|
|||
Становление психологии ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Становление психологии Главной особенностью психологии, отличающей ее от других наук, является то, что реальность, изучаемая ею, стала предметом познания задолго до ее оформления как науки. Традиционно эта реальность именовалась понятиями дух, душа и являлась прерогативой религиозных и философских рефлексий. Уже много позже исследования в области нейрофизиологии и биологии показали, что закономерности функционирования психики не совпадают с анатомо-физиологическими свойствами человека. Это, между прочим, подтверждает то, что душа, психика является самостоятельной сублимацией реальности. Однако, несмотря на то, что психика все время обнаруживает свое присутствие и свое влияние на жизнь и поведение людей, она долгое время не становилась предметом научного познания. Дело в том, что психика не имеет материальных, то есть доступных чувственному восприятию свойств. Ее нельзя потрогать, увидеть, и, значит, нельзя ее наблюдать, экспериментировать с ней и измерять ее. В то же время любая наука обязательно должна удовлетворять, по крайней мере, трем требованиям. Она должна использовать методы наблюдения и эксперимента, использовать математический анализ и применять полученные знания на практике. Ситуация изменилась, когда Огюст Конт предложил свою классификацию наук. Вместо социальной философии он предложил создать социологию – науку об обществе, вместо философии истории – историческую науку, а вместо философской антропологии – психологию – науку о душе (хотя сам термин «психология» ввел в употребление Хр. Вольф). Сформировавшись в конце прошлого столетия, первые попытки описать психическую жизнь человека и объяснить причины человеческих поступков, коренятся в далеком прошлом. История психологии – это по существу история развития взгляда человечества на мир и на смысл жизни. Условно можно выделить четыре этапа со своими характерными названиями в зависимости от того образа мира, который господствовал в умах людей на данном этапе развития человечества.
До начала XVIII века наличие души признавалось всеми. Причем на протяжении истории были как идеалистические (например, душа как проявление божественного разума), так и материалистические (например, душа как тончайшая материя, пневма) теории души. Душа рассматривалась как объясняющая, но сама необъяснимая сила, которая была первопричиной всех процессов в теле, включая собственные «душевные движения».
В конце XVII века в связи с развитием естественных наук понятие души, было исключено из науки. С XVIII века психология начинает рассматриваться как наука о сознании. Причем сознанием называли способность чувствовать, думать, желать. Место души заняли явления, которые человек находит «в себе», оглядываясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». В отличие от души явления сознания суть нечто не предполагаемое, а фактически данное. С конца XVIII века психология впервые выступила как относительно самостоятельная область знания, охватывающая все стороны душевной жизни, которые прежде рассматривались в разных отделах философии (общее учение о душе, теория познания, этика), ораторского искусства (учение об аффектах) и медицины (учение о темпераменте). Изучение сознания остро поставило вопрос: каким образом человеческий организм реагирует на информацию, полученную от органов чувств? Предполагалось, что все наши знания проистекают из ощущений. Основные элементы, их которых складываются ощущения, сочетаются по закону ассоциаций идей. Через ощущения создаются путем ассоциаций идей восприятия, которые лежат в основе еще более сложной идеи. В 1879 году в Лейпцигском университете Вильгельм Вундт (Wundt), начал изучать содержание и структуру сознания на научной основе, т.е. сочетая теоретические построения с проверкой реальной действительности. Он вошел в историю психологии как основатель научной теории психологии поскольку узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания. В то же самое время, появился новый подход к изучению сознания. С 1881 года в США Уильям Джеймс, вдохновленный учением Ч. Дарвина, утверждал, что «сознательная жизнь» представляет собой непрерывный поток, а не состоит из ряда дискретных элементов. Проблема состоит в том, чтобы понять функцию сознания и его роль в выживании индивидуума. Он выдвинул гипотезу о том, что роль сознания состоит в том, чтобы дать возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их, либо осваивая новые действия. Главный упор он сделал на внешних сторонах психики, а не на внутренних феноменах. Основным методом изучения осталась интроспекция, которая позволяет узнать, как у индивидуума развивается осознание той активности, которой он предается. Роковым для рассматриваемого этапа становления психологии как науки оказался вопрос о возможности объективного исследования явлений сознания. Начиная с 60-х годов ХIX века предпринимались попытки создать физиологическую психологию благодаря введению физиологических методик при изучении ощущений. Однако точность физиологических методик разбивалась о неточность субъективных психологических показаний и разноречивость их толкований. А без сопоставления с непосредственными данными сознания физиологические показатели лишались психологического значения. Поэтому, возникнув в 70-е годы XIX века, психофизиологические лаборатории, а затем и институты уже через 25–30 лет вызвали разочарование в научных возможностях такой психологии. Следует также отметить, что если ученые XIX века начали рассматривать элементарные психофизиологические процессы (ощущения, движения) как естественные процессы, подлежащие исследованию точными научными методами, то высшие явления психической жизни (сознание, мышление) продолжали считаться проявлениями духовного мира, изучать которые можно путем их субъективного описания. Таким образом, психология фактически разделилась на естественнонаучную или физиологическую психологию и описательную или субъективную психологию. Указанные выше моменты привели психологию как науку о сознании к тупику и позволили говорить о кризисе психологии.
