Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Земли энергетики (ст. 89 ЗК РФ).



Тема 10. Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения(2 часа)

Планируемые результаты освоения темы лекции

Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения ОПК-1; ПК-4; ПК-5; ПК-6.   Планируемым результатом изучения данного раздела является уяснение студентами особенностей правового режима земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Студенты должны: – знать понятие, состав и общую характеристику правового режима земель промышленности и иного специального назначения; понятие, виды и правовой режим зон с особыми условиями использования; источники правового регулирования отношений по использованию земель данной категории; особенности правового режима земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения и информатики, обороны и безопасности, земель для обеспечения космической деятельности, земель закрытых административно-территориальных образований, земель, занятых радиационными и ядерными объектами; – уметь показать общие признаки и особенности правового режима различных видов земель специального назначения; находить и грамотно применять источники правового регулирования отношений по использованию различных видов земель данной категории; правильно определять правовой режим земельных участков в зависимости от объектов, на них расположенных; разграничивать земельное и смежное законодательство в части правового регулирования отношений по использованию и охране земель специального назначения; – владеть специальной терминологией в области видов деятельности, осуществляемой на землях данной категории земель, методами анализа нормативных правовых актов, регулирующих правовой режим земель специального назначения, навыками работы с проектной и иной документацией в области использования и охраны земель специального назначения
Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, те­левидения, инфор­матики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения Понятие, состав и общая характеристика правового режима зе­мель промышленности и иного специального назначения. Зоны с особыми условиями использования. Правовой режим земель промышленности. Правовой режим земель энергетики. Общая характеристика правового режима земель транспорта. Правовой режим земель железнодорожного транспорта, земель автомобильного транспорта, земель морского и внутреннего водного транспорта, земель воздушного транспорта, земель трубопроводного транспорта. Правовой режим земель связи, радиовещания, телевидения и информатики. Правовой режим земель для обеспечения космической деятельности. Правовой режим земель обороны и безопасности. Правовой режим земель закрытых административно-территориальных образований. Особенности правового режима земель, предназначенных для особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов.

Тема 10. Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения(2 часа)

Тематика лекции:

1. Понятие, целевое назначение и состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

2. Правовой режим земель промышленности.

3. Правовой режим земель энергетики.

4. Правовой режим земель железнодорожного транспорта.

5. Правовой режим земель автомобильного транспорта.

6. Правовой режим земель морского и внутреннего водного транспорта.

7. Правовой режим земель воздушного транспорта.

8. Правовой режим земель трубопроводного транспорта.

9. Правовой режим земель связи, радиовещания, телевидения и информатики.

10. Правовой режим земель для обеспечения космической деятельности.

11. Правовой режим земель обороны и безопасности.

12. Правовой режим земель закрытых административно-территориальных образований.

13. Особенности правового режима земель, предназначенных для особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов.

14. Особенности управления в области охраны и использования земель промышленности и иного специального назначения.

 

Задания для подготовки к лекции:

1. Изучить главы XVI, XVII и XIII Земельного кодекса РФ.

2. Составить список нормативных правовых актов, регулирующих правовой режим земель данных категорий (помимо Земельного кодекса РФ), и ознакомиться с ними.

 

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права, на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным статьями 15, 22–24 ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее – земли промышленности и иного специального назначения).

В соответствии со статьей 7 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации. Общая площадь земель рассматриваемой категории на 1 января 2011 г. в России составила 16,8 млн га1.

Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Об особенностях перевода земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию регулируются статьей 9 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Особенности правового режима земель данной категории устанавливаются статьями 88-93 ЗК РФ и учитываются при проведении зонирования территорий, а также специальными нормативными правовыми актами.

В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарнозащитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.

См., подробнее: Закон РСФСР от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»; Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации»; Закон РФ от 20.08.1993 № 5663-I «О космической деятельности»; Федеральный закон от 25.08.1995 № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте»; Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»; Федеральный закон от 06.02.1997 № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»; Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»; Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и др.

Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории определяется:

 Правительством РФ в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности1;

 органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

 органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 ЗК РФ могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками. Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным статьями 15, 22–24 ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 88 ЗК РФ). В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель промышленности.

Размеры земельных участков, предоставляемых для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно технической документацией.

Организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются в соответствии со статьей 79 ЗК РФ после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода. Помимо земельного законодательства, которое устанавливает основы использования данных земель, конкретные условия использования земельных участков могут быть установлены иными нормативными правовыми актами1.

Законом от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» устанавливается порядок отвода и использования земель в целях недропользования, а именно, предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется только при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на межевание соответствующего земельного участка для целей недропользования. Межевание земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию. Устанавливается также, что пользователь недр обязан обеспечить приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

 

1 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2003

№ 38 «О введении в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03» были введены в дейст-

вие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-защитные

зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03». Вышеуказанными актами устанавливаются права и

обязанности по использованию земель промышленности, требования по их охране.

 

Земельные участки из земель промышленности, если они не изъяты из оборота, на основании статьи 27 ЗК РФ могут быть предоставлены в собственность всем участникам земельно-правовых отношений, в том числе юридическим лицам и гражданам, для осуществления деятельности в сфере промышленного производства. Изъятыми из оборота считаются в данном случае земли промышленности, занятые находящимися в федеральной собственности объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также объектами, в соответствии с видами, деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования. Нормативными актами об отдельных видах промышленности может быть установлен и правовой режим охранных зон.

В связи с тем, что земли промышленности подвержены в наибольшей степени вредному воздействию техногенного характера, лица, непосредственно использующие данные земли, обязаны постоянно выполнять требования по охране земель, в том числе рекультивацию, восстановление нарушенных земель, установленные главой II ЗК РФ и иным федеральным законодательством.

Земли энергетики (ст. 89 ЗК РФ).

Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным статьями 15, 20–24 ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Однако значительная часть земель атомной энергетики изъята из оборота на основании статьи 27 ЗК РФ, если они заняты находящимися в федеральной собственности объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

К землям энергетики отнесены земельные участки, предоставленные для размещения гидроэлектростанций и других электростанций, воздушных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов и других сооружений и объектов энергетики. По данным Минприроды на 1 января 2011 г. в России площадь земель энергетики составила 134,7 тыс га1.

 

1 См.: Государственный доклад Минприроды России «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году» // http://www.mnr.gov.ru/

 

В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;

2) размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

Нормами статей 48 и 50 Закона об охране окружающей среды» установлены специальные экологические требования к энергетическим объектам, а также к деятельности по использованию радиоактивных материалов. Например, для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством РФ. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 11.08.2003 г. № 486 «Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети» устанавливается порядок определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи всех классов напряжения и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности этих линий.

Воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий. Обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи (линии связи, обслуживающей электрическую сеть), могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера. Минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением свыше 10 кВ определяется как:

 площадь контура, отстоящего на 1 м от контура проекции опоры на поверхность земли (для опор на оттяжках – включая оттяжки), – для земельных участков, граничащих с земельными участками всех категорий земель, кроме предназначенных для установки опор с ригелями глубиной заложения не более 0,8м земельных участков, граничащих с земельными участками сельскохозяйственного назначения;

 площадь контура, отстоящего на 1,5 м от контура проекции опоры на поверхность земли (для опор на оттяжках – включая оттяжки), – для предназначенных для установки опор с ригелями глубиной заложения не более 0,8 м земельных участков, граничащих с земельными участками сельскохозяйственного назначения.

Минимальные размеры обособленных земельных участков для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением 330 кВ и выше, в конструкции которой используются закрепляемые в земле стойки (оттяжки), допускается определять как площади контуров, отстоящих на 1 м от внешних контуров каждой стойки (оттяжки) на уровне поверхности земли – для земельных участков, граничащих с земельными участками всех категорий земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения), и на 1,5 м – для земельных участков, граничащих с земельными участками сельскохозяйственного назначения.

