|
|||
Тема: Развитие памяти на урокахТема: Развитие памяти на уроках физической культуры.
ЗАДАНИЕ 1: внимательно прочитать материал, выписать рекомендации учителю по развитию памяти на уроках физической культуры. ЗАДАНИЕ 2: подобрать 5 упражнений на развитие памяти младших школьников.
Память — это процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений1. Другими словами, память — это сохранение индивидуального опыта человека. Основная функция памяти — накопление опыта. Без памяти все ощущения и восприятия исчезали бы бесследно. Память создает условия для нормального функционирования мышления: все представления и понятия хранятся в памяти. Память служит основой непрерывности психической деятельности человека в целом, связывая между собой настоящее, прошлое и будущее. Опираясь на память, человек управляет своим поведением, деятельностью. Не имея памяти, он всегда оставался бы в состоянии новорожденного. На уроках физической культуры проявляются все виды памяти: при показе физического упражнения ведущая роль принадлежит зрительной памяти; при объяснении превалируют слуховая и словесно-логическая память; при выполнении физического упражнения — двигательная, тактильная, вестибулярная. Зрительная память связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением зрительных образов, например, разучиваемого упражнения. Она же используется при показе учителем физического упражнения, при разучивании тактических действий, различных комбинаций спортивных движений и т.д. Слуховая память связана с запоминанием звуков. Словесно-логическая память нужна для запоминания, сохранения и воспроизведения слов, понятий. Если слуховая память обеспечивает в основном ориентировку человека в окружающей обстановке, то словесно-логическая помогает человеку мыслить (использование внутренней речи), передавать информацию (внешняя речь) и понимать высказывания других людей. Особую роль при занятиях физической культурой играют двигательная память, тактильная память и вестибулярная память, основанные на запоминании, сохранении и воспроизведении сигналов, поступающих в кору головного мозга с проприорецепторов, с рецепторов кожи и вестибулярного аппарата. Эти виды памяти используются человеком при разучивании физических упражнений и их исполнении. Известно, что разные движения (их параметры) заучиваются с различной степенью прочности. Труднее заучиваются ощущения, возникающие в результате мышечных усилий, необходимых для выполнения тех или иных действий, легче — пространственные параметры действий, еще легче — временные параметры движений. Экспериментально показано, что соотношение степени прочности запоминания по этим параметрам может быть представлено как 7:2: 1. Известны и особенности запоминания параметров движений согласно возрастным периодам. Так, учащиеся 1 —III классов затрачивают больше времени на заучивание движений по сравнению со старшеклассниками: на 50 %, заучивая степень мышечных усилий; на 25 %, запоминая амплитуды движений; на 11 %, усваивая временные соотношения движений. Эмоциональная память — это память на эмоциональные переживания. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от него. Отрицательные эмоциональные воспоминания могут вызывать у школьников неуверенность при выполнении физического упражнения, порой отказ от выполнения. Положительные эмоциональные воспоминания побуждают к действию, делают его увереннее. Любая деятельность, в том числе и физкультурно-спортивная, закрепляется во всех видах памяти, составляя интегральные образования. Из интегральных видов памяти особенно следует отметить память на движения. Движения запоминаются зрительно, двигательно, тактильно, вестибулярно, мысленно и даже эмоционально. За счет различных модальностей восприятия и возникновения определенных образов в памяти фиксируется интегральный образ физического упражнения, который в дальнейшем становится эталоном для управления движениями при выполнении двигательных действий. Логично, что важная роль памяти в жизнедеятельности каждого человека определяет необходимость ее развития и совершенствования. Эта задача весьма актуальна в школьные годы. Рекомендации по организации целенаправленного процесса развития и совершенствования памяти под руководством учителя физической культуры довольно просты и понятны: — при разучивании двигательных действий, физических упражнений использовать широкое разнообразие словесного, наглядного и практического методов обучения; — использовать приемы идеомоторной тренировки; — обращать внимание учащихся на их мышечные ощущения во время выполнения физических упражнений; — актуализировать эмоциональное восприятие двигательной активности и двигательных действий у учащихся при решении любых задач обучения; — постепенно усложнять комбинации и комплекты физических упражнений и двигательных действий; — давать задания ученикам мысленно (проговаривать с помощью внутренней речи) выполнять физические упражнения. Для школьников младших классов рассказ первоначально должен осуществляться вслух.
|
|||
|