Попытку выйти из кризиса предприняли американские ученые во главе с Дж. Уотсоном, предложив новое направление в психологии – бихевиоризм (наука о поведении). На появление этого направления большое влияние оказало учение И.П. Павлова об условных рефлексах. Предполагалось, что «сознание» является не более как субъективным понятием, недоступным для объективного исследования, и поэтому предметом научного исследования должно стать лишь внешнее поведение, которое, по предположениям бихевиористов, является результатом влияния потребностей и надстроенных над ними условных рефлексов. Таким образом, была предпринята попытка от явлений сознания перейти к объективному изучению поведения. Зависимость поведения и научения от разных условий можно было описывать объективно, не прибегая к помощи догадок о том, что чувствует, думает и хочет животное (исследования вначале проводились на животных, а затем перешли и к объективному изучению поведения человека). Однако с поведением, как предметом психологии, повторилось то же, что с явлениями сознания. Критика началась по двум основным направлениям. Во-первых, хотя поведение есть нечто объективное, однако его психологическое содержание оказалось недоступным объективной регистрации. Движения необходимо истолковывать, соотносить с целями поведения, с тем, как субъект понимает обстановку, пути и средства достижения своих целей. Без такого истолкования физические и физиологические изменения не составляют поведение. Представители бихевиоризма не смогли дать психологический анализ поведения, но более того, они не смогли отличить его от тех реакций, которые в психологическом смысле поведением не являются, – от реакций внутренних органов, от движения физических тел, работы машин. Если всякое движение и даже изменение есть поведение, то последнее не является предметом психологии. Если же в поведении, как предмете психологии, есть еще что-то сверх движения или изменения тела, то что? Во-вторых, изучая поведение без изучения явлений сознания, представители бихевиоризма оказались перед выбором: или перейти к изучению физиологических механизмов поведения (стать физиологами), или изучать поведение, образование его новых форм только как соотношение стимулов и реакций. Бихевиоризм не смог выделить психологическое содержание поведения и не сумел объяснить поведение без помощи традиционных психологических «переменных» (при этом никто не отрицает значимость вклада бихевиоризма в развитие психологической науки).
Этот этап заглядывает в завтрашний день. Психологи мечтают об акмеологическом сопровождении труда и жизни человека, позволяющем ему трудиться на уровне наивысшего творческого потенциала. Акме – наиболее высокий уровень развития человека на этапе его зрелости. Системность и комплексность изучения психики стали обязательным инструментом работы психолога. Этапы развития психологии (см. блок-схему 2). Таким образом, можно сделать следующий вывод, что становление психологии постоянно сопровождается противостоянием взглядов на соотношение материи и сознания, души и тела. В соответствии с этим критерием в динамике формирования психологического знания можно выделить два периода:
Очевидно, что первый период включает два первых этапа становления психологии, выделенных согласно критерию доминирующих взглядов, а второй – два последних.
|
|||
|