|
|||
Публицистический стиль речи. Жанры.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Публицистический стиль речи. Жанры.
Публицистика как вид литературы, задача которой обсудить наиболее актуальные, злободневные социальные вопросы и тем самым воздействовать на общественное мнение, появилась на Руси уже в XI в. Это, например, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона; обличительные произведения выдающегося писателя Максима Грека, памфлеты известного публициста Ивана Пересветова, знаменитая переписка царя Ивана Грозного с князем Курбским (XVI в.); сочинения Г.К. Котошихина, подьячего Посольского приказа, участника переговоров со Швецией (XVII в.) и др. В названных произведениях складывался и вырабатывался публицистический стиль. Дальнейшее его развитие происходило в ХУШ в. в связи с появлением первой русской печатной газеты «Ведомости» (1703 г.) и созданием ряда журналов. Окончательно публицистический стиль оформился в конце XVIII — начале XIX в. (А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, П.Я. Чаадаев, В.Г, Белинский Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и др.)- Яркими публицистами XX в. были А.М. Горький, АЛ. Толстой, К.М. Симонов, И. Эренбург, АЛ. Солженицын и др. Публицистический стиль реализуется в публицистических жанрах (памфлет, публицистическая статья, очерк, фельетон, прокламация, воззвание и др.). Отличительной чертой публицистического стиля считается соединение в нем противоположного: стандарта и экспрессии, строгой логичности и эмоциональности, доходчивости и лаконичности, информативной насыщенности и экономии языковых средств. Это свойство ярче всего проявляется в лексике: Ø соединение клише: банковский сектор, рынок государственных бумаг, сфера торговли, правовое государство, процесс пошел, поставить вопрос, здравый смысл и метафор, сравнений, эпитетов: судъбо~ поеная встреча, пульс времени, солдаты удачи; Ø высокая книжная, также собственно научная лексика: держава, свершение, созидание; мониторинг, хронический дефицит, приватизация, потребительская корзина и разговорно-просторечная: бабки, крутой, зеленые. Кроме того, для лексики публицистического стиля характерно: Ø использование так называемых газетизмов: плюрализм мнений, гражданское согласие, командная система,, автократия, боевики, деструктивные силы; Ø появление большого количества иностранных слов: маркетинг, спикер, пейджер, консенсус, инаугурация, киллер, рэкет, имидж, хит, холдинг, в том числе и профессиональной журналистской лексики: дайджест, брифинг; Ø употребление неологизмов: рейгономика, клин-тономика, клиповать — «создавать клипы», газе-толог, нелегал, межгород, интернетчица, мавроди-зация, фанатство, думец — «депутат», раскрутка «популяризация, комплекс рекламных мероприятий», сольник — «сольный концерт, альбом». Морфологические особенности: Ø речь часто ведется от первого лица и глаголы употребляются в первом лице; Ø настоящее время используется для описания событий, происходивших в прошлом; Ø частое употребление прилагательных в превосходной степени: самый лучший, прекраснейший, самый современный, суперсовременный. Синтаксические особенности: Ø преимущественное использование простых предложений; Ø номинативные предложения, особенно в заголовках: терминальный застой; большая нефтегазовая стирка; баланс нараспашку; осенний марафон; Ø вопросительные, восклицательные предложения; Ø вводные конструкции; по сообщению информационного агентства; по мнению аналитиков компании «Русагро», как сообщили «Известиям», по словам директора по связям с общественностью. Основные жанры: письменной публицистической речи: заметка, очерк, статья в газету. устной публицистической речи: репортаж, интервью, выступление (с лекцией, докладом).
|
|||
|