|
|||||||||||||||||||||||||||||
АктуальностьСтр 1 из 2Следующая ⇒
План по самообразованию воспитателя средней группы на 2018-2019 учебный год Тема «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
Воспитатель: Джалилова Э.Э.
Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников. Задачи самообразования: 1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста; 2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик; 3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность; 4. Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста; 5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы; 6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Формы работы с детьми: - совместная работа с детьми; - индивидуальная работа; - свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приёмы работы:(Объяснение, показ, беседа, игра) -массаж кистей рук; - пальчиковые гимнастики и физкультминутки; - изготовление дидактических игр, шнуровок; - лепка из пластилина; - игры с кубиками, конструкторами; - рисование с использованием шаблонов, трафаретов -пальчиковый театр. Использовались игры: -«Геометрические вкладыши»; -«Крупная и мелкая мозаика» - «Пирамидка»; - «Игры в сухом бассейне для рук»; -«Узнай что в мешочке?»; - «Разрезные картинки»; - «Строим из Лего»; - «Пазлы деревянные и картонные»; - «Шнуровка», - «Прищепки»;
Этапы проработки материала: 1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный) Изучение научной и учебно-методической литературы: · Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб.: КОРОНА-ВекГод: 2007 · ТКАЧЕНКО Т.А. РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ. - М.: ЭКСМО, 2007. · Османова Г.А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:КАРО :2008 · Османова Г.А.: Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику · Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речиЭксмо, 2011 г. · Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка» · Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. · Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. · Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
2 ЭТАП — внедрение в практику. В своей работе по данному направлению я применяю накопленный опыт современных педагогов и использую основные принципы: • Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам; • Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием; • Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму 3 ЭТАП — диагностика, представление опыта работы по теме. Форма отчетности: - сделать консультацию для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»; - составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик; - организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкий моторики».
Какой предполагается результат: У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.
Актуальность На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|