Приемы, способствующие воспитанию творческого читателя
Приемы, способствующие воспитанию творческого читателя
при изучении «Родной (русской) литературы» в 5 классе
Горох Надежда Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ с.Ключи Лысогорского района
Саратовской области»
Планируемые результаты
| Приёмы
| Видеть проблемы
| - «Продолжи рассказ»,это учит детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения;
- антиципация (смысловая догадка) по названию произведения, вступительному стихотворению, музыкальному фрагменту.
Валентина Осеева «Бабка».
-О чем может рассказать нам название рассказа? Как оно звучит? Какую проблему затрагивает?
- таблица восприятия - прием, который учит воспринимать, осмысливать, оценивать свои чувства, эмоции, помогает определить свое первичное восприятие текста.
С.Алексеев «Московская битва» (Главы «Московское небо», «Подвиг у Дубосекова».
Прием «Постановка привлекательной или необычной цели» -перед учеником ставится такая цель, выполняя которую, он выполняет и то учебное действие, которое планировал педагог.
А.Дорофеев «А Германа все нет».
-В этом рассказе очень простой, даже безыскусный сюжет.Наверное, каждый из вас и не однажды был таким вот Германом. Тогда дело не в имени? А в чем? Давайте подумаем, легко ли «измениться к лучшему», и придумаем, что нужно для этого делать.
- прием «Мозаика проблем»
Л.Воронкова «Ветка дуба».
- Какие проблемы поднимаются в этом рассказе? Что помогает нам их определить? (ключевые слова)
| Ставить вопросы
| Приём «Задай вопрос». Учимся задавать вопросы: 1) те, на которые есть прямой ответ в тексте; 2) те, ответа на которые нет в тексте, но ответ очевиден; 3) вопросы, ответы на которые осмысления и даже дискуссии.
Ю.Куранов «Тепло родного очага». Глава «Семь-я».
Слово учителя: «Сегодня мы будем читать об одном простом человеке, колхознике, который любил задавать свои собеседникам, на первый взгляд, очень простые жизненные вопросы, вот только ответы у него были всегда свои и часто неожиданные. Давайте и мы попробуем придумать свои «жизненные вопросы», опираясь на названия повести и главы. Помним, что бывают вопросы, на которые мы можем ответить («тонкие»), а вот на «толстые» вопросы иногда можно отвечать всю жизнь. (Вопросы записываются)
- игра «Журналисты». Тех, кто хочет побывать в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево мудрости. Остальные дети - журналисты. Их задача – задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ.
| выдвигать гипотезы
| - «Чтение с остановками»
Е.Пермяк «Некрасивая елка».
Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. Используются вопросы различного уровня: от простых, уточняющих понимание, до интерпретирующих, моделирующих, прогнозирующих дальнейшее развитие ситуации.
1.Чтение 1 части (1 абзац включительно). 1 остановка:
- О ком вы узнали из этой части?
- Почему название деревьев написаны с большой буквы? В каком литературном жанре используется такой же приём? (басня) С какой целью?
- Какими чертами характера наделены деревья?
Обсуждение в парах: - Почему деревья в говорящем лесу не любили Ёлку?
- Почему Сказочник любил Ель и всячески старался защитить её?
- Попробуйте предположить, что может произойти дальше? (учитель выслушивает предположения детей)
2.- Давайте продолжим чтение и проверим ваши предположения. Чтение 2 части (последний абзац включительно).
2 остановка:
- Оправдался ли ваш прогноз?
- Что послужило поводом для того, чтобы рассказать деревьям сказку?
- Какова главная мысль этой сказки? Что хотел донести Сказочник до деревьев, рассказывая им сказку?
- Какое будущее пророчил сказочник Дубу? Осине?
- Какие слова сказал Сказочник Ели?
- Как понимаете их смысл?
- Изменило ли время характер деревьев? - О чём мечтала Ёлка?
3. Выполнение творческого задания: приём «Дерево предсказаний».
- Мы неспроста не дочитали сказку до конца. Я хочу, чтобы вы сами придумали продолжение сказки. (Учащиеся высказывают свои предположения о продолжении сказки.)
- Какую судьбу вы напророчили Ёлке?
- давайте дочитаем сказку до конца и узнаем, что предложил сам автор.
4. Чтение 3 части
- Как сложилась судьба деревьев?
- Какие возможности открылись перед Ёлкой? - Кем она стала? - Свершилась ли её мечта?- Где вновь встретились деревья? - Изменились ли они?
- Почему ни дуб, ни Ель не вступили в беседу?
- Прочитайте два последних абзаца. Как понимаете смысл этих слов?