Конкретные размеры земельных участков для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети) определяются исходя из необходимости закрепления опор в земле, размеров и типов опор, несущей способности грунтов и необходимости инженерного обустройства площадки опоры с целью обеспечения ее устойчивости и безопасной эксплуатации. Размеры земельных участков (частей земельных участков), которые используются хозяйствующими субъектами в период проведения инженерных изысканий при проектировании воздушных линий электропередачи (линий связи, обслуживающих электрические сети), определяются проектной документацией на проведение указанных работ.

Земельные участки (части земельных участков), используемые хозяйствующими субъектами в период строительства, реконструкции, технического перевооружения и ремонта воздушных линий электропередачи, представляют собой полосу земли по всей длине воздушной линии электропередачи, ширина которой превышает расстояние между осями крайних фаз на 2 м с каждой стороны. Земельные участки (части земельных участков), используемые хозяйствующими субъектами при производстве указанных работ в отношении воздушных линий электропередачи напряжением 500, 750 и 1150 кВ с горизонтальным расположением фаз, представляют собой отдельные полосы земли шириной 5 м для каждой фазы. Конкретные размеры земельных участков (частей земельных участков) для осуществления указанных работ определяются в соответствии с проектной документацией с учётом принятой технологии производства монтажных работ, условий и методов строительства. Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» устанавливает общие требования обеспечения безопасности гидротехнических сооружений (например, о государственном надзоре за безопасностью гидротехнических сооружений).

Особый правовой режим имеют земельные участки, на которых расположены атомные электростанции, ядерные установки и другие объекты. Например, Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии, призван способствовать развитию атомной науки и техники, содействовать укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии.

В федеральной собственности находятся:

 все ядерные материалы;

 радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы;

 имеющие оборонное назначение ядерные установки, радиационные источники и пункты хранения.

Не имеющие оборонного назначения радиационные источники, радиоактивные вещества и не содержащие ядерных материалов радиоактивные отходы могут находиться как в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, так и в муниципальной собственности, собственности юридических лиц. Право собственности на указанные объекты приобретается и прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Юридические лица совершают сделки с данными объектами при наличии разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии. Решения о месте размещения и сооружении других пунктов хранения, а также имеющих региональное значение радиационных источников принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых предполагается их размещение и сооружение. Решения о месте размещения и сооружении иных радиационных источников принимают органы местного самоуправления по представлению эксплуатирующей организации. Решения о размещении и сооружении указанных объектов принимаются на основании заключений государственной экологической экспертизы. Предоставление земельных участков для размещения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством о недрах и иными правовыми актами РФ. Так, в соответствии со статьей 30 Закона об использовании атомной энергии решение о размещении и сооружении ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения принимается с учетом нужд и оборонных задач Российской Федерации и отдельных ее регионов, наличия необходимых условий безопасности, возможных социальных и экономических последствий для данного региона.

Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством РФ. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В целях защиты населения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения устанавливаются особые территории – санитарно-защитная зона и зона наблюдения, где должен осуществляться контроль за радиационной обстановкой. В таких зонах запрещается размещение жилых и общественных зданий, детских учреждений, а также не относящихся к функционированию ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения лечебно-оздоровительных учреждений, объектов общественного питания, промышленных объектов, подсобных и других сооружений и объектов, не предусмотренных утвержденным проектом санитарнозащитной зоны. В зоне наблюдения, включающей в себя санитарно-защитную зону, на граждан распространяется действие мер по социально экономической компенсации за дополнительные риски, а также распространяется действие мер по аварийному планированию. В зоне наблюдения органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора могут вводиться ограничения на хозяйственную деятельность. Убытки, причиненные установлением санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения, возмещаются эксплуатирующей организацией.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.