Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Построить в усадьбе моей Алексеевской домовую церковь».



«Построить в усадьбе моей Алексеевской домовую церковь».

Минуло уже много лет с того памятного первого моего путешествия в село Алексеевское и вокруг озера Мстино с моей мамой и Алексеем Крючковым, но тот дождливый день навсегда остался в моей памяти. Вымокли мы знатно, лазая по кустам на месте старинного некрополя у алтарной части обезображенной Покровской церкви, да на месте усадьбы Петровых, что располагалась к западу от села.

Итогом всей поездки стала тогда моя статья «Вокруг Мстино» о храмах и усадьбах Мстинского края. Свет она так и не увидела в печати, лишь только на нашем приходском сайте в разделе «Храмы Вышневолоцкого уезда» удалось разместить её электронный вариант. С тех пор материалы о храмах копятся, собираются кропотливо в различных архивах нашей страны и история обрастает новыми подробностями.

Так и с историей села Алексеевского, первой церкви которого в 2021 году исполняется 220 лет. Началась церковная история этого места в 1801 г. прошением местной помещицы Анны Гурьевой о разрешении построить в усадьбе Алексеевское домовую церковь.

«Имею я в Тверской Вашего Преосвященства епархии в Вышневолоцком уезде, в приходе с. Млёва усадьбу Алексеесвское, - писала Анна Николаевна Гурьева Тверскому епископу Павлу, - откуда как я, так и мои крестьяны, за дальним расстоянием и разлитием вод, в воскресные и праздничные дни не можем быть при отправлении божественной литургии, да и приходскому священнику для исправления в помянутой усадьбе мирских треб бывает великое препятствие». (ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2679, Л. 1, «Дело о дозволении Вышневолоцкой помещице девице Анне Гурьевой построить в усадьбе Алексеевской домовую церковь»).

Современное село Алексеевское действительно расположено на дальнем расстоянии от села Млёва, и даже при наличии прямой дороги вдоль берега Мсты из усадьбы Алексеевское попасть в XIX веке во Млёво было проблематично. Поэтому и просила Анна Николаевна Тверского архиерея «позволить построить в усадьбе моей Алексеевской домовую церковь и определить к оной из семинаристов во священника и дьячка».

Несколько слов стоит сказать о самой Анне Николаевне Гурьевой. Отец её – владелец имения Алексеевское скончался в 1770 г. и завещал усадьбу своей дочери Анне. Имя Николая Григорьевича Гурьева в России было широко известно. Действительный статский советник, генерал-рокермейстер Николай Григорьевич Гурьев родился 21 сентября 1723 года. Во времена императрицы Екатерины II Николай Григорьевич Гурьев занимал должность обер-прокурора Правительствующего Сената. Скончался 2 декабря 1770 г. в возрасте 47 лет и был погребен в ограде церкви Благовещения на Васильевском острове.

Племянница Анны Николаевны Софья в 1815 г. вышла замуж на Николая Никитича Сеславина – участника наполеоновских войн и Отечественной войны 1812 г., городничего Вышнего Волочка. Позже Софья выкупит имение у своей тётки и Сеславины станут владельцами сельца Алексеевское.

В рапорте благочинного с. Быстрого священника Ивана Ефимова содержится очень любопытная деталь. Во-первых мы находим посвящение домовой церкви – «в усадьбе её сельце Алексеевском построить домовую церковь во имя Покрова Божия Матери». (Л. 20). Это посвящение сохранится в дальнейшем и за приходской церковью в Алесеевском. И другая немаловажная деталь то, что жители окрестных деревень крестьяне «упомянутой помещицы Гурьевой домовыя церкви быть не желают, а желают быть не домовой церкви, а приходской… ибо ко оной усадьбе к сельцу Алексеевскому состоят в близости немалое количество находящихся из млевского приходу деревень». (Л. 20).

И всё же приходскую церковь строить в Алексеевском епархиальное начальство решило, что строить преждевременно. Разрешили иметь только домовую. «Вышневолоцкого уезда в усадьбе Алексеевской домовую церковь устроить велено по присланному из Святейшаго Правительствующаго Синода 1801 г. августа от 1 дня указу в доме помещицы ракермейстера Гурьева дочери Анны Николаевой по прошению ея по причине слабости ея здоровья и по отдаленности ея от приходской церкви», (Л. 23) - так записано в заключительных документах дела.

Службы в домовом Покровском храме поручено было совершать священнику с. Млёво Вонифатию Ефимову (Л. 23). 

