Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция №26. План лекции. Литература. Содержание лекции



Лекция №26

Тема лекцииТехническое обслуживание системы питания дизельных двигателей.

План лекции

1. Неисправности топливной системы признаки, причины

2. Определение герметичности топливной системы дизелей.

3. Диагностирование ТНВД и топливоподкачивающего насоса дизельного двигателя.

4. Диагностирование форсунок, ТО фильтров.

5. Регулировка минимальной частоты вращения коленчатого вала дизельного двигателя.

6. Работы при ТО дизельных двигателей.

 

Литература

1. Власов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для сред. проф. образования. - 9-е изд. М.: ИЦ «Академия», 2013

2. Кузнецов Е.С., Болдин А.П., Власов В.М. и др. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник. - М.: Наука, 2001.

3. Вишневецкий Ю.Т. Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей: учебник – 3-е изд. – М., ИТК «Дашков и К», 2006. с.

 

Содержание лекции

1. Неисправности топливной системы признаки, причины

 От чистоты топлива во многом зависит надежность работы топливных механизмов дизельных двигателей. Поэтому одно из главных задач профилактики системы питания дизелей - старательная фильтрация топлива и поддержание в исправном стане всех фильтров системы.

Изменение состояния сопловых отверстий распылителя форсунки, которая приводит к нарушению качества распыления топлива, влияет на надежность и экономичность дизелей. Характерная неисправность распылителей - засорение их крепкими коксовыми отложениями, которые снижают пропускную способность распылителя. Закоксование отверстий наступает в основном вследствие подтекания топлива из распылителей, когда неисправная клапанная система, или как результат работы двигателя при сниженном давлении впрыска. Чаще всего это бывает при продолжительной работе двигателя на малых оборотах холостого хода, а также при малой частоте вращения коленчатого вала (1000...1200 мин-1) в полной нагрузке ( с полной отдачей топлива). Негативные последствия срабатывания сопловых отверстий или их закоксованости нуждаются в периодической проверке их состояния и очистки.

Приведенные данные показывают, что основная цель обслуживания системы питания - обеспечение надежной подачи в цилиндры двигателя нужного количества горючей смеси необходимого состава и качества.

2 Определение герметичности топливной системы дизелей.

В системе питания) дизельных двигателей проверяют такие прямые (структурные) диагностические параметры: герметичность впускного тракта; зазор между втулкой и поршнем топливного насоса; зазор между втулкой и поршнем топливоподкачивающегоо насоса; подачу топливного насоса; зазор на разгрузочном поясе нагнетательного клапана; жесткость пружины форсунки; угол опережения впрыскивания топлива, вычисленный за углом поворота коленчатого вала; цикловую подачу форсунки; неравномерность подачи топлива по секциям топливного насоса.

Особое место при этом занимает контроль герметичности топливной системы, которую проверяют прямо на двигателе ( без приборов или с помощью прибора НИИАТ).

 Для проверки герметичности без прибора устанавливают малую частоту обращения коленчатого вала и слегка откручивают пробку фильтра тонкой очистки топлива. Когда в системе есть воздух, из-под пробки будет вытекать пена. После появления чистой струи топлива пробку закручивают. Чтобы проверить герметичность прибором НИИАТ, от бака отсоединяют паливопроводи, отводный паливопровід заглушают, подводной присоединяют к прибору и подают топливо под давкой С · 102 кПа. За місцем підтікання палива визначають герметичність паливної системи. Негерметичність системи живлення усувають підтяганням різьбових з’єднань, заміною ущільнювальних прокладок і паливо- проводів.

.3 Диагностирование топливного ТНВД

Для диагностирования насоса высокой давки и паливопідкачувального насоса в ВАТТ АТП применяют специальные стенды.

Диагностирование топливного насоса высокой давки состоит в определении начала, количества и равномерности подачи топлива отдельными секциями. Количество подачи топлива каждой секцией насоса определяют с помощью мерных мензурок при температуре топлива 25...30°С. Насос проверяют вместе с комплектом исправных и отрегулированных форсунок на давку впрыскивания 15 (±0,5) МПа и комплектом паливопроводів высокой давки длиной 400 (±3) мм.

Количество топлива, которое подается каждой секцией за один ход плунжера, для двигателей ЯМЗ должны быть 105... 107 мм3. Неравномерность подачи топлива между секциями насоса не должна превышать 3% при полной подаче и при номинальной частоте обращения 1050 мин-1 вала насоса.

Равномерность и количество подачи топлива каждой секции насоса регулируют, меняя поворотную втулку относительно зубчатого сектора. Топливные насосы имеют автоматическую муфту опережения впрыскивания топлива, которая меняет момент начала подачи топлива в цилиндр в зависимости от частоты обращения коленчатого вала. Учредительский угол опережения впрыскивания топлива зависит от особенностей каждой отдельной муфты.

