверей. К XIX в. от былого зоо– орнитоморфного декора остались лишь небольшие завитушки или аморфные выступы на носу и, реже, на корме. В настоящее время в связи с развитием публичной функции обласа – его активным участием в национальных праздниках – возродилась традиция его украшательства.

В плане исторического развития долблёной лодки и технологии её изготовления необходимо также отметить, что эти элементы традиционных культур коренных малочисленных народов Севера очень быстро были восприняты русскими новопришельцами. Иначе и быть не могло, поскольку новоявленные сибиряки оказывались в тех природно-климатических условиях, которые и сформировали обласы, и начинали заниматься рыболовным промыслом, который невозможен без такой лодки. Поэтому все – от Ермаковых первопоселенцев через Столыпинских переселенцев и Сталинских спецпереселенцев до новосёлов-нефтяников 1960-х гг. – учились у местного населения ладить эти вёрткие судёнышки и пользоваться ими.

Угасание традиции изготовления долблёной лодки в Западной Сибири. Закат «остяцкого кораблестроения» начался примерно с рубежа последних тысячелетий. Среди нескольких причин можно выделить две основные – кризис рыболовного промысла и наплыв доступных и дешёвых надувных лодок фабричного производства.

Возрождение традиции украшательства долблёных лодок, предназначенных для публичного использования. Апрель 2021 г.

Фото: Ю.В. Ипполитов

Социологический аспект

Часть социальных факторов возникновения и существования ОНКННЮ «Технология изготовления долблёной лодки (рыт) ваховских хантов» подробно представлена в очерке описательной части анкеты. Здесь же необходимо указать ещё три важнейшие социальные функции долблёной лодки.

1. Лодка в свадебной обрядности. В летний период именно в лодке жених увозил невесту из дома её отца. До нач. XX в. такую лодку драпировали красным сукном и ситцами. Для этой важной процедуры, символизирующей перемещение невесты из мира своего рода в новый для неё мир, жених был обязан изготовить для своей суженой специальное «весло невесты». Оно должно было отличаться особой изысканностью в форме и декоре. В частности, ручку такого весла было принято украшать прорезями с вставленными шумящими колками и красить в яркие цвета.

2. Лодка в погребальной обрядности. Традиционное мировоззрение обских угров совмещает две разные модели устройства Мироздания – вертикальную и горизонтальную. В соответствии с последней обитель богов и благонесущих духов располагается в истоках Оби (на светлом и тёплом юге), реальный мир – в среднем течении, а вместилище умерших людей и злобных сил – в обских низовьях (на мрачном и холодном севере). В соответствии с такой «дорожной картой» покойника следовало отправлять к праотцам вниз по течению, естественно в лодке. Таким образом, долблёные обласы стали последним приютом человека для его путешествия в небытие.

Этот элемент погребального обряда на территории Среднего и Нижнего Приобья археологи наблюдают с эпохи Средневековья (примерно с IXXI вв.).

В этнографическое время зафиксировано два варианта использования лодки в погребальной церемонии.

Согласно первому, умершего человека хоронили непосредственно в лодке, которую, разумеется, переделывали в гроб. Северные ханты для этого распиливали или разрубали лодку поперёк: одна половина служила вместилищем для тела, другая крышкой. У ляпинских манси и в некоторых других местах нос и корму лодки, принадлежавшей семье умершего, обрезали или обрубали по росту покойника, образовавшиеся отверстия закрывали берестой (позднее – досками), а из обрезков сооружали крышку.

Второй вариант предполагал уже опосредованное использование лодки для перемещения усопшего из мира живых в обитель мёртвых: тело помещалось в гроб, а уже гроб доставлялся до кладбища только и обязательно на лодке. Это, например, зафиксировано З.П. Соколовой на р. Вахе.

3. Лодка в спортивных состязаниях. Для населения Западной Сибири, существовавшего в экстремальных природно-климатических и социальных условиях «войны всех против всех», развитие физической культуры и физического воспитания были необходимым условием выживания. И соревнования – выявление сильнейших – были необходимой составляющей этого процесса. До наших дней сохранилось лишь несколько видов состязаний – тройной прыжок, метание тынзяна на хорей, бег с палкой, метание топора и прыжки через поставленные в ряд нарты (сегодня это называется «северное многоборье»). Дожили и гонки на обласках, которые всегда вызывают неподдельный интерес. Многие виды спортивных соревнований, в том числе и водных, оказались безвозвратно утраченными. Например, фольклорные источники сохранили информацию о виртуозах, которые, стоя на ногах в обласке, могли наклониться и взять зубами небольшую ветку, плывущую по реке.

