Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Классический танец. А.С.Пушкин



          Классический танец

                            Одной ногой касаясь пола,

                            Другою медленно кружит,-

                            И вдруг прыжок, и вдруг летит…

                                                                  А.С.Пушкин

КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТА́НЕЦ (от латинского classicus — образцовый) — танец, опирающийся на обобщенно-поэтический принцип создания образа, имеющий другие традиции. Существуют разные системы классического танца в Европе и странах Азии. Универсальность европейского классического танца способствовала его распространению во всем мире. Термин появился в России в конце 19 в. и раскрывал истоки европейского театрального танца, берущие начало в классическом искусстве Древней Греции, а также его совершенство, достигнутое русским балетом в эпоху Мариеса Петипа. Классический танец произошел от бальных танцев Италии и Франции. Система формировалась путем отбора движений, наиболее точно и полно выражающих духовный мир человека, его отношения с окружающей  действительностью. Движения носили условно-обобщённый характер и стремились к геометрической ясности, чему способствовал принцип выворотности. Если организация  движения в пространстве связана с геометричностью, то распределение его во времени всегда зависело от ритма, музыкального сопровождения, с которыми танец связан изначально. Классический танец развивался и совершенствовался, откликаясь на музыкальное содержание и заимствуя формы музыки. Эволюция классического танца связана также с развитием эстетических направлений. Терминология классического танца обозначившая позиции ног, рук, положения корпуса, группы движений и направление их исполнения,                          появилась в 17 в. В 1-й пол. 18 в. с классическим танцем познакомились на русском придворном театре. Иностранные балетмейстеры воспитывали русских артистов на основе итальянских и французских школ. Самобытность русского исполнительства, соединившей достоинства различных европейских школ и вдохнувшего в него загадочную русскую душу, привела к созданию на весь мир русского балета.  Русский классический танец сыграл огромную роль в сохранении и развитии мирового балетного театра

Класси́ческий та́нец — это система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы. Движения стремятся к геометрической ясности, чему способствует принцип выворотности.

Урок классического танца - совокупность упражнений, развивающих способности танцовщиков. В классической школе урок состоит из нескольких частей:

  • Экзерсис y станка;
  • Экзерсис на середине зала;
  • Адажио;
  • Аллегро;
  • Упражнения на пальцах (в женском танце).

Элементы упражнений из классического танца включены в программу обучения художественной и спортивной гимнастике, фигурному катанию, эстрадными танцами, спортивному рок-н-роллу, акробатике, спортивным бальным танцам.

 

Все движения классического танца строятся на основе выворотности. В теории классического танца разработано учение о закрытых (ferme) и открытых (ouvert), скрещенных (croisee) и нескрещенных (efface) позициях и позах, а также о движениях внутрь (en dehors) и наружу (en dedans).
        Выворотность- термин, обозначающий одно из важнейших, профессиональных качеств артиста балета. Выворотность необходима для танцовщика при исполнении любого сценического танца (в особенности - классического). Кроме того, выворотность способствует чистоте пластичных линий движений ног, делает невидимыми углы, образуемые пятками при поднимании ног и т. д.
         Спина - это не только устойчивость во время танца, но и вся красота вертикальных линий. Без сильной спины невозможно выполнить повороты.

 

        В классическом танце приняты пять позиций ног, исполняемые таким образом, что ноги как бы вывернуты вовне (отсюда термин «выворотность»). Речь идет не о том, чтобы повернуть только ступни носками в разные стороны, повернута должна быть вся нога, начиная с бедренного сустава. Поскольку это возможно только при достаточной гибкости, танцовщик должен упражняться ежедневно и подолгу, чтобы научиться без усилий принимать необходимое положение:
Первая позиция: ступни соприкасаются пятками и развернуты носками наружу, образуя на полу прямую линию.
Вторая позиция: сходна с первой, но пятки выворотных ног отстоят одна от другой на длину ступни (т.е. примерно на 33 см).
Третья позиция: ступни прилегают одна к другой таким образом, что пятка одной ступни соприкасается с серединой другой ступни (т.е. одна стопа наполовину закрывает другую). Эта позиция в настоящее время используется редко.
Четвертая позиция: выворотные ступни стоят параллельно друг другу примерно на расстоянии одной стопы (33 см). Пятка одной ступни должна находиться прямо перед носком другой; таким образом, вес распределяется равномерно.
Пятая позиция: сходна с четвертой, с той разницей, что ступни плотно прилегают одна к другой.
                               Описание элементов экзерсиса

Деми плие (demi plie) - полуприседания. Важно добиться предельного сгибания ног в коленных суставах без отделения пяток от пола. Тяжесть тела равномерно распределяется на обе ступни без «завала» на большой палец и на мезинец. Колени и ступни все время сохраняют выворотное положение, не нарушая правильности позиций. Спина держится прямо. Упражнение выполняется в I, II, IV , V позициям.

