Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Развитие памяти на уроках



Тема: Развитие памяти на уроках

физической культуры.

 

ЗАДАНИЕ 1: внимательно прочитать материал, выписать рекомендации учителю по развитию памяти на уроках физической культуры.

ЗАДАНИЕ 2: подобрать 5 упражнений на развитие памяти младших школьников.

 

Память — это процессы запоминания, сохранения и воспро­изведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений1. Дру­гими словами, память — это сохранение индивидуального опыта человека. Основная функция памяти — накопление опыта. Без памяти все ощущения и восприятия исчезали бы бесследно.

Память создает условия для нормального функционирования мышления: все представления и понятия хранятся в памяти. Па­мять служит основой непрерывности психической деятельности человека в целом, связывая между собой настоящее, прошлое и будущее. Опираясь на память, человек управляет своим поведе­нием, деятельностью. Не имея памяти, он всегда оставался бы в состоянии новорожденного.

На уроках физической культуры проявляются все виды памяти: при показе физического упражнения ведущая роль при­надлежит зрительной памяти; при объяснении превалируют слу­ховая и словесно-логическая память; при выполнении физиче­ского упражнения — двигательная, тактильная, вестибулярная.

Зрительная память связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением зрительных образов, например, разучиваемого упражнения. Она же используется при показе учителем физиче­ского упражнения, при разучивании тактических действий, раз­личных комбинаций спортивных движений и т.д.

Слуховая память связана с запоминанием звуков.     Словесно­-логическая память нужна для запоминания, сохранения и вос­произведения слов, понятий. Если слуховая память обеспечивает в основном ориентировку человека в окружающей обстановке, то словесно-логическая помогает человеку мыслить (использование


внутренней речи), передавать информацию (внешняя речь) и по­нимать высказывания других людей.

Особую роль при занятиях физической культурой играют дви­гательная память, тактильная память и вестибулярная память, основанные на запоминании, сохранении и воспроизведении сиг­налов, поступающих в кору головного мозга с проприорецепторов, с рецепторов кожи и вестибулярного аппарата. Эти виды па­мяти используются человеком при разучивании физических уп­ражнений и их исполнении. Известно, что разные движения (их параметры) заучиваются с различной степенью прочности. Труд­нее заучиваются ощущения, возникающие в результате мышеч­ных усилий, необходимых для выполнения тех или иных действий, легче — пространственные параметры действий, еще легче — вре­менные параметры движений. Экспериментально показано, что соотношение степени прочности запоминания по этим парамет­рам может быть представлено как 7:2: 1. Известны и особенно­сти запоминания параметров движений согласно возрастным пе­риодам. Так, учащиеся 1 —III классов затрачивают больше време­ни на заучивание движений по сравнению со старшеклассника­ми: на 50 %, заучивая степень мышечных усилий; на 25 %, запо­миная амплитуды движений; на 11 %, усваивая временные соот­ношения движений.

Эмоциональная память — это память на эмоциональные пере­живания. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, которые либо побуждают к действию, либо удержи­вают от него. Отрицательные эмоциональные воспоминания мо­гут вызывать у школьников неуверенность при выполнении фи­зического упражнения, порой отказ от выполнения. Положитель­ные эмоциональные воспоминания побуждают к действию, дела­ют его увереннее.

Любая деятельность, в том числе и физкультурно-спортивная, закрепляется во всех видах памяти, составляя интегральные обра­зования. Из интегральных видов памяти особенно следует отме­тить память на движения.

Движения запоминаются зрительно, двигательно, тактильно, вестибулярно, мысленно и даже эмоционально. За счет различ­ных модальностей восприятия и возникновения определенных образов в памяти фиксируется интегральный образ физического упражнения, который в дальнейшем становится эталоном для уп­равления движениями при выполнении двигательных действий.

Логично, что важная роль памяти в жизнедеятельности каждо­го человека определяет необходимость ее развития и совершен­ствования. Эта задача весьма актуальна в школьные годы.

Рекомендации по организации целенаправленного процесса развития и совершенствования памяти под руководством учителя физической культуры довольно просты и понятны:

— при разучивании двигательных действий, физических упраж­нений использовать широкое разнообразие словесного, нагляд­ного и практического методов обучения;

— использовать приемы идеомоторной тренировки;

— обращать внимание учащихся на их мышечные ощущения во время выполнения физических упражнений;

— актуализировать эмоциональное восприятие двигательной активности и двигательных действий у учащихся при решении любых задач обучения;

— постепенно усложнять комбинации и комплекты физиче­ских упражнений и двигательных действий;

— давать задания ученикам мысленно (проговаривать с помо­щью внутренней речи) выполнять физические упражнения. Для школьников младших классов рассказ первоначально должен осу­ществляться вслух.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.