Начало подачи топлива секциями насоса определяют с помощью момен-тоскопов, что устанавливаются на исходных штуцерах секций насоса и градуированному диску, который крепится на вале насоса. При повороте вала насоса его секции подают топливо в трубки моментоскопов. Определяя начало подачи топлива, надо следить, чтобы в момент начала движения топлива в трубке моментоскопа черточка на шкиве коленчатого вала была напротив черточки с цифрой на крышке шестерен распределения. Цифра возле черточки на крышке распределительных шестерен должны отвечать цифре, выбитой на торце автоматической муфты, или черточка с той же цифрой на маховике должна совпадать с указателем на картере маховика. Момент начала движения топлива в трубке первого цилиндра фиксируют за градуированным диском. В следующие цилиндры топливо подается через промежутки времени, которые отвечают определенным углам поворота вала согласно порядку работы двигателя. Например, в восьмицилондровом насосе топливо подается секциями через 45°. Неточность интервала между началом подачи топлива любой секцией насоса относительно первой допускается в пределах ±1/3°. Момент начала подачи топлива секцией устанавливают регулировочными болтами толкателя насоса.

Диагностирование топливоподкачивающего насоса - это определения его подачи при заданному противодавлению и давке при полностью перекрытом нагнетательном канале. Подача топливоподкачивающего насосов, установленных на двигателях ЯМЗ, при 1050 мин-1 кулачкового вала и давления в магистрали 0,5…0,17 МПа должна быть 2,2 л/мин., а максимальная давление – 0,4 Мпа.

 

4 Диагностирование форсунок, ТО фильтров.

 При диагностировании форсунок определяют их герметичность, давка впрыса и качество распиливания топлива. Эти работы выполняют на специальных приборах), которые имитируют работу форсунки на двигателе.

Герметичность форсунки проверяют при давки 30 Мпа. Показателем герметичности является время спадания давки (на 3 Мпа должны быть не менее чем 30...45 с). Для определения это времени давка впрыскивания форсунки, которую проверяют, регулировочным винтом доказывают до 30 Мпа за манометром, включая секундомер; когда давка спадет до 25 Мпа, секундомер исключают.

Давление впрыска форсунок определяют на специальных приборах за показаниями манометра. На работающем двигателе давка впрыскивания проверяют с помощью максиметра. Форсунку, которую проверяют, присоединяют к штуцеру максиметра, а последний через топливо провод высокой давки - к секции насоса. По принципу действия максиметр аналогичный форсунке, поэтому, добившись одновременности впрыскивания топлива форсункой и максиметром, за положением микрометрического устройства определяют, при какой давки происходит впрыскивания. После продолжительной работы форсунки на двигателе допускается снижения давки впрыскивания до 13,5 Мпа. Давка начала впрыскивания форсунки регулируют, меняя затягивание пружины с помощью регулировочной гайки.

Качество распиливания топлива форсункой проверяют на специальных стендах и считают удовлетворительной, если топливо впрыскивается в туманоподобному состоянию, равномерно распределяется по поперечному перерезу конуса струи и по каждому отверстию распылителя. Начало и конец впрыскивания должны быть четкими и сопровождается характерным (глухим) треском. Совсем не допускается подтекания топлива из распылителей форсунок. В случае закоксования отверстий распылителя форсунку надо разобрать и детали промыть в керосине. Разбирая форсунку, нужно иметь в виду, что корпус распылителя и игла образовывают прецизионную пару, поэтому замена только одной детали не допускается. Внутренние пустоты промывают бензином. Отверстия и каналы в корпусе форсунки прочищают волосяными ершиками, а внешние поверхности - мягкими металлическими щетками. Риски, царапины, следы коррозии отстраняют притирам или же детали заменяют новыми. Внутреннюю поверхность корпуса распылителя очищают мягким латунным стержнем, обвернутой папиросной бумагой. Когда есть риски, царапины на направляющей части иглы, а также следы перегревания, распылители заменяют. Все детали с неисправной резьбой заменяют новыми.

Фильтры очистки топлива периодически меняют, а корпусы их обязательно промывают дизельным топливом.

5 Регулировка минимальной частоты вращения коленчатого вала дизельного двигателя.

Регулировкаминимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя выполняют в процессе эксплуатации автомобилей.