Стадия рефлексии. Приём «От обратного…»
- Что было бы, если бы Ёлку распилили на дрова?
- Прием «Прогнозирование»
Рассказ И.Антоновой «Эксперимент».
Вопросы (перед чтением):
- Что означает слово «эксперимент»?
Чтение 1 абзаца рассказа. - Как вы думаете, о каком эксперименте пойдет речь в рассказе? С чем может быть связан эксперимент? (Ответы детей: учеба, математика).
- А вам знакомы такие ситуации? Как вы их разрешаете? (ответы детей: обращаемся к родителям, бабушке, бывает, что списываем у одноклассников, но редко)
- А это правильное решение проблемы? Почему?
- Нам трудно предугадать, о каком именно эксперименте пойдет речь в рассказе, но спрогнозировать идею (главную мысль) рассказа мы попробуем. Так чем может и должен закончиться эксперимент?
| давать определение понятиям
| - Игра «Кто он такой»
И.Шмелёв «Русская песня»
- Каким представляете вы маляра? - Устно нарисуйте его портрет.
1 группа — речь маляра.
2 группа — внешний вид.
3 группа — его пение.
- Почему именно его сделал Шмелёв главным героем?
-Какие ещё черты характера русского человека открываются в главном герое? (Трудолюбивый, сердечный, ласковый, любит детей, добрый и отходчивый, тянется к красоте).
-А почему у маляра нет имени? Только ли потому, что не помнит его автор? (Маляр — один из многих русских людей. )
- прием сравнения
П. Уханова «Ночной переполох» и М.Самарский «Формула добра»
- Маленький щенок и собака-поводырь. Что между ними общего?
Таблица сравнения:
Бимчик
| Параметры сравнения
| Лабрадор Трисон
|
|
|
|
| наблюдать
| - Выделение опорных слов из произведения.
Л.Воронкова «Ветка дуба».
-Какие слова в рассказе являются опорными, ключевыми? Запишем их.
- Словарь настроения.
Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке».
-Учащиеся записывают свои чувства, которые испытывают во время чтения рассказа.
- Прием «Записная книжка». В ней отражаются мысли, почёрпнутые в произведении, которые могут пригодиться в будущем.
Е.Пермяк «Некрасивая елка.
- Какие мысли возникли после чтения сказки «Некрасивая ёлка»? Согласны, что это очень важные мысли? Давайте их запишем в нашей «Записной книжке».
- «Двойной дневник».
Ю.Яковлев «Салют».
- Предлагаю вам объединиться в группы и выделить ключевые слова или цитаты, на которые опирается, по вашему мнению, смысл всего текста, а во второй части записать комментарий к ним.
Ключевые цитаты
| Комментарий к ним
| Разве дедушки бывают молодыми?...
| Война не щадила никого…
|
| проводить эксперименты
| - «Мысленный эксперимент»
С.Георгиев «Дедушка»
Вопросы после чтения:
- А как бы вы поступили на месте главного героя?
- А что бы вы сказали мальчику, если бы были его папой?
| делать умозаключения и выводы
| - Методика "Три слова".
Какими тремя словами вы бы могли высказать своё мнение о произведении или герое?
- Синквейн.
Борис Минаев «Детство Лёвы» («Дерево»).
Составьте синквейн на тему «Детство»
- Игра «Философский стол».
Представить себя философами и поговорить о произведении и выразить свои мысли. (Доказывать и отстаивать свою точку зрения можно за круглым столом)
Борис Минаев «Детство Лёвы» («Дерево»).
Эта повесть Б.Минаева стала лауреатом литературной премии «Заветная мечта». Удивительно, но эту книгу, написанную для детей, с интересом читают и взрослые, потому что она уводит их в мир их детства. Давайте побудем немного философами и порассуждаем о том, что же это за пора такая – детство?
| готовить тексты собственных докладов
| - написание отзыва.
М.Дружинина «Дело чести»
Вопросы:
- Понравился ли тебе рассказ? Почему? –
Удачно ли созданы автором образы героев?
- Есть ли в рассказе интересные описания героев? А их характеров? - Какие изобразительные средства помогли автору рассказать о…? - Можно ли рассказ назвать оригинальным, интересным, необычным? - Поясни заглавие рассказа.
-Прием «Написания эссе-миниатюры» - это письменное размышление на заданную тему, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Оно выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретной теме, проблеме (раздумья, размышления о жизни, о событиях).
| объяснять, доказывать и защищать свои идеи
| -Прием «Свободное выступление», который учит ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. Необходимо представить себя на месте героя произведения и рассказать о себе;
|
|