Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приемы, способствующие воспитанию творческого читателя



Приемы, способствующие воспитанию творческого читателя

при изучении «Родной (русской) литературы» в 5 классе

Горох Надежда Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ с.Ключи Лысогорского района

Саратовской области»

Планируемые результаты Приёмы
Видеть проблемы - «Продолжи рассказ»,это учит детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения; - антиципация (смысловая догадка) по названию произведения, вступительному стихотворению, музыкальному фрагменту.   Валентина Осеева «Бабка». -О чем может рассказать нам название рассказа? Как оно звучит? Какую проблему затрагивает?   - таблица восприятия -  прием, который учит воспринимать, осмысливать, оценивать свои чувства, эмоции, помогает определить свое первичное восприятие текста. С.Алексеев «Московская битва» (Главы «Московское небо», «Подвиг у Дубосекова». Прием «Постановка привлекательной или необычной цели» -перед учеником ставится такая цель, выполняя которую, он выполняет и то учебное действие, которое планировал педагог.   А.Дорофеев «А Германа все нет». -В этом рассказе очень простой, даже безыскусный сюжет.Наверное, каждый из вас и не однажды был таким вот Германом. Тогда дело не в имени? А в чем? Давайте подумаем, легко ли «измениться к лучшему»,  и придумаем, что нужно для этого делать. - прием «Мозаика проблем» Л.Воронкова «Ветка дуба». - Какие проблемы поднимаются в этом рассказе? Что помогает нам их определить? (ключевые слова)
Ставить вопросы Приём «Задай вопрос». Учимся задавать вопросы: 1) те, на которые есть прямой ответ в тексте; 2) те, ответа на которые нет в тексте, но ответ очевиден; 3) вопросы, ответы на которые осмысления и даже дискуссии. Ю.Куранов «Тепло родного очага». Глава «Семь-я». Слово учителя: «Сегодня мы будем читать об одном простом человеке, колхознике, который любил задавать свои собеседникам, на первый взгляд, очень простые жизненные вопросы, вот только ответы у него были всегда свои и часто неожиданные. Давайте и мы попробуем придумать свои «жизненные вопросы», опираясь на названия повести и главы. Помним, что бывают вопросы, на которые мы можем ответить («тонкие»), а вот на «толстые» вопросы иногда можно отвечать всю жизнь. (Вопросы записываются) - игра «Журналисты». Тех, кто хочет побывать в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево мудрости. Остальные дети - журналисты. Их задача – задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ.
выдвигать гипотезы - «Чтение с остановками» Е.Пермяк «Некрасивая елка». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. Используются вопросы различного уровня: от простых, уточняющих понимание, до интерпретирующих, моделирующих, прогнозирующих дальнейшее развитие ситуации. 1.Чтение 1 части (1 абзац включительно). 1 остановка: - О ком вы узнали из этой части? - Почему название деревьев написаны с большой буквы? В каком литературном жанре используется такой же приём? (басня) С какой целью? - Какими чертами характера наделены деревья? Обсуждение в парах: - Почему деревья в говорящем лесу не любили Ёлку? - Почему Сказочник любил Ель и всячески старался защитить её? - Попробуйте предположить, что может произойти дальше? (учитель выслушивает предположения детей) 2.- Давайте продолжим чтение и проверим ваши предположения. Чтение 2 части (последний абзац включительно). 2 остановка: - Оправдался ли ваш прогноз? - Что послужило поводом для того, чтобы рассказать деревьям сказку? - Какова главная мысль этой сказки? Что хотел донести Сказочник до деревьев, рассказывая им  сказку? - Какое будущее пророчил сказочник Дубу? Осине? - Какие слова сказал Сказочник Ели? - Как понимаете их смысл? - Изменило ли время характер деревьев? - О чём мечтала Ёлка? 3. Выполнение творческого задания: приём «Дерево предсказаний». - Мы неспроста не дочитали сказку до конца. Я хочу, чтобы вы сами придумали продолжение сказки. (Учащиеся высказывают свои предположения о продолжении сказки.) - Какую судьбу вы напророчили Ёлке? - давайте дочитаем сказку до конца и узнаем, что предложил сам автор. 4. Чтение 3 части - Как сложилась судьба деревьев? - Какие возможности открылись перед Ёлкой? - Кем она стала? - Свершилась ли её мечта?- Где вновь встретились деревья? - Изменились ли они? - Почему ни дуб, ни Ель не вступили в беседу? - Прочитайте два последних абзаца. Как понимаете смысл этих слов? Стадия рефлексии. Приём «От обратного…» - Что было бы, если бы Ёлку распилили на дрова? - Прием «Прогнозирование» Рассказ И.Антоновой «Эксперимент».  Вопросы (перед чтением):  - Что означает слово «эксперимент»? Чтение 1 абзаца рассказа. - Как вы думаете, о каком эксперименте пойдет речь в рассказе? С чем может быть связан эксперимент? (Ответы детей: учеба, математика). - А вам знакомы такие ситуации? Как вы их разрешаете? (ответы детей: обращаемся к родителям, бабушке, бывает, что списываем у одноклассников, но редко) - А это правильное решение проблемы? Почему? - Нам трудно предугадать, о каком именно эксперименте пойдет речь в рассказе, но спрогнозировать идею (главную мысль) рассказа мы попробуем. Так чем может и должен закончиться эксперимент?
давать определение понятиям - Игра «Кто он такой»  И.Шмелёв «Русская песня» - Каким представляете вы маляра? - Устно нарисуйте его портрет. 1 группа — речь маляра. 2 группа — внешний вид. 3 группа — его пение. - Почему именно его сделал Шмелёв главным героем? -Какие ещё черты характера русского человека открываются в главном герое? (Трудолюбивый, сердечный, ласковый, любит детей, добрый и отходчивый, тянется к красоте). -А почему у маляра нет имени? Только ли потому, что не помнит его автор? (Маляр — один из многих русских людей. ) - прием сравнения П. Уханова «Ночной переполох» и М.Самарский «Формула добра» - Маленький щенок и собака-поводырь. Что между ними общего? Таблица сравнения:
Бимчик Параметры сравнения Лабрадор Трисон
     