История самостоятельного храма и прихода в с. Алексеевском началась в 1860 г. Название дела, сохранившегося в архиве Духовной Консистории, так и звучит «Об открытии в сельце Алексеевском новой церкви». По воспоминаниям дочери местного священника Владимира Ивановича Некрасова Раисы Владимировны Некрасовой храм начал строить на свои средства местный помещик П.П. Петров. В этом есть доля истины, т.к. Петров построил каменную церковную ограду и святые ворота, до сих пор украшающие центр села. (Денис Ивлев. Вокруг Мстино. Сайт прихода храма Георгия Победоносца и вмч. Варвары с. Матвеево: http://matveevo.prihod.ru/khramy_vyshnevolockogo_uezda/view/id/29350).

Судя по архивным документам, строили небольшой деревянный храм всем миром. За 1861, 1862 и 1864 гг. было выдано три сборных книги для записи пожертвований. В 1863 г. – в год освящения деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы, при церкви отводится новое кладбище.

Клировые ведомости 1910 г. сохранили для нас скупые сведения о храме Покрова Божией Матери в с. Алексеевском. «Церковь построена в 1863 г. тщанием прихожан, - писалось в документе, - Зданием деревянная с таковою же колокольнею в одной связи, крепка, крыта железом. Престол один. Освящен 6 мая 1863 г. во имя Покрова Божией Матери». (ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 16176, Л. 656. Клировые ведомости 1910 г.).

Как выглядела Покровская церковь в с. Алексеевском в 1910 г. сохранили для нас страховые документы того времени. «Покровская церковь – деревянная на гранитном цоколе, снаружи обшита тёсом и покрашена масляной краской, внутри отштукатурена, покрыта железом, окрашенным зеленою масляною краскою… На церкви имеется одна большая глава и пять малых (одна над алтарём), больших окон семь и маленьких два. Дверей наружных двухстворчатых не обшитых железом, внутренних три, из них одна обшита железом». (РГИА, Ф. 799, Оп. 33, Д. 2023, Л. 12. Страховые ведомости церквей Тверской епархии Вышневолоцкого уезда)

Внутри храма размещался иконостас длиною 5 сажень 1 аршин, высотою 5 аршин 3/4 , который оценивался в 1000 рублей. Для отопления в храме имелись две голландские кирпичные печи. (Л. 12).

Судя по сохранившимся названиям архивных дел – в приходе жизнь кипела ключом. Например, в 1865 г. выборы нового церковного старосты были настолько бурными, что произошли «беспорядки». Дело рассматривалось Духовной Консисторией. Целых три дела было посвящено церковному старосте Ястребцеву. В 1871 г. причт испрашивал награду для старосты, через год на него же была подана жалоба за самовольную продажу Ястребцевым колокола. Но по видимому дело закончилось хорошо, так как в 1882 г. всё тот же церковный староста Ястребцев получил церковную награду. Церковная награда была дана в 1869 г. и первому священнику Покровской церкви Успенскому.

В 1867 г. в приход села Алексеевское была включена деревня Лутково. Всего в Покровский приход входили: само село Алексеевское, и деревни Гарусово, Норфино, Болдырево, Мануйлово, Солпа, Вели, Мартусы, Лядины, Дуброво и Лутково. В 1901 г. прихожан в приходе насчитывалось: 215 дворов, 620 мужчин, 698 женщин. В 1915 г. в дополнение к уже имевшимся деревням прихода были приписаны ещё две деревни: Ваваево и Грыжино. А прихожан насчитывалось 838 мужчин, 848 женщин. Всё население – русское.

В 1870 г. следует прошение о постройке деревянной колокольни при храме. Согласно страховой ведомости «колокольня в три яруса общей высотою до верха карниза 8 сажен… построена в 1895 г.». (Л. 12)

В 1888 г. – переливается колокол, в 1894 г. – переделываются печи. Через год в храме начинается капитальный ремонт, то же самое происходит в 1899 и 1902 гг. В 1901 г. в храме устраивается мраморный престол, аналогичный престолам в соседнем Спасо-Георгиевском приходе с. Млёво.

1900 г. – ремонтируется часовня Казанской иконы Божией Матери в д. Дуброво. Всего Покровский приход кроме Дубровской часовни насчитывал ещё три: в самом сельце Алексеевском – Покрова Пресвятой Богородицы, в Мануйлово – преподобного Сергия Радонежского и в Солпе – святителя Николая.

В 1901 г. на приходе служили: священник Василий Иванович Княщинский – законоучитель местной церковно-приходской школы, 32 лет, окончил духовную семинарию, в службе с 1889 г., священник с 1891 г. награждён в 1897 г. набедренником и псаломщик – Николай Михайлович Преображенский, 25 лет, окончил духовное училище, в должности с 1900 года. Старостй Покровского прихода был крестьянин Стефан Павлович Ткачёв - в должности с 1894 г.

