|
|||
МЕХАНИЗМ ПРАВОТВОРЧЕСТВА. LAWMAKING MECHANISMМЕХАНИЗМ ПРАВОТВОРЧЕСТВА
Аннотация: В рамках настоящей статьи автором исследуются общие вопросы правотворчества в римском праве, определяются основные механизмы правообразования норм римского права, по результату проведенного анализа делаются выводы относительно системы римского правотворчества. Ключевые слова:Механизм правотворчества, римское право, образование норм римского права, римское правотворчество. LAWMAKING MECHANISM Abstract: in the framework of this article, the author examines the General issues of law-making in Roman law, identifies the main mechanisms of law-making in Roman law, the results of the analysis draw conclusions about the system of Roman law-making. Key words: mechanism of law-making, Roman law, formation of Roman law, Roman law-making. Введение.На сегодняшний день безусловным фактом является то обстоятельство, что римское право является образцом и прототипом большинства правовых систем современности. Для романо-германской правовой семьи (к которой как известно относится Российская Федерация) римское право по сути является исторической основой. Учитывая вышеизложенное, вполне логичным и обоснованным выступает необходимость научного осмысления и изучения римского права, в том числе механизмов римского правотворчества в целях лучшего осмысления функционирования современной правовой системы Российской Федерации. Проводя научный анализ механизмов римского правотворчества в рамках данной статьи, мы опирались на работы Працко Г.С., Омельченко О.А., Новицкого И.Б. и других авторов. Данные авторы внесли значимый вклад в исследование вопросов римского правообразования. Основная часть.Первоначальным письменным источником римского права выступают Законы XII таблиц. Они явились «fons omnis publici privatique iuris». Поэтому «ignoratio non est argumentum», ведь отныне каждый мог прочитать законы и их незнание – это его вина. Текст законов до нас не дошел, однако отдельные отрывки сохранились в сочинениях римских юристов, особенно в Институциях Гая. Механизм правотворчества Законов XII таблиц достаточно прост – формально они явились письменным закреплением устоявшихся обычаев, которые уже широко применялись в молодом римском государстве, т.е. по сути Законы XII таблиц – это результат кодификации правовых обычаев и облечения их в письменную формально-определенную форму. При этом подчеркнем, что в «письменную форму» были облечены именно правовые обычаи выражавшие интересы господствующего класса, что достаточно явно просматривается в их содержании. Следующим источником римского права выступают постановления народного собрания — «plebiscita».законом являлось решение комиций – народного собрания. Для этого требовалось содействие трех органов римского государства. Такими являлись: магистрат, имевший право созывать народное собрание (консул, диктатор, претор), должен был сначала выработать письменный проект закона; народ, собранный магистратом, мог принять или отвергнуть проект целиком, но не обсуждал его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и положительного или отрицательного ответа со стороны народа; закон, предложенный магистратом и принятый народом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената. Испрошенным законам противополагались к концу республики законы, устанавливавшиеся по делегации законодателя полководцами в завоеванных провинциях. Следующим источником римского права являлись эдикты магистратов. Сам термин «эдикт» происходит от слова «dico» (говорю) и в соответствии с этим первоначально обозначал устное объявление магистрата по тому или иному вопросу. Правом издавать эдикты пользовались преторы (городской и перегринский), и правители провинций. Городская претура не была совершенно обособлена от претуры по делам перегринов, одни и те же лица поочередно занимали пост перегринского и городского претора. Подчеркнем, что первоначально эдикты действовали на протяжении правления того или иного магистрата, однако с временем наиболее «удачные» эдикты стали продлеваться и переиздаваться новыми магистратами, они получали все большее и большее распространение и постепенно стали самостоятельным источником римского права. Касательно самого процесса создания эдиктов – то первоначально он представлял собой устное высказывание магистрата относительно разрешения того или иного юридического казуса, или установления соответствующего правила (при этом это могло быть как разовое правило, применимое к конкретной ситуации, так и правило применяющееся неограниченное количество раз к аналогичным ситуациям). Далее происходит постепенное облечение эдиктов в письменную форму, с чего формально и начинается процесс активного включения эдиктов в число источников