|
|||
Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через криотерапию»«Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через криотерапию» Подготовила:учитель-логопед Агишева И.В.
Известно, что детское творчество – явление уникальное. По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность – это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». Что же такое творческие способности? Творческие способности – это не просто способности к различным видам художественной деятельности (умение красиво рисовать, сочинять стихи, петь, танцевать и т. п.) , а индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Профессор О.А. Карабанова подчеркивает, что дети с ОВЗ так же, как и здоровые дети, обладают талантами, способностями, одаренностью, только для развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья требуется специальная помощь и поддержка. Развивая мелкую моторику, совершенствуется не только ловкость и точность рук, но и развивается мозг ребенка, творческие способности, фантазия и речь. Главной целью развития мелкой моторики является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Таким образом, развивая моторику, мы создаем предпосылки для развития высших психических функций. Сегодня я познакомлю вас с одним из нетрадиционных методов развития мелкой моторики, который я активно использую в своей работе. Это – криотерапия Криотерапия — инновационная технология в логопедической практике Криотерапия(от латинского "крио" - холод и "терапия" – лечение, воздействие). Этот метод пришел в коррекционную педагогику из медицины, которая успешно использует его в лечении и оздоровлении. В логопедических методиках для проведения терапии применяют лед. При воздействии холодом в области контакта с кожей (рук, ног) начинает активироваться рецепторный аппарат. На начальном этапе воздействия в коже и тканях сужаются сосуды. По прошествии времени стенки сосудистого русла расширяются, что повышает местный кровоток. Увеличение кровотока способствует стимуляции мелкой моторики (если контакт льда был с руками пациента). Развивающаяся мелкая моторная деятельность кистей ребенка способствует активации областей мозга, отвечающих за речевые функции. Такие процессы приводят к улучшению речи, повышению качества произношения. У ребенка помимо речевой функции повышается память, внимание, мышление, улучшается моторика рук. Методика помогает улучшить запоминание новой информации. Метод развития мелкой моторики – криотерапияпозволяет достичь следующих целей: - стимуляция моторики рук; - улучшение речевой функции; - социальная адаптация (при ДЦП, аутизме, синдроме Дауна); - дети лучше усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации; - у детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений; - развивается внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием; - общее оздоровление организма; - появляется положительный эмоциональный настрой на занятия. Методика проведения криотерапии: 1 этап: чередование тёплых и холодных процедур. Данный этап включает в себя игры со льдом. 2 этап: растяжка пальцев с последующей пальчиковой гимнастикой. 3 этап: массаж рук с помощью предметов разных фактур (шишка, мячик, щётка и т. п.)
Использование игр со льдом позволяет закреплять и расширять сенсорные представления детей. С помощью игр «Выполни по образцу», «Разложи по цвету», «Цветной эксперимент» у ребят закрепляются знания об основных цветах и их оттенках. «Найди домик», «Ледяная стройка», «Ледяное ожерелье» закрепляют представления о форме и величине. Также эти игры учат ориентироваться на образец, действовать по словесной инструкции. Пространственные представления мы с ребятами закрепляем, играя в игры «Бассейн», «Расположи верно», «Ледяной холст». Чтобы закреплять знания по лексическим темам, я предлагаю раскрасить цветными льдинками предметную картинку по теме или выложить ее по контуру, и дети выполняют это с большим удовольствием. Игры «Продолжи ряд», «Исправь ошибку» «Выполни по образцу» и др. способствуют развитию высших психических функций.
Очень интересным и необычным для детей является рисование цветными льдинками, пальчиковое рисование на ледяном холсте, что способствует развитию воображения, закреплению представлений о свойствах предметов, развитию изобразительной деятельности. Выполняя постройки из ледяных кубиков, развиваются конструктивные способности, при строительстве по образцу или по подражанию ребенок учится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения элементов конструкции. Благоприятное воздействие оказывает криотерапияи на эмоциональную сферу: у детей стабилизируется эмоциональный фон, ослабевает психоэмоциональное напряжение, формируется положительный настрой на занятие.
Длительность сеанса: -Продолжительность терапии: 7-20 секунд. -Подходов: 3-5 за сеанс. -После холода руки греют (в тёплой воде или грелкой). -Количество сеансов: 10-15. -Курсы проводятся: 3 раза в год. Криотерапия имеет свои показания и ограничения к использованию. В логопедии любые методики назначают индивидуально, чтобы не навредить пациенту. Врач обязательно учитывает показания и ограничения при использовании криотерапии. Методика показана при: - детском церебральном параличе, - синдроме Дауна, - аутизме, - задержке речевого развития на фоне стрессовых ситуаций, - при гипоксическом поражении головного мозга, - синдроме гиперактивности, с лёгкой формой гиперактивности, - сильной раздражительности, - при неврозоподобных состояниях. Оборудование: - Криотерапия не требует специальных аппаратов. - Для занятий используют ледовые фигурки, кубики. - Для приготовления льда используются специальные формы для льда, а так же используются детали лего, формы из-под конфет, формочки для выпечки и другие бросовые материалы. - Для приготовления льда специалисты наливают воду в формы. Перед замораживанием можно налить немного краски, положить цветную бумажку или маленькую фигурку. Это повысит интерес к терапии.
Дети с ОВЗ непостоянны, инертны, быстро теряют интерес к творческой деятельности и поэтому я применяю мотивационные ресурсы и стимулирование, чтобы добиться высоких и эффективных результатов. В процессе творческой деятельности у ребенка с ОВЗ усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезна творческая деятельность, позволяющая выйти из состояния зажатости. Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами и возможностями. Моя задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Положительные результаты, которые мы достигаем с детьми, убеждают в том, что начатая деятельность востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях образования. Таким образом, моя задача - поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей.
Дети с ОВЗ, также как все дети, должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
|
|||
|