Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Публицистический стиль речи. Жанры.



Публицистический стиль речи. Жанры.

 

 Публицистика как вид литературы, задача кото­рой обсудить наиболее актуальные, злободневные социальные вопросы и тем самым воздействовать на общественное мнение, появилась на Руси уже в XI в. Это, например, «Слово о законе и благодати» митро­полита Иллариона; обличительные произведения выдающегося писателя Максима Грека, памфлеты известного публициста Ивана Пересветова, знамени­тая переписка царя Ивана Грозного с князем Курб­ским (XVI в.); сочинения Г.К. Котошихина, подьяче­го Посольского приказа, участника переговоров со Швецией (XVII в.) и др. В названных произведениях складывался и вырабатывался публицистический стиль. Дальнейшее его развитие происходило в ХУШ в. в связи с появлением первой русской печатной газе­ты «Ведомости» (1703 г.) и созданием ряда журна­лов. Окончательно публицистический стиль оформил­ся в конце XVIII — начале XIX в. (А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, П.Я. Чаадаев, В.Г, Белинский Л.Н. Тол­стой, Ф.М. Достоевский и др.)- Яркими публицистами XX в. были А.М. Горький, АЛ. Толстой, К.М. Симо­нов, И. Эренбург, АЛ. Солженицын и др.

Публицис­тический стиль реализуется в публицистических жан­рах (памфлет, публицистическая статья, очерк, фель­етон, прокламация, воззвание и др.).

Отличительной чертой публицистического сти­ля считается соединение в нем противоположного: стандарта и экспрессии, строгой логичности и эмо­циональности, доходчивости и лаконичности, ин­формативной насыщенности и экономии языковых средств.

Это свойство ярче всего проявляется в лексике:

Ø   соединение клише: банковский сектор, рынок государственных бумаг, сфера торговли, правовое государство, процесс пошел, поставить вопрос, здра­вый смысл и метафор, сравнений, эпитетов: судъбо~ поеная встреча, пульс времени, солдаты удачи;

Ø   высокая книжная, также собственно научная лексика: держава, свершение, созидание; монито­ринг, хронический дефицит, приватизация, потре­бительская корзина и разговорно-просторечная: баб­ки, крутой, зеленые.

Кроме того, для лексики публицистического сти­ля характерно:

Ø  использование так называемых газетизмов: плю­рализм мнений, гражданское согласие, командная система,, автократия, боевики, деструктивные силы;

Ø   появление большого количества иностранных слов: маркетинг, спикер, пейджер, консенсус, инау­гурация, киллер, рэкет, имидж, хит, холдинг, в том числе и профессиональной журналистской лексики: дайджест, брифинг;

Ø  употребление неологизмов: рейгономика, клин-тономика, клиповать — «создавать клипы», газе-толог, нелегал, межгород, интернетчица, мавроди-зация, фанатство, думец — «депутат», раскрутка «популяризация, комплекс рекламных мероприя­тий», сольник — «сольный концерт, альбом».

Морфологические особенности:

Ø   речь часто ведется от первого лица и глаголы употребляются в первом лице;

Ø   настоящее время используется для описания событий, происходивших в прошлом;

Ø  частое употребление прилагательных в превос­ходной степени: самый лучший, прекраснейший, са­мый современный, суперсовременный.

Синтаксические особенности:

Ø  преимущественное использование простых пред­ложений;

Ø номинативные предложения, особенно в заголов­ках: терминальный застой; большая нефтегазовая стирка; баланс нараспашку; осенний марафон;

Ø вопросительные, восклицательные предложения;

Ø вводные конструкции; по сообщению информа­ционного агентства; по мнению аналитиков ком­пании «Русагро», как сообщили «Известиям», по сло­вам директора по связям с общественностью.

Основные жанры:

письменной публицистической речи: заметка, очерк, статья в газету.

устной публицистической речи: репортаж, интервью, выступление (с лекцией, докладом).

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.