Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Планирование в системе организационно-управленческой деятельности учреждений культуры. Особенности организации планирования.



 

Министерство культуры Российской Федерации

федеральное государственное образовательное учреждение

высшего образования

«Самарский государственный институт культуры»

 

факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий

кафедра экономики и управления социально-культурной деятельностью

 

ДОКЛАД

по дисциплине «Основы менеджмента социально-культурной деятельности»

на тему: «Планирование в системе организационно-управленческой деятельности учреждений культуры. Особенности организации планирования »

 

Выполнил студент:

группы ФС-28

очной формы обучения

Кондратюк Владимир

Проверил преподаватель:

к. п. н., доцент кафедры экономики и управления

социально-культурной деятельностью

Заплетина Н.И.

 

Самара,2020

Планирование в системе организационно-управленческой деятельности учреждений культуры. Особенности организации планирования.

 

Содержание планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития деятельности с учетом внешних и внутренних факторов. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в частности на установленный период времени; определении задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Основные культурные события и акценты культурной политики сегодня перенесены на региональный и муниципальный уровни, где создаются стратегии развития сферы культуры с учетом социально-экономических особенностей развития территории, интересов различных категорий населения, потенциала культурных ресурсов, возможностей конкретных учреждений культуры. Работа в текущих экономических условиях ставит специалистов всех уровней перед необходимостью принимать быстрые и грамотные решения в самых различных ситуациях, мотивировать работников на производительный творческий труд, стратегически мыслить и принимать меры по решению как многолетних, так и вновь возникающих проблем.

Таким образом, назначение планирования состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития учреждения культуры. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым подразделением и всей организацией в целом. Потребность в планировании возникает в результате нескольких факторов: наличия многочисленных структурных подразделений в рамках учреждения, тесных межфирменных связей с другими учреждениями, а также требований научно-технического прогресса (необходимо быстро учитывать и осваивать новейшие достижения науки и техники). Его развитие связано с усилением тенденции к централизации в управлении и призвано увязать деятельность всех подразделений, подчинив ее единой стратегии развития. Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства фирмы на всех уровнях управления; квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.

В зависимости от уровня принятия планового решения планы различаются на федеральные, республиканские; областные и краевые; районные и городские; планы учреждений и организаций, их подразделений.

 

Планирование включает в себя определение:

- конечных и промежуточных целей;

- задач, решение которых необходимо для решения целей;

- средств и способов их решения;

- требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.

В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования:

ü стратегическое, или перспективное;

ü среднесрочное;

ü тактическое, или текущее (бюджетное).

 

Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок. Стратегическое планирование даёт также основу для принятия решения. Знание того, чего организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. При этом разрабатываются также новые возможности организации, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменения профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.

Среднесрочное планирование охватывает период от года до 5 лет (включительно) и отличается обычно большей детализацией.

Текущее планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии. Т.о. текущие планы дополняют, развивают, корректируют перспективные направления развития с учётом конкретной обстановки. Текущее планирование осуществляется на тех же уровнях, что и перспективное, а также на уровне отдельных учреждений и их подразделений. Наиболее полно деятельность учреждения культуры выражается в годовых планах работы. Дальнейшая детализация и конкретизация плановых заданий достигается в квартальных и месячных (календарных) и других оперативных планах работы. К оперативным относятся планы, разрабатываемые не декаду, неделю, день, а также оперативные индивидуальные планы.

Разработка любого плана или программы представляет собой деятельность, организованную определенным технологическим образом. С организационно-технологической точки зрения планирование состоит из нескольких этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи. Это организационно-подготовительный этап, этап разработки проекта плана, этап согласования и утверждения плана, этап пропаганды плана и организации контроля исполнения.

I. Организационно-подготовительный этап.

На этом этапе создаются организационные условия успешной плановой деятельности. Их создание предполагает решение следующих задач.

Определение круга исполнителей. Разработка плана обычно поручается наиболее квалифицированным работникам, поскольку планирование предполагает достаточно широкий горизонт рассмотрения перспектив работы.

Определение сроков разработки. Важно определиться со сроками разработки проекта плана, представления его на согласование и утверждение. Разработка плана на следующий год не должна начинаться позже ноября текущего года. Информационное обеспечение. Разработка программы должна опираться на добротную информационную базу. Информационное обеспечение планирования заключается в сборе, систематизации и анализе предплановой информации, на основе которой может приниматься плановое решение.

II. Этап разработки плана проекта.

Этот этап также складывается из нескольких частей, связанных с решением соответствующих задач:

Определение целей и задач на планируемый период. Целеполагание – центральная проблема планирования. Цели деятельности могут задаваться в организационных (уставы, положения, инструкции), распорядительных и директивных (приказы, распоряжения) документах, они могут определяться нормами и нормативами, формулироваться в результате маркетинговых исследований и других методов анализа.

По способу определения различают показатели утверждаемые, нормативные и расчетные. По оценке различаются положительные и отрицательные показатели. Первые предполагают систематическое увеличение и наращивание работы. Отрицательные – характеризуют те явления и процессы, которые подлежат уменьшению, снижению и, возможно, устранению (например, дефицит определенного вида культурных услуг и ценностей). По виду планируемой деятельности показатели различаются на показатели производства и потребления культурных ценностей, показатели оснащенности, финансирования, хозяйственного содержания, кадрового обеспечения и т.д.

По характеру выражения планируемые показатели разделяются на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели в зависимости от их экономической природы могут быть натуральными (выражаться в штуках, комплектах, мероприятиях, количестве людей и т.п.) и стоимостными (выражаться в рублях). Относительные показатели выражаются в простых, относительных и динамических процентах, долях, индексах, корреляциях и т.

III. Этап согласования и утверждения плана.

План согласовывается со всеми инстанциями (организациями и должностными лицами), от которых зависит его реализация. Оформляется согласование с помощью реквизита «Согласовано» на последней странице планового документа, где указываются согласующие инстанции и подписи представляющих их ответственных лиц.

Утверждается план решением инстанции-распорядителя кредита организации, чьим планом данный документ является (обычно – директором). Оформляется с помощью реквизита «Утверждаю» (с указанием названия должности и фамилии ответственного лица, а также даты утверждения), который размещается в правом верхнем углу планового документа и обычно заверяется печатью. После утверждения план становится документом, т.е. элементом административной, финансовой, хозяйственной, трудовой дисциплины.

IV. Этап пропаганды и организации контроля выполнения плана.

Успех реализации плана во многом зависит от того, насколько его позиции доведены до конкретных исполнителей, насколько персоналу понятны и близки цели и задачи, содержание конкретной деятельности. Для этого необходимо предусмотреть специальную разъяснительную работу: совещания, семинары, беседы, наглядные материалы и т.п. Не менее важно доведение содержания планов до партнеров, инвесторов и доноров, клиентов и потребителей.

 

Планирование развития сферы культуры в целом должно представлять собой совокупность предпринимаемых мер для обеспечения целевой ориентации на достижение необходимых результатов, роста эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, предоставляющих культурные услуги населению. В условиях нестабильности внешней среды и развивающихся рыночных отношений повышается роль и значимость планирования особенно в такой сфере деятельности, как сфера культуры.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.