|
|||
Пальчиковая гимнастика.
Методические рекомендации по проведению минуток чистописания · Феоктистова Надежда Владимировна, учитель начальных классов
1. Естественно, выработать у учащихся каллиграфическое письмо в короткий срок невозможно. Для этого требуется несколько лет, так как навык письма формируется медленно. В первом классе обучение письму начинаю с объяснения правил посадки за партой: 1) ноги ставим на подножку парты; 2) спина прямая, голова немного наклонена вперед; 3) глаза от тетради находятся на расстоянии 30-35 см; 4) плечи горизонтальны, на одном уровне; 5) оба локтя лежат на краю парты. Немаловажно и положение тетради. Тетрадь должна лежать наклонно влево – для праворуких и влево – для леворуких учащихся. Угол наклона нижнего края страницы по отношению к краю стола около 25 градусов. Нижний левый угол страницы, на которой пишет учащийся, располагается напротив середины руки. Обязательно проверяю, правильно ли держит ученик ручку. Для закрепления этого навыка выполняем упражнения: “Курочка пьет водичку”, “Подними указательный пальчик”, “ Поработай средним пальчиком” и т.д. Все выше названные правила повторяю и закрепляю ежеурочно с первого по четвертый класс. В своей работе использую программу по каллиграфии Образовательной Системы “Школа-2100” авторов Бунеевой Е.В., Комисаровой Л.Ю., Яковлевой М.А. [1, 4]. 1 класс: Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки. 2 класс: Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку. 3 класс: Закрепление навыка начертания букв, способов соединений: в словах, предложениях, текстах. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера. 4 класс: Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, предложений, текстов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочетов графического характера, по совершенствованию почерка. Со второго класса на уроках русского языка на материале пособия по чистописанию М.А.Яковлевой [4] организую любую языковую разминку. Проводить уроки русского языка помогают уже знакомые нам герои из книги для чтения “Капельки солнца” - Петя Зайцев (заяц Пус), Вова Колесников и Катя Персикова. Иногда им бывает трудно, особенно Пете, да и у Вовы частенько встречаются ошибки. Поэтому нам приходится часто им помогать – правильно писать буквы и соединения, слова и т.д.. Регулярно провожу конкурсы “Самая аккуратная тетрадь”, “Лучшая тетрадь”. Во втором классе завели образцовые тетради по русскому языку и математике. Право писать в ней получает ученик, который пишет очень красиво и правильно, очень аккуратно, и, стараясь выполнять все правила каллиграфии. При проверке тетрадей выставляю две оценки: первая – за грамотность, вторая – за каллиграфию. Оценки за каллиграфию выставляю с целью проверки качества письма с позиции его соответствия следующим требованиям: правильное, четкое начертание всех букв, соблюдение единой высоты и наклона букв на всей строке, параллельности одинаково направленных штрихов, равного расстояния между элементами в букве, между буквами в слове, между словами на строке, достижение плавности и достаточной скорости письма. 2.“Тетрадь по чистописанию” предназначена для работы с учащимися на уроках русского языка по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной “Русский язык”, 2 -4 классы [2]. Время работы на каждом уроке (кроме уроков развития речи, контроля, работы над ошибками) – 5 – 7 минут. Материал по чистописанию подготовлен таким образом, что он тесно связан с темой урока и является своеобразным “мостиком”, помогающим перейти к теме урока. Нумерация уроков соответствует предложенной в методическом пособии. В работе по дальнейшему формированию у детей каллиграфического навыка учителю рекомендуется выдерживать три этапа: аналитический, синтетический, этап автоматизации. Материал к каждому уроку располагается от простого к сложному, продолжается работа по развитию у детей глазомера. В систему упражнений тетради включено также упражнение на развитие мелкой моторики – рисование узоров. Написание букв размером в 2-3 строки позволяет увидеть основные недочеты в письме: неправильные соединения, нарушение соразмерности элементов, наклона и т.п.. Развитие графических умений предполагается проверять два раза в год на контрольных уроках по чистописанию: урок№27 и урок№138. Работа занимает также 5-7 минут. 3.На материале пособия по чистописанию М.А.Яковлевой [4] учитель может организовать любуюязыковую разминку[6], предложенную в методических рекомендациях [1]. Пример языковой разминки по пособию: страница 1, урок № 2. Тема урока “Повторение фонетики и графики” (2 класс) 1-я строка – строчная буква а , элементы буквы а . 2-я строка – запись букв в соединении (дома) Дальше в столбик записаны слова: астра абзац алфавит азбука 1.Словарная работа: астра (абзац) – по усмотрению учителя 2.