Под страховыми ведомостями 1910 года сохранились подписи священника Николая Лебедева и псаломщика Арсения Синицына, а так же «представителей церкви» Андрея Новикова и Михаила Спиридонова. Фамилия старосты, к сожалению, не читается(Л. 12 об)

В клировых ведомостях за этот же год указывается, что священнику Николаю Александровичу Лебедеву 34 года, а псаломщику Арсению Васильевичу Синицыну 20 лет. В январе 1911 г. старостой прихода стал крестьянин Иван Евдокимович Федосеев. (Л. 657 об)

Спустя пять лет состав причта в приходе с. Алексеевское поменялся. В 1915 г. на приходе служили священник Николай Лебедев, 38 лет, окончил духовную семинарию и псаломщик Николай Синёв, 30 лет, из 2 класса духовного училища. Прихожан при храме  значилось 838 мужчин и 848 женщин. В год приход получал 280 рублей дохода. (С. 133)

Александровкая церковно-приходская школа была основана в с. Алексеевском в 1889 г. Находилась в отдельном здании. По данным на 1901 г. в ней обучалось 72 ученика. Учительницей была Александра Петровна Серговская, окончившая Царско-Сельское училище. Оклад учительницы составлял 280 рублей в год. В церковно-приходской школе в 1910 г. обучалось 43 мальчика и 21 девочка (Л. 657), а в 1915 г. обучались 54 ученика. Содержалась школа на проценты с капитала в 3000 рублей. В 1910 году на содержание школы отпущено 99 рублей 84 копейки. Законоучитель – местный священник получал жалование в 60 рублей в год.

В 1907 г. для приходской школы выстроили новое здание. В страховых за 1910 г. оно описывалась так: «Церковно-приходская школа, стены деревянные, покрыты железом, длиною 8 сажень, шириною 6 сажен, высотою 7 ½ аршина, окон 12, дверей филенчатых 11, рамы двойныя, печей 2 голландских, 1 русская». Оценивалось здание школы в 3000 руб. (Л. 12 об) Что примечательно, при школе имелась своя баня «деревянная, бревенчатая, крыта лучинкою… построена в 1895 г.», которую оценивали в 50 рублей. И школы и строения при ней находились за границами села.

Закрытие Покровской церкви произошло в начале 1920х гг. Здание храма с 1925 по 1928 гг. по воспоминаниям Р.И. Некрасовой использовалось под клуб, кладбище сравняли с землёй и на его месте сейчас сельский стадион. На месте склепа местных помещиков Петровых, где были захоронены останки семи человек, установлен обелиск павшим годы Великой Отечественной войны воинам. Хорошо это или плохо? Возможно всё же лучше, чем куча мусора на месте дворянских могил?

Есть у села Алексеевское и свой священноисповедник – последний настоятель храма священник Николай Александрович Лебедев. Сведения о нём весьма скудные. Родился в 1876 году в с. Баскаки (современный Весьегонский район). В 1900 году по окончании семинарии был рукоположен во священника, с 1907 г. переведён к храму с. Алексеевского. До ареста проживал в с. Алексеевское Вышневолоцкого района. Арестован 11 февраля 1938 г. по обвинению в «антисоветской деятельности». Тройкой при УНКВД по Калининской области приговорён к высшей мере наказания – расстрелу 25 марта 1938 г. Расстрелян 28 марта 1938 г. (Проект «Открытый список»: https://ru.openlist.wiki/Лебедев_Николай_Александрович_(1876).

И вот моё последнее посещение села. Над Мстой сумерки ноябрьского хмурого дня 2020 года. Тишина и мерное течение реки. На церковном холме мало что изменилось за это время. Но лишь сейчас пришло почему-то понимание того, что не зря именно здесь поставили Покровский храм, на этом крутом полуострове, вдающемся в реку. Что-то древнее было здесь. Сторожевое городище или древнее селище… Место явно облюбованное человеком задолго до того, как Ольга «идяше по Мсте устави погосты и дани».

Я прошёлся по холму, постоял у опрокинутых могильных памятников за алтарём, скрытых под вековыми берёзами, что растут по периметру погоста. Затем взял велосипед и сходил на место усадьбы Гурьевых-Сеславиных-Петровых. От старинного флигеля XIX века, что помнит ещё Николая Никитича Сеславина, я спустился к мосту через Мсту. Отсюда на село открывается прекрасный вид, и в особенности на лишенное глав и колокольни здание Покровского храма. Как же далеко было видно его, когда оно было выше. И как далеко окрест разносился над водами тихой здесь Мсты призывный звон его колоколов. 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.