|
|||
Новгородская монументальная живопись XIV в. (Церковь Успения на Волотовом поле).19. Новгородская монументальная живопись XIV в. (Церковь Успения на Волотовом поле). XIV в., а особенно его вторая половина, – время интенсивной художественной жизни Новгорода. Практически все известные фрески Новгорода относятся к последней трети XIV в. Основными чертами изобразительного искусства того времени можно считать чёткость стилистических формулировок и ясность эстетических приоритетов. Главным памятником новгородской монументальной живописи середины XIV в. по праву можно считать церковь Успения на Волотовом поле. Храм был расписан в 1363 г.. В 1941 г. храм был разрушен, но уже в начале XXI в. его восстановили вместе с фресками. Фрески удалось восстановить, так как до момента разрушения они были сфотографированы и частично скопированы. Церковь отличается небольшим размером (7х9 м). Росписи покрывают стены и своды. Ведущим мотивом фресок церкви является тема Софии Премудрости Божией. Она представлена через христологические, богородичные сюжеты, через ветхозаветные прообразы и гимнографические иллюстрации. Верхние регистры храма отведены под традиционные сюжеты. Купол расписан фигурой Пантократора в окружении небесных сил и пророков, расположенных в простенках барабана. На парусах были изображены евангелисты, на сводах арок – пророки. На сводах и люнетах представлены сцены евангельской истории, средняя зона отведена под Протоевангельский цикл. Один из центральных образов храма – медальон с Богоматерью Знамение в зените западного свода, где Богородица и воплотившийся в Её лоне Младенец-Христос окружены текстом гимна Косьмы Маюмского, где Богородица называется Храмом Премудрости. В росписях также можно найти образы самих гимнографов – Косьмы Маюмского и Иоанна Дамаскина, которые изображены в поклоне Богородице, восседающей на троне в конхе алтарной апсиды. Притвор церкви также расписан. Главными в росписи притвора оказываются иллюстрации на притчи Соломона «Премудрость созда себе дом», истории Иакова («Единоборство Иакова с ангелом» и «Лествица Иакова») и Моисея («Моисей получает скрижали» и «Моисей в Скинии завета»). Гениальная простота художника волотовских фресок выражается в его динамичных композициях и расстановке фигур. Персонажи расположены свободно, несмотря на сложность архитектуры храма; двигаются энергично, при этом сохраняя композиционную гармонию. В позах нет стандартных положений. Лики святых обладают живой индивидуальностью. Анализ фресок позволяет установить, что художник работал над росписями вместе с учениками. Это говорит о том, что перед зрителем не просто творчество гениального художника-одиночки, а выражение определённого стилистического направления.
Список литературы:
|
|||
|