Лингвистический аспект

Восточные ханты называют лодки-долблёнки рыт. В.Н. Чернецов связывает с этим названием южнохантыйское и южномансийское ронта («лодка»), Н.В. Лукина – южноселькупское ронтык («лодка») и североселькупское ротык («шаманская лодка»). Последняя предполагает, что во всех этих названиях отразилась праоснова древнего названия лодки, вошедшего в язык селькупов и обских угров. Впрочем, восточные и некоторые группы обских хантов словом рыт / ронта обозначают также большую лодку, баркас, баржу.

Одна из форм погребальной обрядности – захоронение в лодке – стала причиной того, что некоторые группы обских угров название лодки перенесли на гроб. У северных хантов оба этих предмета имеют одинаковое название – хоп. У казымских хантов для гроба существует название йинк манты хот – «по воде идущий дом». Сынские ханты гроб из лодки-­долблёнки называют лэлты юх – «дерево, на которое сажали / грузили».

Название весла туп В.Н. Чернецов считает производным от глагола тоу / ту-го – «грести». Второе название весла – лув – Н.В. Лукина предположительно выводит от глагола лахынта в том же значении «грести».

Происхождение:

См. выше.

Этнокультурная принадлежность:

Обские угры – Ханты – Восточная группа хантов – Ханты р. Ваха.

Ссылка на источник:

Антропова В.В. Лодки // Историко-этнографический атлас Сибири. – М; Л.: АН СССР, 1961. – С. 107–130. – (С. 114).

Гарин Н. Долблёнка // Северные просторы. – М., 1988. – № 6. – С. 26–27.

Дмитриев-Садовников Г.М. Ваховский облас // Ежегодник Тобольского губернского музея.– Тобольск, 1911. – Вып. XХI. – С. 1–10.

Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север. В 3 т. – Т. 3: Этнографический очерк местных инородцев. – М.: Либерея, 1996. – С. 121.

Кулемзин В.М. Обряды перевода из реального мира в потусторонний у народов Западной Сибири в XVIIIXX вв. Ханты и манси // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. – Т. 2: Мир реальный и потусторонний. – С. 367.

Кулемзин В.М., Лукина Н.В.  Васюганско-Ваховские ханты в конце XIX – начале XX вв. Этнографические очерки. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1997. – С. 51.

Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты // Новосибирск: Наука, 1992. – С. 57–60.

Лук. Облас. Берёсто: Ремесленные процессы ваховских ханты в описаниях и фотографиях Г.М. Дмитриева-Садовникова / ред.-сост. И.В. Игонина. – Нижневартовск: Издательский дом «Югорский», 2011. – 80 с. – (С. 42–55).

Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов (восточная группа). – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1985. – 364 с. (С. 85–90).

Ляпунова Р., Рудольф В. Транспорт водный // Свод этнографических понятий и терминов. – М.: Наука, 1989. – Т. 3: Материальная культура. – С. 183–190.

Материалы по фольклору хантов. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. – С. 150.

Мифологическое время. – М.: Эпифания, 2003. – 215 с. – (С. 66).

Соколова З.П. Пережитки религиозных верований у обских угров // Сборник Музея антропологии и этнографии АН СССР. – Л.: Наука, 1971. – Т. XXVII:  Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX – начале XX века. – С. 211–238. – (С. 229, 232).

Соловьёва К.Ю. Лодка-долбленка в традиционной культуре хантов // Угры. Материалы VI Сиб. симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». – Тобольск, 2003. – С. 457–461.

Фёдорова Е.Г. Река в погребальной обрядности народов Сибири // Реки и народы Сибири. – СПб.: Наука, 2007. – С. 216–237. – (С. 226–228).

Шатилов М.Б. Ваховские остяки. (Этнографические очерки). – Труды Томского краевого музея. – Томск, 1931. – Т. IV. – 175 с. – (С. 72–75).

Шелудяков А.Г. Югана. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1985. – 351 с. – (С. 262).

Сведения об особенностях ОНКННЮ

Состояние бытования

Изготовление долблёных лодок и их использование продолжается и в наши дни. Эта традиция пока ещё жива и на р. Вахе. Разумеется, в большей мере это относится к местам традиционного проживания этногрупп (родовым угодьям) и национальным посёлкам, в меньшей – к смешанным посёлкам. Русские старожилы старшего поколения, живущие в сельской местности, тоже пока ещё умеют делать и пользоваться обласами.

Риск исчезновения

Риск исчезновения в Приобье традиционных долблёных лодок и, как следствие, технологий их изготовлений очевиден и предсказуем. Передача этой традиции ещё существует в местах традиционного проживания хантов (на родовых угодьях) и в национальных посёлках. В смешанных населённых пунктах младшее и среднее поколения уже не владеют навыками изготовления обласков. Большинство мастеров – это люди старшего поколения. Как покупные китайские капроновые дешёвые сети вытеснили из рыболовного арсенала самодельные сети и уничтожили местную традицию их плетения, так и доступные лёгкие лодки из современных искусственных материалов и надувной резины, снабжённые к тому же лёгкими моторами, уничтожают сегодня традицию однодеревок.