Обращаем внимание детей на ряд слов и задаем вопросы: - Что объединяет все эти слова? (Все - имена существительные) - Какое слово в этом ряду лишнее? - Найдите слова-синонимы. Как еще можно назвать азбуку? (Букварь) - Отгадайте загадку-шутку: сколько в азбуке букв? (6) 3. Разминка. – Вместо вопросительного знака поставьте цифру. Ответ обоснуйте. астра -2 абзац -2 алфавит -3 азбука - ? Справка. Указано количество слогов. Ответ 3 астра -5 абзац-5 алфавит-? азбука - 6 Справка. Указано количество букв. Ответ 7 астра -1 абзац - 2 алфавит - ? азбука -1 Справка. Указан ударный слог. Ответ 3 Вопросы и задания классу: - В каких словах из этого списка все согласные звуки твердые? астра - [ р ] абзац – [б, з ] алфавит - [в] азбука - ? Справка. Из слов вычленены звонкие согласные. Ответ к. Далее учитель подводит класс к формулированию темы урока: - Вы догадались, какова тема сегодняшнего урока? - Да, мы сегодня будем говорить о звуках, ударении, слогах и науке, которая изучает их. Затем дети красиво прописывают слова, с которыми только что работали, в тетрадях по чистописанию и переходят к записям в своих рабочих тетрадях по теме урока. Примеры уроков с применением пособия по чистописанию даны в Приложении 1. 4. Пальчиковая гимнастика. Ученые-физиологи доказали, что упражнения на мелкую моторику рук способствуют развитию речи, мышления, интеллекта. Сначала руки “учат” мозг, затем мозг учит руки. Хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта. Предлагаю использовать следующие упражнения: 1. Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. (Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.) 2. Две веселые лягушки ни минуты не сидят – (Дети сжимают кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы и кладут ладони на парту. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.) 3. Наши пальчики сплетем и соединим ладошки. (Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и сжимают как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка ими трясут. Так 2-3 раза.) 4. Идет по парте человек, переставляет ножки. 5. Пальчик вышел погулять, ключ забыл с собою взять. (Ребята растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать каждые пальцы на обеих руках одновременно, касаясь подушечками соответствующей ладони.) 6. Что такое? Что мы слышим? (Постукивание подушечкой большого пальца правой руки, затем левой.) 7. Бедный маленький цыпленок кушать захотел спросонок. (Постукивание по парте подушечкой мизинца сначала одной рукой, затем другой) 8. Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь. 9. Руки вытянем вперед, а потом свои ладошки 10. “Я сильней наверняка!” - молвит правая рука. (Сцепляют руки “в замок” и тянут в разные стороны, меняя руки местами.) 11. Как-то раз по речке Нил плыл огромный крокодил, 12. Раз огромный крокодил табуретку проглотил, (Ребята зажимают край парты между прямыми средним и безымянным пальцами как можно сильнее. Упражнение выполняется двумя руками несколько раз.) 13. Быстро пальчиком вращаем и сильнее нажимаем. (Сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в разные стороны.) 14. Без пальто гулял глупышка, (Растирают мизинец левой руки указательным и средним пальцем правой, затем то же самое делают с мизинцем правой руки) 15. Листья падают в саду, я их граблями смету. (Ладони на себя, пальцы переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя). 16. Что такое? Просто смех! Расколоть нельзя орех. (Ребята растопыривают пальцы, а затем начинают по очереди сгибать все пальцы, касаясь подушечками соответствующей ладони. Повторяют четверостишие несколько раз.) 17. Пальцы в гости приходили. 18. Вдруг в лесу раздался стук. 19. Наши нежные цветки распускают лепестки. (Руки сжаты в кулачки. Плавно разжимают кулачки, выпрямляют пальцы, помахивают кистями рук, снова сжимают пальцы в кулачки и опускают на парту.) 20. Мы ладони сложим вместе, словно их сцепили тестом. 21. Кто из пальчиков ловчее? Ручку кто держать умеет? (Сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом. Сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулаки). 22. Пара ножниц есть у нас. Пригодятся нам не раз. 23. Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат. (Пальчики в кулачок. Выстаивать вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед. Обеими руками.) 24. Две сестрицы – две руки: рубят, строят, роют, 25. Вот помощники мои, их, как хочешь, поверни. (Сидя за партой, держать руки на столе ладонями вниз. Поочередно продвижение вперед обеими руками с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.) 5. Упражнения дляязыковой разминки [1, 3]. 1 – 2 класс. 1. Словарная работа. 2. Обращаем внимание детей на ряд слов и задаем вопросы: - Что объединяет все эти слова? - Какое слово в этом ряду лишнее? - Найдите слова-синонимы. Как еще можно назвать …? - Отгадайте загадку-шутку. 3. Укажи количество слогов. 4. Укажи количество букв, звуков. 5. Укажи ударный слог. 6. В каких словах из этого списка все согласные звуки твердые? 7. В каких словах из этого списка все согласные звуки мягкие? 8. Допишите слог до слова. 9. Запиши однокоренные слова других частей речи. 10. Измени порядок слов по алфавиту. 11. Запиши слова на данную букву (город, река, имя, сказочный герой и т.д.) 2 – 3 класс. 1. Сделай звуко-буквенный анализ слова. 2. Выдели в слове его части. 3. Найди и исправь ошибки. 4. Объясни значение слова по толковому словарю. 5. Определи часть речи. 6. Подчеркни члены предложения. 7. Запиши проверочные слова. 8. Сделай графические обозначения. 9. Вставь безударные гласные. 10. Запиши проверочные слова. 4 класс. 1. См. все выше описанное. 2. Произведи разбор по составу. 3. Произведи фонетический разбор слова. 4. Произведи морфологический разбор слова. 5. Произведи синтаксический разбор предложения. 6. Допиши пословицу (см. ниже) и т. д. Литература:
|
|||
|