  Батман тандю (battement tendu) - отведение работающей ноги в каком-либо направлении и возвращение ее к опорной ноге, выставление ноги вперед, в сторону, назад на носок. Упражнение способствует развитию подъема ноги и укреплению голеностопного сустава, является подготовительным для освоения ряда последующих движений данной классификационной группы. Каждый вид батмана имеет свою форму и самостоятельное название. При выполнении батман тандю выворотная нога скользящим движением отводится из I, III, V позиций вперед, в сторону, назад на носок и возвращается в и. п. Движение следует выполнять по прямой от пятки опорной ноги к носку отведенной и обратно. Скольжение ноги выполняется сначала всей ступней с постепенным отрывом пятки от пола, до положения предельно оттянутого носка без упора на носок в конечном положении. Аналогичным скользящим движением нога возвращается в и. п. Опорная выпрямлена в колене. Центр тяжести - на опорной ноге. Рабочая нога сохраняет выворотное положение. Существует также методика выведения ноги через полу пальцы, а также закрытия в исходную позицию.

Батман тандю жэтэ (battement tendu jete) - данное упражнение является профилирующим для всех маховых движений. В отличие от батман тандю выполняется с отрывом носка от пола при отведении из и. п. Фактически представляет собой мах на высоту около 25°-35°  . Движение должно быть четким, слитным, энергичным. Ноги сохраняют выворотное положение, центр тяжести на опорной ноге.


  Рон де жамб (rond de jambe). К этому виду упражнений относятся движения ногой по дуге по полу и по воздуху. Движение ногой по дуге назад, в сторону, вперед, то есть направленное к опорной ноге, называется ан дедан (en dedans). Движение ногой по дуге вперед, в сторону, назад, то есть направленное от опорной ноги, называется ан деор (en dehors). Упражнения данной группы способствуют развитию подвижности тазобедренных суставов, выворотности ног.
Рон де жамб пар терр (rond de jambe par terre)- движение вытянутой ногой по дуге, касаясь носком пола . Упражнение выполняют равномерным движением вытянутой ноги по дуге, отделяя пальцы от пола. Бедро в выворотном положении, тяжесть тела на опорной ноге.
            

        Батман фондю (battement fondu) - сочетание полуприседа на опорной ноге с одновременным сгибанием свободной на сюр ле ку де пье впереди (сзади) с последующим разгибанием работающей и выпрямлением опорной.
Выполняется вперед, в сторону, назад, носком в пол, с подниманием ноги на 45, 90°. При сгибании ноги в положение сюр ле ку де пье нельзя опускать бедро сразу, вначале сгибается колено, а бедро удерживается неподвижно на высоте 45°, затем постепенно опускается вместе с голенью до конечного положения. Когда батман фраппе выполняется на 90°, то нога сначала опускается до 45°, затем сгибается как описано выше. Музыкальный размер 2/4 или 4/4.

   Батман фраппе (battement frappe) - сгибание и разгибание голени под углом 45°. Прежде чем приступить к изучению движения, осваивается положение ноги сюр ле ку де пье (sur le coup-de-pied) . В гимнастике применяется положение впереди (условное) - нога в колене согнута, носок впереди у щиколотки опорной ноги, бедро развернуто - носок прижат сзади у щиколотки опорной ноги. Батман фраппе заключается в быстром сгибании голени из и. п. правая (левая) в сторону в положение сюр ле ку де пье впереди или сзади с легким ударом об опорную ногу с последующим разгибанием вперед, в сторону, назад. Упражнение выполняется резким, сильным движением. При этом бедро и колено сохраняют выворотное положение. Так как упражнение начинается из и.п. нога в сторону, то перед началом нога из I,  V  позиции через батман тандю раскрывается в сторону, рука при этом из подготовительной позиции поднимается через I во II позицию.


Существует усложненный вариант батман дубль фраппе (battement double frappe), отличающийся двойным «ударом» работающей ноги у щиколотки опорной.
Пор дэ бра (port de bras) – наклоны корпуса, головы, движения рук и тела. Плавные упражнения для корпуса и гибкости. Во время пор дэ бра прорабатываются мышцы спины, движениям придаётся плавность и элегантность. Выполняются назад, в право, влево по I, II, V поз. с выведением ноги на носок (por de bra к ноге, от ноги выведенной на носок) и с работой рук.

Releves (релеве) – поднятие на полупальцы, выполняется по I, II, V позициям лицом к станку сохраняя выворотность ног,  правильную постановку корпуса. Необходимо правильно распределять тяжесть корпуса на две стопы, сохранять натянутость коленей.

 

 Гран батман жэтэ (grand battement jete) - махи ногами вперед, в сторону, назад. Движение выполняется через батман тандю до касания носком пола, затем нога поднимается на максимальную высоту и через батман тандю возвращается в и.п. (I или V позиции).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.