римского права. Следующим важнейшим источником римского права выступает деятельность римских юристов. В период республики деятельность юристов сводилась к: консультации граждан, обратившихся за юридической помощью (presponsa); даче образцов и редактированию договоров и судебных исков (cavere); руководству юридическими действиями сторон без их защиты в суде (agere). Результат деятельности юристов – появление в Риме наряду с цивильным правом права, созданного толкованием юристов. Именно путем толкования развивалась большая часть институтов римского права. Литературная деятельность республиканских юристов выражалась в комментариях к Законам XII Таблиц. Комментарии состоят из трех частей: объяснение текста; толкование юриста; образец исковой формулы. Более поздние юридические произведения содержали обобщение практики и новые юридические материалы, правила. Римские юристы составляли многочисленные юридические трактаты, монографии и учебные руководства. Наиболее авторитетными и известными стали «Фрагменты» Ульпиана, правоведа и администратора III в. н. э., «Сентенции» Юлия Павла (III в. н. э.), а также учебное руководство для начинающих или своего рода очерк права с точки зрения бытовой повседневности, правоведа и судьи Гая (II в. н. э.) «Институции», получившее особое распространение в римских провинциях простотой изложения основ права. Следующим источником римского права выступают постановления Сената (сенатус-консульты). Сенатус-консульты - постановления сената. До начала II в. н.э. сенатус-консульты не имели силы закона, о чем мы имеем указания в Дигестах, и поэтому не участвовали в формировании «ius civile» непосредственно. В эпоху принципата нормотворческая власть Сената возрастает, поскольку народные собрания (комиции) пришли в упадок. Широко известен сенатус-консульт Македония, запрещавший сделки займа с подвластными сыновьями. Он был издан в связи с тем, что некий Македоний, будучи подвластным и заняв деньги, убил своего отца, чтобы расплатиться с долгом. Сенатус-консульт Тертулиана устанавливал наследственные права матери на имущество сына. Сенатус-консульт Орфициана (178 г. н.э.) вводил законное наследование детей после матери. Тем не менее, постепенно постановления Сената исчезают как самостоятельная форма права. Следующим источником римского права выступают Конституции императора, которые становятся основным законодательным источником с эпохи принципата, с I в. н. э. постепенно вытесняя прежние источники – республиканские законы и эдикты магистратов. Виды императорских конституций – эдикты (общеобязательные постановления), декреты (судебные решения), мандаты (инструкции императорским чиновникам) и рескрипты (ответы на вопросы частных лиц). Во II в. н.э. при императоре Адриане издается так называемый постоянный эдикт – конституция, обобщившая всю практику (эдикты) городских преторов. С этого времени развитие преторского права заканчивается – дополнять эдикты уже нельзя, это делает только император. С этого времени особое значение приобретает толкование постоянного эдикта и других конституций, которое осуществляли римские юристы. Заключение.Подводя итог всему вышеизложенному, мы можем отметить, что в римском праве существовали разнообразные механизмы правотворчества, которые во многом отражали те социально-политические преобразования, которые происходили с Римом на протяжении его многовековой истории. На наш взгляд, в римском праве были заложены основы современного правотворчества – так мы можем видеть акты, издаваемые одним лицом (к примеру эдикты магистратов), которые с определенной долей условности мы можем соотнести, к примеру, с актами, издаваемыми Президентом РФ. В свою очередь законы, которые принимались народным собранием в Риме (с достаточно сложной процедурой, задействовавшей три стадии) мы можем соотнести с федеральными законами принимаемыми Федеральным Собранием Российской Федерации. Сенатус-консульты похожи на акты, принимаемые Государственной Думой или Советом Федерации Российской Федерации и т.д. Все это позволяет нам сделать вывод о том, что современная система правотворчества в Российской Федерации в той или иной степени основывается на системе правотворчества в Риме.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Новицкий И.Б. Римское право: учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2015. – 298 с. 2. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Том I. – М.: Тон-Остожье, 2000. - 528с. 3. Працко Г.С. Порядок общества: теоретико-правовой и институциональный анализ: дисс. докт. юрид. наук. – Краснодар, 2007. – С. 89. 4. Працко Г.С. Естественное право и правовые законы как фактор развития правосознания и правовой культуры личности // Философия права. – 2014. - № 3. – С. 20.
|
|||
|