|
|||
Тема 12. Планировочная организация и транспортное обслуживание индивидуальной и блокированной жилой застройки.Тема 12. Планировочная организация и транспортное обслуживание индивидуальной и блокированной жилой застройки. Планировочная организация и транспортное обслуживание индивидуальной и блокированной застройки отличаются от организации и обслуживания застройки секционной. Эти обусловлено, в первую очередь типологическими отличиями секционных жилых домов от домов индивидуальных и блокированных. Эти отличия мы наблюдаем во внутренней планировке самих зданий, в жилых кварталах, которые из этих зданий формируются, в социальных и бытовых условиях проживания. Жилой квартал или жилая группа, в условиях секционной застройки имеют, как правило, общее пространство, общий двор, общую придомовую территорию, куда выносятся функции, которые нельзя разместить в квартире. Житель секционного дома пользуется собственной квартирой и общим двором. Общий двор или общая придомовая территория являются (или должны являться) для жителей, тем местом, где осуществляются социальные контакты, завязываются соседские отношения. На рисунке 1 показан пример планировки малоэтажного жилого района.
Рис.1. Проект планировки малоэтажного жилого района.
Жители кварталов, которые формируются в индивидуальной или блокированной застройке, как правило, за редким исключением не имеют общего двора или общей придомовой территории. Но зато они всегда, имеют индивидуальные приусадебные или приквартирные участки. Житель индивидуального или блокированного дома пользуется собственным домом и собственным земельным участком. Здесь важно отметить, что местом социальных контактов, формирования соседских отношений является, как правило, пространство улицы. На первый взгляд все эти рассуждения не имеют отношения к планировке и уж тем более к транспортному обслуживанию. Но это только на первый взгляд. Секционная застройка традиционно обслуживается внутренними проездами, которые идут по территории двора (вспомним прошлую практическую работу) (рис. 2). Рис. Квартал малоэтажной (3-4 этажа) жилой застройки.
Сегодня применяются иные решения по транспортному обслуживанию жилых кварталов секционной застройки, когда проезды проходят по их внешнему периметру. Двор отдается пешеходам. Однако обязательно предусматривается возможность въезда во двор специального транспорта (пожарные автомобили, скорая помощь) по пешеходным покрытиям, конструкция которых рассчитана на соответствующую нагрузку. Подъезды жилых секций в этом случае проходные и имеют выходы как на улицу, так и во двор. Индивидуальная и блокированная застройка обслуживаются улицами, проходящими, как правило, по внешнему периметру кварталов (рис. 3,4).. Исключение составляет транспортное обслуживание индивидуальных и блокированных домов, расположенных в глубине крупных кварталов (рис. 5). На практике применяются решения, когда внутри кварталов, по тыльным границам индивидуальных участков устраиваются проезды для хозяйственного обслуживания застройки. Рис. 3. Квартал индивидуальной жилой застройки. Для организации въездов непосредственно на участки блокированных домов с основных улиц, вдоль них устраиваются местные проезды. На рисунке 4 такой проезд проходит вдоль северо-восточной границы квартала.
Рис. 4. Квартал блокированной жилой застройки.
Рис. 5. Квартал индивидуальной жилой застройки с внутриквартальным проездом. Размеры кварталов индивидуальной и блокированной застройки обусловлены размерами индивидуальных участков. Размеры прямоугольного квартала по длинной стороне могут составлять не более 300 м, что обусловлено рекомендуемым расстоянием между въездами на обслуживаемую территорию. Размер квартала по короткой стороне при его застройке, расположенной в два порядка, составляет, как правило, около 100 м. Размерами кварталов, в свою очередь, обусловлен шаг улиц в районах индивидуальной и блокированной застройки. Организация застройки правильными прямоугольными кварталами возможна в условиях освоения территорий, свободных от существующей застройки. Использование крупных кварталов, кварталов неправильной формы характерно для условий развития застроенных территорий со сложившейся планировочной структурой, сохраняемой капитальной застройкой, сохраняемыми элементами инженерной и транспортной инфраструктуры и иными планировочными ограничениями. Ниже приведен проект планировки территории существующего поселка, в котором применены различные планировочные приёмы организации и транспортного обслуживания жилых кварталов (рис. 6). Рис.6. Проект планировки поселка с эскизом застройки. На рисунке 7 показан пример организации кварталов со смешанной секционной и блокированной застройкой.
Рис. 7. Кварталы со смешанной секционной и блокированной застройкой. Белым цветом показаны проектируемые блокированные и секционные жилые дома. Существующие секционные здания затонированы. Секционные жилые дома обслуживается проездами, организованными на дворовой территории. Блокированные дома обслуживаются с внешнего, уличного периметра. Следует особо отметить, что в проектах планировки въезды непосредственно на участки индивидуальных и блокированных домов не изображаются. Расположение этих въездов определяется при разработке проектной документации в рамках архитектурно-строительного проектирования. На рисунке 8 изображен крупный квартал, к котором рассредоточено расположены отдельно стоящие индивидуальные жилые дома с небольшими приусадебными участками. Такое решение обусловлено тем, что на территории квартала расположен зелёный массив, состоящий преимущественно из хвойных пород деревьев. Размещение проектируемых жилых домом (на рисунке показаны белым цветом) предложено проектом с учетом минимальной вырубки хвойных деревьев. Проектируемые жилые здания объединены в жилые группы, которые обслуживаются внутриквартальными проездами. В центральной части квартала расположено существующее здание гостиницы, в восточной части – проектируемое общественное здание. Вдоль улицы Парковой, в южной части, расположены существующие индивидуальные жилые дома.
Рис. 8. Пример крупного квартала с рассредоточенной индивидуальной застройкой.
На рисунке 9 показаны проектируемые кварталы, размеры и форма которых обусловлены системой ограничений и приёмами архитектурно-планировочной организации индивидуальной жилой застройки. Рис. 9.Кварталы проектируемой индивидуальной жилой застройки.
В данном проектном решении часть индивидуальных жилых домов обслуживается с улиц, часть домов – с внутриквартальных проездов.
|
|||
|