Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Структура рынка услуг



 

Рынок труда — это составная часть структуры

рыночной экономики, который функционирует в ней наряду с другими рынками: сырья,

материалов, товаров народного потребления и услуг, жилья, ценных бумаг и др. В самом

общем виде под рынком труда понимают систему общественных отношений, связанных

с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей и продажей. Ценой рабочей

силы является заработная плата. На рынке труда одна сторона (продавцы) представлена

лицами, ищущими подходящую работу, другая (покупатели) — работодателями —

предпринимателями или их представителями. Рынок труда реализуется через

государственную, коммерческую службы занятости (биржи труда), а также

непосредственно через кадровые службы предприятий и учреждений или напрямую

между работником и работодателем. Результатом удовлетворения взаимного интереса

работника и работодателя является договор найма, трудовой договор или контракт.

Рынок труда находится в непрерывном движении. Происходящие на рынке труда

процессы неразрывно связаны с демографической ситуацией в стране, динамикой

различных половозрастных групп, уровнями рождаемости и смертности, количеством

заключаемых браков и совершаемых разводов, составом семей, средним числом, детей

в семье и другими показателями.

Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя в

условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы

государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки

кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему

переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли -

продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к

труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели,

которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который

влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает

несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников

по количественным и качественным параметрам.

Национальный рынок труда охватывает все общественное производство - через

него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного

профессионально - квалификационного состава, но и определенных культурных и этико -

трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.

На рынке труда реализуется возможность:

- свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощеряемого

приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации

творческих замыслов и т. д.);

- найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства,

защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

- независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых

ресурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационными

группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой

деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных

населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и

духовных ценностей;

- свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении

приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом

гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и

регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на

прогрессивной шкале.

В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно

происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда

проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие

экономики (материально - технических элементов и структур), развитие человека (общей

и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств),

развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений

собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе,

его главное содержание.

Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные

созидательные качества, которого целиком определяют эффективность конкурентной

экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг,

масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований.

Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь

является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих

созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих

индивидуальные, особенно творческие, способности личности.

Преобладающая общность интересов “товара” рабочей силы и ее потребителей -

экономики и государства - является важнейшей социально - экономической чертой

рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного

хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый

государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно

совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является

одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы

любой страны.

Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально

- трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая

социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-

вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом

потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

Структура рынка услуг

В Системе национальных счетов услуги подразделяются на:

· Потребительские: туризм, гостиничные услуги;

· Социальные: образование медицина;

· Производственные: инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги;

· Распределительные: торговые, транспортные, фрахтовые.

По формам реализации услуги могут быть подразделены на четыре группы в зависимости от нахождения производителя и потребителя в момент её потребления:

· Услуга предлагается на территории её потребления. Примером такого перемещения является миграция рабочей силы, капитала - сеть ресторанов «Макдоналдс», банковские и страховые услуги за рубежом с обслуживанием клиентов на их территории;

· Услуга потребляется за рубежом, что предопределяет перемещение потребителя услуги. Туризм, когда туристы выезжают за рубеж для отдыха, деловых встреч и т.д.; обслуживание судов, самолётов, которое происходит в иностранных портах и аэропортах; медицина - проведение курса лечения, операций в зарубежных клиниках; образование - учёба в зарубежных университетах;

· Услуга предлагается и не территории её потребления и за рубежом: чтение лекций профессорами университетов, гастроли театров, артистов;

· Услуга не перемещается из страны в страну: услуги транспортных фирм, предоставляющих свой транспорт для перевозки грузов за границу; подготовка проектно-сметной документации, которая затем может быть передана по каналам связи.

Динамика сферы услуг складывалась при довольно заметных отраслевых различиях в ее темпах, что порождало непрерывные изменения в общей структуре, заметно ускорившиеся в последней четверти прошлого века. По темпам роста во всех странах устойчиво лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленный службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, научных исследований, а также информационно-компьютерными, консультационными, аудиторско-бухгалтерскими услугами и т.д. Быстрее всего растут объемы информационно-компьютерных услуг, использование которых ускоряет процессы информатизации и компьютеризации хозяйства. Стремительно прогрессируют и консультационные услуги по разработке и предоставлению фирмам научных решений в виде информации, экспертизы, рекомендаций по самым разным аспектам бизнеса- производственным, финансовым, управленческим.

В число лидеров по динамическим показателям входит и ряд очень популярных в предпринимательской среде нетехнических видов бизнес- услуг -по подбору персонала, связям с общественностью, поддержанию на фирмах нормального психологического и социального климата.

К быстрорастущему ядру рассматриваемой сферы относятся также услуги телекоммуникаций и кредитно-финансовых учреждений.

Сравнительно высокие темпы роста отличают группу социальных услуг. Здесь лидирует обслуживание категорий населения, нуждающихся в посторонней поддержке и помощи (инвалиды, престарелые, неблагополучные семьи), но по объемам услуг эта отрасль серьезно уступает другим. Высокие позиции занимает и сфера образования.

Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к "неторгуемым" товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин "торгуемые услуги", которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.

В настоящее время насчитывается более 600 видов мировых услуг, которые охватывают сферы деятельности, в том числе:

1) производство;

2) международная торговля;

3) международное движение капиталов;

4) транспорт и связь;

5) перемещение людей через границы.

Экспорт услуг оценивался в 51,3 млрд. долларов, или на 30% выше показателя предыдущего года. Положительная динамика, как и годом ранее, наблюдалась во всех без исключения отраслях.

Высокие темпы роста сохранили международные операции, связанные с поездками: экспорт услуг по данной статье вырос на 24% .



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.