Эти операции осуществляют после установления угла опережения впрыскивания топлива. Частоту обращения коленчатого вала на холостом ходе, указанную в характеристике двигателя, контролируют за хронометром на прогретом двигателе при температуре системы охлаждения не выше как 70°С или с помощью анализатора топливной аппаратуры. Этот прибор обеспечивает и определение таких параметров: частоты обращения кулачкового вала топливного насоса; оборотов начала и конца действия регулятора частоты обращения; учредительского угла опережения впрыскивания топлива; давки начала впрыскивания топлива; максимальной давки впрыскивания топлива. Кроме того, с помощью прибора можно оценить качество работы регулятора частоты обращения и автоматической муфты опережения впрыскивания топлива.

При подключении к анализатору осциллографа за характером осцилограм давки дополнительно можно определить: технический стан нагнетательного клапана и плунжерной пары; поломку пружины толкателя плунжера; технический стан распылителя форсунки.

 

6. Работы при то топливной системы

Топливная аппаратура дизельных двигателей может работать длительный срок без разборки и ремонта, если своевременно выполняются работы по техническому обслуживанию. Техническое обслуживание системы питания дизельных двигателей, как и карбюраторных, предусмотрено «Положением о техническом обслуживании» и включает работы по ЕО, ТО-1, ТО-2 и СО.

Диагностика системы питания может проводиться перед очередным ТО-2 и в случаях нарушения нормальной работы двигателя для определения неисправностей. Сезонное техническое обслуживание для системы питания дизельных двигателей выполняют два раза в год, совмещая работы этого вида обслуживания с ТО-1 или ТО-2. Осенью дополнительно к общему объему работ СО добавляются работы по подготовке предпускового подогревателя к зимней эксплуатации.

Перед началом технического обслуживания системы питания двигатель моют и очищают от пыли и грязи.

При ежедневном техническом обслуживании перед пуском проверяют осмотром общее состояние двигателя, наличие топлива в баке, уровень масла в насосе высокого давления и всережимном регуляторе частоты вращения коленчатого вала.

После пуска двигателя проверяют герметичность магистралей низкого и высокого давления и устраняют обнаруженные неисправности.

При работе двигателя приближенно оценивают равномерность подачи топлива по температуре патрубков выпускного трубопровода или прослушиванием двигателя в моменты выключения отдельных секций насоса высокого давления. Этот метод позволяет с достаточной точностью определять состояние топливной аппаратуры.

Ежедневно после возвращения с линии проверяют состояние топливопроводов и сливают отстой из фильтров грубой и тонкой очистки в объеме около 0,2 л. После слива отстоя пускают двигатель на несколько минут для заполнения фильтров. Слив отстоя повышает надежность работы фильтров, а в зимнее время устраняет возможность замерзания в них воды. Кроме того, при возвращении автомобиля с линии полностью заправляют топливный бак, что исключает конденсацию влаги из воздуха, которая происходит в частично опорожненном баке во время стоянки.

При первом техническом обслуживании кроме работ, предусмотренных ЕО, проверяют состояние, крепление и регулировку приборов системы питания, установку угла опережения впрыска, регулируют привод управления насосом высокого давления. При необходимости снимают форсунки и проверяют их работоспособность на специальном приборе. Выпускают отстой из топливных баков после нескольких часов стоянки, промывают корпуса и фильтрующие элементы топливных фильтров или заменяют их.

При втором техническом обслуживании выполняют все работы, предусмотренные ТО-1. Кроме того, проверяют герметичность топливопроводов и крепление бака, топливных насосов, форсунок. Снимают форсунки с двигателя и регулируют их на стенде. Проверяют исправность механизма управления подачей топлива и циркуляцию топлива по магистралям системы питания. Снимают и промывают корпуса и фильтрующие элементы фильтров. При необходимости удаляют воздух из системы. Затем проверяют работу насоса высокого давления в разных режимах работы двигателя и регулируют минимальную и максимальную частоту вращения коленчатого вала. С помощью приборов контролируют дымление двигателя и при необходимости регулируют подачу топлива.

При ТО-2 выполняют также работы по обслуживанию воздушного фильтра: промывают фильтрующий элемент и меняют масло. В насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения коленчатого вала заменяют масло.

При сезонном обслуживании дополнительно к работам ТО-2 промывают топливные баки, снимают, проверяют и регулируют форсунки. Снимают также насос высокого давления и топливоподкачивающий насос и регулируют их по сезону, увеличивая подачу топлива перед зимними условиями эксплуатации или уменьшая перед наступлением летних условий. При монтаже насоса высокого давления на двигатель регулируют угол опережения впрыска топлива и проверяют работу механизма управления подачей топлива.

 

Контрольные вопросы

1. Какая основная цель технического обслуживания дизельных двигателей?

2.    Как определяется герметичность топливной системы дизелей?

3. Какая последовательность диагностирования ТНВД

4. По каким параметрам диагностируют форсунки?

5. Как выполнить регулировку минимальной частоты вращения коленчатого вала дизельного двигателя?

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.