Вторая причина исчезновения традиционных лодок – это кризис рыболовной отрасли местного населения в последние 20–30 лет. Домашнее рыболовство и традиционный рыбный рацион сейчас в большей мере сохраняются опять же в местах традиционного проживания и в национальных посёлках. Те ханты и манси молодого и среднего возраста, кто перебрался в города и крупные посёлки, рыбачат и едят рыбу уже намного меньше и реже.

Исключительность / Ценность

Ценность долблёных лодок и технологий их изготовления восходит к безусловной ценности материальной культуры как таковой. «Материальная культура представляет собой механизм адаптации общества к условиям природной и социальной среды его существования. Иными словами, в ней находят отражение как природно-географическая среда обитания данного этноса, так и уровень его общественно-экономического развития, политическая структура, окружение и другие конкретные исторические условия.

Понятие «материальная культура» охватывает не только материально объективированные явления культуры в сфере производства и потребления, но и связанные с ними формы человеческой деятельности, ориентации и опыта. Поскольку «вещи интересуют этнографа не сами по себе, а в их отношении к человеку», …усилия этнографов направлены, прежде всего, на изучение обстоятельств изготовления предметов обихода и их функций…, т.е. познание отношений между предметами и деятельностью человека, её локальной и этнической специфики… Собственно целью этнографических исследований является изучение жизненного уклада»

Исходя из сказанного, для познания этнической специфики и жизненного уклада хантов – преимущественно рыболовов – изучение материальной культуры именно этого направления хозяйственной деятельности (включая, разумеется, и средства передвижения по воде) имеет первостепенное значение.

 

Форма бытования

В настоящее время ОНКННЮ «Технология изготовления долблёной лодки (рыт) ваховских хантов» бытует в своей аутентичной форме – для производства обласов. Последние же используются в двух назначениях.

1. Промыслово-хозяйственное назначение:

– для рыбного промысла,

–для охоты на водоплавающую птицу,

–для охоты  на водоплавающих животных,

– для транспортировки людей и грузов.

2. Социально-культурное назначение:

– для национальных спортивных состязаний,

– для проведения национальных праздников,

– для обслуживания туристов,

– и т.п.

 

Сведения о действиях над/с ОНКННЮ

Тип действия

Сохранение.

Наименование действия: сохранить знания и навыки о технологии изготовления долблёных лодок, имеющиеся среди старшего поколения.

Время действия:немедленно.

Периодичность действия:постоянно.

Метод действия: материальное и моральное стимулирование мастеров, владеющих технологией изготовления долблёных лодок, к реализации этих знаний на практике – созданию лодок для музейных экспозиций, национальных центров, учреждений культуры и учреждений образования.

Место действия:сёла Корлики, Ларьяк и Охтеурье; деревни Большой Ларьяк, Колекъёган и Чехломей.

Исполнитель:органы местного самоуправления; учреждения культуры и учреждения образования Нижневартовского района ХМАО – Югры; население сёл Корлики, Ларьяк и Охтеурье; деревень Большой Ларьяк, Колекъёган и Чехломей.

Состояние: удовлетворительное (по четырёхбалльной шкале).

Тип действия

Развитие.

Наименование действия: обеспечить передачу знаний и навыков о технологии изготовления долблёных лодок от старшего поколения к младшему. Не ограничиваться при этом представителями только хантыйского этноса. При очевидном интересе современной молодёжи к историческому моделированию и ролевым играм обучение всех желающих изготовлению традиционных хантыйских обласов и навыков управлениями ими может оказаться результативным.

Время действия:немедленно.

Периодичность действия:постоянно.

Метод действия: проведение мастер-классов по изготовлению долблёных лодок в национальных центрах, учреждениях культуры и учреждениях образования Нижневартовского р-на ХМАО – Югры.

Место действия: г. Нижневартовск, сёла Корлики, Ларьяк и Охтеурье; деревни Большой Ларьяк, Колекъёган и Чехломей.

Исполнитель:органы местного самоуправления; учреждения культуры и учреждения образования Нижневартовского района ХМАО – Югры; население сёл Корлики, Ларьяк и Охтеурье; деревень Большой Ларьяк, Колекъёган и Чехломей.

Состояние: неудовлетворительное (по четырёхбалльной шкале).

Тип действия

Популяризация.

Наименование действия: популяризация знаний и навыков о технологии изготовления долблёных лодок.

Время действия:немедленно.

Периодичность действия:постоянно.