 

наблюдать - Выделение опорных слов из произведения. Л.Воронкова «Ветка дуба». -Какие слова в рассказе являются опорными, ключевыми? Запишем их. - Словарь настроения. Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке». -Учащиеся записывают свои чувства, которые испытывают во время чтения  рассказа. - Прием «Записная книжка». В ней отражаются мысли, почёрпнутые в произведении, которые могут пригодиться в будущем. Е.Пермяк «Некрасивая елка. - Какие мысли возникли после чтения сказки «Некрасивая ёлка»? Согласны, что это очень важные мысли? Давайте их запишем в нашей «Записной книжке». - «Двойной дневник». Ю.Яковлев «Салют». - Предлагаю вам объединиться в группы и выделить ключевые слова или цитаты, на которые опирается, по вашему мнению, смысл всего текста, а во второй части записать комментарий к ним.
Ключевые цитаты Комментарий к ним
Разве дедушки бывают молодыми?... Война не щадила никого…

 

проводить эксперименты - «Мысленный эксперимент» С.Георгиев «Дедушка» Вопросы после чтения: - А как бы вы поступили на месте главного героя? - А что бы вы сказали мальчику, если бы были его папой?
делать умозаключения и выводы - Методика "Три слова".   Какими тремя словами вы бы могли высказать своё мнение о произведении или герое? - Синквейн. Борис Минаев «Детство Лёвы» («Дерево»). Составьте синквейн на тему «Детство» - Игра «Философский стол». Представить себя философами и поговорить о произведении и выразить свои мысли. (Доказывать и отстаивать свою точку зрения можно за круглым столом) Борис Минаев «Детство Лёвы» («Дерево»). Эта повесть Б.Минаева стала лауреатом литературной премии «Заветная мечта». Удивительно, но эту книгу, написанную для детей, с интересом читают и взрослые, потому что она уводит их в мир их детства. Давайте побудем немного философами и порассуждаем о том, что же это за пора такая – детство? 
готовить тексты собственных докладов - написание отзыва. М.Дружинина «Дело чести» Вопросы:  - Понравился ли тебе рассказ? Почему? –  Удачно ли созданы автором образы героев? - Есть ли в рассказе интересные описания героев? А их характеров? - Какие изобразительные средства помогли автору рассказать о…? - Можно ли рассказ назвать оригинальным, интересным, необычным? - Поясни заглавие рассказа. -Прием «Написания эссе-миниатюры» - это письменное размышление на заданную тему, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Оно выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретной теме, проблеме (раздумья, размышления о жизни, о событиях).
объяснять, доказывать и защищать свои идеи -Прием «Свободное выступление», который учит ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. Необходимо представить себя на месте героя произведения и рассказать о себе;

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.