Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Особенности проведения уроков изобразительного искусства по ознакомлению младших школьников с произведениями искусства  (на примере творчества В. Перова)



Особенности проведения уроков изобразительного искусства по ознакомлению младших школьников с произведениями искусства        (на примере творчества В. Перова)

 Сегодня многие ученые и педагоги работают над вопросами теории и методики развития художественного восприятия, умения "смотреть и видеть" картину или скульптуру, так как без этого невозможно приобщение ребенка к великому духовному и эмоциональному опыту изобразительного искусства.

Необходимость постановки данной проблемы перед учителями изобразительного искусства обусловлена тем, что именно в школе нередко закладываются предпосылки для последующего развития ущербного восприятия произведений искусства.

В школе детей знакомят с разными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, скульптурой, произведениями декоративно-прикладного искусства и художественной фотографией. Из чего следует, что необходимо, соблюдать следующее требования к отбору художественных произведений:

1.Рисунок должен отчетливо, ярко и выразительно передавать наиболее характерные признаки предмета - форму, цвет, относительную величину частей, положение в пространстве.

2.В сюжетной картине или скульптуре должен быть ярко очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы было понятно, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие. Должно быть четко выделено основное, главное либо расположением персонажей, либо цветом.

3.Учитывать принцип актуальности, выраженного в художественном произведении социального явления.

4.По колористическому решению отбирать произведения, выполненные художником в теплой или холодной цветовой гамме, чтобы цвет создавал впечатление живой жизни.

5.По композиционному решению отбирать произведения, в которых художественные образы расположены по-разному: в круге, асимметрично, симметрично, в треугольнике, в центре, статично, динамично и другие виды.  

Учитель выбирает произведения изобразительного искусства (наглядные материалы) в соответствии с учебными задачами. При этом выборе следует ориентироваться не историческую последовательность изучения произведений, а на возможность на их основе рассматривать основные правила, приёмы, средства композиции, особенности колористического решения и т.д.

При отборе произведений изобразительного искусства следует учитывать их художественно-эстетическую ценность, возможность ознакомления с произведениями во всём многообразии видов, жанров. Традиций и художественных техник изобразительного искусства, т.е. необходимость реализации принципа единства эстетического восприятия и художественной практики школьников.

С помощью педагога дети в начальной школе могут и должны научиться видеть настроение картины (радостное, тревожное, грустное), понимать отношение автора к изображаемому — восхищение, любование, сочувствие, негодование. Достигается это через развитие чуткости к языку картины. Естественно, внимание школьников должно обращаться на те элементы формы, которые наиболее близки ребенку этого возраста — общее цветовое и тоновое решение работы, образы героев (их позы, жесты, мимика, одежда), отдельные выразительные детали, фон.

При анализе работ художников следует учить детей самих рассказывать о своеобразии рисунка, высказывать своё мнение обо всех работах в целом и о понравившихся. По окончании анализа дети должны обращать внимание в работах художников на передачу цветом оттенков окраски, общего колорита, настроения, на разнообразие композиции, на изображение формы, её характерных признаков, деталей, на передачу пропорций предмета, его размеров, на наличие выразительных образов произведения.

Так, в 4 классе дети проходят тему: «Сопереживание – великая тема искусства», где главным художником является В.Г. Перов. Они смотрят на репродукцию картины «Тройка» и слушают историю, связанную с этой картиной. В это же время мы можем рассказать про самого художника и показать несколько его знаменитых картин.

Давайте рассмотрим фрагмент урока:

- Посмотрите на репродукцию картины В.Г. Перова « Тройка», и послушайте историю, связанную с этой картиной.         

Слайд 1                                                                                                                                 

«… Однажды к художнику пришла пожилая женщина, одетая очень бедно. Она сказала, что скопила немного денег и просила продать ей картину.

- Какую картину? – удивился художник.

- Васенька – сынок мой – заплакала женщина – портрет вы с него рисовали.

Тут Перов вспомнил, что это та женщина, сын которой, двенадцатилетний Вася позировал ему для картины « Тройка». Утирая слезы, женщина ему рассказала, что в прошлом году сын ее умер от оспы, а она пришла за картиной…»

- Рассмотрите внимательно эту картину, и расскажите, что вы видите на ней? ( Ответы учащихся)

Дело в том, что художника давно волновала участь деревенских детей, которых приводили в Москву крестьяне и отдавали в ученье мастерам – сапожникам, столярам, портным. Невыносимо тяжелыми для детей были годы ученья: пинки, подзатыльники, непосильный труд. На этой картине художник как раз и изображает таких детей. Выбившаяся из сил девочка лет девяти в изношенном ватном пальтишке. На голове старый платок, а волосы растрепались от ветра. Лицо ее бледное и измученное. Сильно нагнувшись вперед, еле передвигает ноги мальчик. Он еще слишком мал и слаб, чтобы тянуть такую лямку: задыхается. Средний мальчик – постарше. Его рваная одежда и старый картуз совсем не греют. Этот мальчик сильнее других, но на лице уже усталость и страдание. Лишь маленькая радость есть у них – это Жучка, бегущая впереди « Тройки». Эта собачка, единственный друг детей, всегда готовая защитить их. 

- Давайте узнаем художника по ближе, послушайте его биографию:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.