|
|||
Древняя Греция.Стр 1 из 4Следующая ⇒
3. Музыка древних цивилизаций: Древняя Греция и Рим
Древняя Греция. Древнегреческая музыка (наряду с поэзией) оказала большое влияние на развитие европейской профессиональной музыкальной культуры и музыкальной науки.
Из греческого произошло само слово «музыка». Музыка как предмет образования и воспитания и как составляющая общественной жизни играла огромную роль.
1) Все музыкальные слова и термины взяты из Греции. 2) Появился жанр любовные поэмы 2) Появилось интонирование, мажорно-минорная система. 3) Постоянное стремление к идеалу, внутреннее+внешнее. 4) Покровители музыки: Аполлон (играл на кифаре) иному сотворили 9 муз помощниц. 5) Принцип состязательности – агоны (игры) – олимпийские, пифийские, истмийские, немейские. *Пифийские – состязание поэтов и музыкантов. . Могли участвовать только свободные люди. Очень ценились те, кто играли на кефаре, их называли аэды, позднее рапсоды. Кефарийские состязания – самые важные. Кефаристы сопровождали музыку пением и стихами.
6) Пифагорсчитал, что с помощью чисел можно постичь музыку космоса. Оставил в наследство сольфеджио и гармонию. С учениками занимался изучением акустики. Учение о муз.инструментах.
7) Музыка может вылечить человека. *Аристоксен – музыка воздействует на чувства, нужно слушать сердцем. *Аристотель и Платон – с помощью музыки можно воспитывать индивидуума, который может быть полезен обществу 8) Дельфы – духовный город земли. 9) Первые состязания музыкантов состояли из выступления одних кифаредов, проводились в честь Аполлона, раз в 8 лет; потом добавили флейту — раз в 4 года. Победитель получал лавровый венок, почести до смерти, масло; потом — 23 кг серебра. В честь Геракла тоже играли, но поскромнее. На время игр – мир.
В конце 4 века конец пифийским играм – пришло христианство.
10) Любая трапеза сопровождалась музыкой. Песни прославляли хозяина дома, должны петь все по очереди (сколия). На свадьбе —пение и игра на авлосе (флейта такая) 11) Дифирамбы в честь Диониса.
12) Комос – песня гуляк. Аэды и рапсоды – читали стихи под музыку (тот же Гомер, будь он неладен)
13) Афинский театр. Культ Диониса – жестокие ритуалы (Дионисия). Режут козлов. Распевались и веселые песни. Люди, опьяненные вином, олицетворявшим самого Вакха, благодарили бога, крича: эвоэ! В честь Вакха приносили жертву — ему закалывали козла. Из этих сельских празднеств выросли драматические представления. Самое слово «трагедия» происходит из двух греческих слов: «трагос»— козел и «одэ»— песнь,
Большую часть сцены занимал хор – 12-15 мужчин, поют в унисон. Место хора – орхестра. Софокл и Еврипид сами писали музыку.
14) Греческие лады: Лады изначально назывались по месту появления, после философы придавали названиям эстетические свойства. Ионийский, Дарийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский,, Эолинийский, Лакрийский.
• Классиком xoровой лирики стал поэт и музыкант Пиндар - автор гимнов, застольных и победных од, отличавшихся разнообразием форм, богатством и причудливостью ритмов. Ha основе гимнов Пиндара развились дифирамбы, исполнявшиеся на дионисийских празднествах (около 600 до н. э.).
16) Мифы:
* «Пан и Сиринга» Однажды, как повествует древняя легенда, бог лесов Пан повстречал прекрасную деву Сирингу и влюбился в нее с первого взгляда. Пан, голова которого была увенчана рожками, а ноги были с копытцами, не понравился Сиринге. И она бросилась от него прочь. Пан помчался за ней и почти настиг на берегу Реки. Но Сиринга обратилась к Реке с мольбой, чтобы та укрыла ее от козлоногого Пана. Вняла Река мольбе Сиринги и превратила ее в тростник. Печальный Пан вырезал из тростника певучую свирель и с тех пор не расставался с ней.
* 9 муз: Каллиопа (эпическая поэзия), Эвтерпа (лирическая поэзия), Мельпомена (комедия), Талия (трагедия), Эрато (любовная поэзия), Полигимния (гимны), Терпсихора (танец), Клио (история), Урания (астрономия)
* Из панциря черепахи сконструировал лиру младенец Гермес, флейту изобрела Афина.
Древний Рим Музыка становится участником и каких-то цирковых представлений, торжеств, праздников императора. Появляется характер «шоу» на музыкальных состязаниях. Задача участников-получить денежный приз, а не стать музыкантом всех времен. В общем, более развлекательный характер музыки, чем в Греции. Древнеримская музыка в виде нотных памятников не сохранилась , суждения о ней основаны на многочисленных косвенных свидетельствах, архифактах литературы и изобразительного искусства . 1.Средние века. Григорианский хорал-церковный мужской хор 2.Распад Римской империи.
«Эпитафия секилоса» - самая старая в мире из сохранившихся и законченных музыкальных композиций (1-2 века н.э) Была найдена выгравированной на камне Надпись сделана буквами и знаками изображающую Мелодию!
1. музыкальные инструменты- кифара и авлос (в Риме назывался- тибия) 2. Игра на авлосе применялась у Римлян в античной трагедии в культе Диониса , для развлечения во время пира аристократии 3. Двойные авлосы( как две блок флейты) 4. До сих пор сохранились Римские названия музыкальных интервалов : Прима, секунда , терция, кварта, квинта, секста , септима, октава Эти названия они использовали ещё и для женских имён и названий месяцев .
5. Широкое распространение получил водяной орган – его использовали везде ! Любимый инструмент императора
|
|||
|