Метод действия:

– тематические мероприятия (выставки, лекции, беседы, семинары), посвящённые ваховскому луку и технологии его изготовления, в музеях Ларьяка и Нижневартовска;

– регулярное освещение этой темы в СМИ Нижневартовского р-на ХМАО – Югры;

– представление в сети Интернет образовательного видеоролика о технологии изготовления ваховского обласа;

– организация в Нижневартовском районе ХМАО – Югры ежегодных спортивных соревнований по гонкам на обласе.

Место действия:г. Нижневартовск, сёла Корлики, Ларьяк и Охтеурье; деревни Большой Ларьяк, Колекъёган и Чехломей.

Исполнитель:органы местного самоуправления; учреждения культуры и учреждения образования Нижневартовского района ХМАО – Югры; население сёл Корлики, Ларьяк и Охтеурье; деревень Большой Ларьяк, Колекъёган и Чехломей.

Состояние: неудовлетворительное (по четырёхбалльной шкале).

Об особенности распространения и использования ОНКННЮ

Частота выражения:эпизодически.

 

Средства выражения:изготовление новой долблёной лодки.

Способы передачи:

– Непосредственное обучение мастером учеников (по принципу «Делай, как я»). При надлежащем техническом обеспечении возможно дистанционное обучение онлайн.

– Опосредованное обучение посредством фиксации мастер-класса в печатном (брошюры, наборы фотографий и пр.), видео– или электронном (USB-флеш-накопители) форматах.

Второй способ, исключающий непосредственное общение обучающего и обучаемого, менее продуктивен.

 

Факторы, способствующие распространению:

– Сохранение проживания хантов на родовых угодьях и в национальных посёлках.

– Сохранение рыболовного промысла как важной составляющей местного и семейного хозяйства.

– Сохранение рыбных блюд как основы традиционного рациона хантов.

 

Ссылка на источник: нет

Техники /технологии  исполнения ОНКННЮ

Наименованиетехники /технологии

Тип техники /технологии:

«Лодки – это простые полые ёмкости, искусственно сделанные плавающими, которые могут быть загружены».

Для их изготовления используются четыре технологии: субстрактивная, деформативная, коробовая, конструктивная.

Для изготовления ваховского обласа используется субстрактивная технология: «уменьшение объёма цельнодревесного ствола путём изменения его формы при выдалбливании и снятии стружки».

Описание техники /технологии:

Изготовление долблёной лодки считается у хантов исключительно мужским занятием.

В настоящее время изготавливаются долблёные лодки только малых и средних размеров.

На изготовление лодки средних размеров от вырубки сырорастущего дерева до спуска на воду мастеру понадобятся –от 3 до 5 дней, но наиболее опытные справятся и за 2–3 дня.

У хантов р. Ваха этот процесс состоит из нескольких последовательных этапов, каждый из которых для достижения качественного результата необходим и важен.

1. Выбор дерева. Специальным поиском нужного дерева непосредственно перед изготовлением лодки никто не занимается. В своих постоянных передвижениях по лесу охотник-рыбак-собиратель замечает подходящий ствол и запоминает место, на которое потом (может быть, через несколько лет) и идёт. Набор древесных пород для изготовления лодок не так уж велик: выбирают осину, ветлу, кедр, но в некоторых местах не отказываются также от осокоря (пойменного тополя) и даже черёмухи (последнюю указал только А.А. Дунин-Горкавич). По замечанию Г.М. Дмитриева-Садовникова и М.Б. Шатилова, на р. Вахе предпочитают использовать осину.

Критерии отбора просты – ствол должен быть равномерно округлым, желательно слегка изогнутым и без нижних сучьев, со здоровой сердцевиной и прямыми слоями. Хорошие мастера-лодочники знают особые секреты для выбора действительно идеального сырья для своего изделия. Например, осину они ищут на сухих возвышенных местах, желательно в ельнике или пихтаче, поскольку у осины, выросшей на болотине или в низине, сердцевина почти всегда гнилая. Особо опытные даже делают ещё на живом дереве затёску с теневой стороны. Они знают, что с солнечной стороны слои плотнее прилегают друг к другу, древесина крепче и потому оставят потом эту сторону для днища будущей лодки, а выбирать древесину начнут по своей метке с более рыхлой теневой стороны.

По поводу времени заготовки дерева (на Вахе раньше её называли «болванок») сведения противоречивы. В.М. Кулемзин пишет, что хант отправляется за заготовкой для будущего обласа «по весеннему насту с ручными нартами»; мастер-лодочник М.Я. Гарин утверждает, что делать это следует во «время появления почек у осины»; М.Б. Шатилов настаивает на использовании «осины, преимущественно свежей, срезанной весной»; М.Г. Дмитриев-Садовников указывает на «начало июня, когда деревья покрываются молодыми листьями и наливаются свежим душистым соком».

2. Отсекание заготовки и доставка на участок плотницких работ. Заготовкой для обласа служит комлевая (нижняя) часть ствола. Требования к её длине и способам измерения могут б



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.