|
|||
Линева Алина Сергеевна. ДокладСтр 1 из 2Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра журналистики
Линева Алина Сергеевна «Классификация авторских программ: информационно-аналитические, художественно-публицистические» Доклад
Студентки 3 курса группы А дневного отделения спец. 42.03.04 «Телевидение»
Донецк — 2020 В 60-е годы 20 века начинают появляться разговорные жанры телепублицистики. Их дальнейшее развитие потребовало введения в кадр фигуры автора. Эта потребность породила особую форму организации программ – персональную (авторскую) программу. Авторской программой можно считать тот продукт журналистской деятельности, задумка и реализация которого на 90% была проведена одним журналистом. Это программа, лишенная штампов и трафаретов, отмеченная печатью персонального таланта автора, личности уникальной и неповторимой. Ее отличие от других состояло в том, что автор-исполнитель выступал перед зрителями как центр и основа программы. Тогда в роли ведущих авторских программ выступали такие журналисты как В. Зорин, И. Андроников, С. Смирнов и др. Зорин, например, стал создателем новых для своего времени жанров публицистического телефильма и телевизионного «круглого стола», являлся ведущим телевизионных программ «9-я студия» и серии передач «Недипломатические беседы». В качестве авторской программы, могут выступать различные жанры: «это может быть выступление в кадре (монолог), как, например, выходившая на телеканале СТС программа «Настроение с Евгением Гришковцом», телевизионный очерк (Д. Крылов «Непутевые заметки»), интервью и т.д. Можно разделить авторские программы на группы, исходя из функций журналистики» : К первой группе относятся информационно-аналитические программы: например, «Итоги» с Евгением Киселёвым (НТВ), «Утренний разговор» с Дмитрием Киселёвым (РТР), «Намедни» с Леонидом Парфёновым. Вторая группа – публицистические программы. Это «Времена» Владимира Познера (ОРТ), «Основной инстинкт» Светланы Сорокиной (ОРТ), «Влияние» и «Свобода слова» с Савиком Шустером (НТВ) и др. Обычно предметом разговора становится самое яркое и волнующее событие недели. К познавательно-просветительским программам следует отнести «Непутевые заметки» Дмитрия Крылова (ОРТ). В очерках, будь то портретный или проблемный, главное – беседа, талант автора найти нужную волну для разговора с героем. Развлекательно-информационные программы тоже могут быть авторскими. Например, острое политическое ток-шоу «Поединок» Владимира Соловьева. Каждый выпуск - это бескомпромиссный диалог двух непримиримых политических оппонентов на актуальные темы. Приведённая выше классификация показывает, что авторские программы выполняют все функции журналистики: информационную, идеологическую, образовательную, рекреативную, за исключением информационно-справочной. Авторские программы представляют собой полную разновидность журналистских жанров. Это опровергает предположение о том, что авторская программа является самостоятельным жанром. Её появление в эфире вызвано двумя главными причинами: стремлением журналистов высказать своё мнение, самовыразиться и потребностью зрителей в персонифицированной информации в лице авторитетного журналиста. К журналисту, заявившему себя автором программы, предъявляется ряд жёстких требований, подтверждающих его профессионализм. Ведущий авторской программы должен иметь авторитет у зрителей. Именно поэтому, зачастую, в качестве ведущих выступают уже известные люди – режиссеры, писатели, актёры. Например, «Кино в деталях» с Ф. Бондарчуком (СТС), «Нереальная политика» с Т. Канделаки (НТВ), «Собчак живьем» с К. Собчак («Дождь»). Также немаловажно, чтобы имидж журналиста напрямую соответствовал тематике программы. «Авторская программа подразумевает, что журналист не просто набрался некоторой наглости, чтобы выйти в эфир со своими собственными умозаключениями и поведать о них многотысячной аудитории, ему действительно есть что сказать и знает он на самом деле во много раз больше того, что говорит. Право на авторскую программу надо заработать». М.Н. Ким считает, что публицистический образ автора складывается из методов подачи информации, тематической ориентации, особенностей авторского восприятия, мировоззренческих взглядов (оценочные суждения, нравственные представления, идеи) и в выбираемой журналистом роли. Всё это подчеркивает творческую индивидуальность журналиста и создает авторское «я» в журналистском произведении. Используя это «журналист может активно вторгаться в ход описываемых событий, свободно выражать свои мысли, входить в контакт с героями, выражать собственную позицию, мнение и т.д.». Авторский образ передает характеристики времени, ситуации или события, жанра. Автор выступает как некий проводник между зрителем и героем, он выстраивает процесс художественной коммуникации. В процессе художественной коммуникации на первый план выходят такие основные понятия как: художественный образ героя и символ. Образ – это некоторая реальность, которая формируется в сознании человека во время просмотра кинофильма. Дадим определение понятию «художественный образ» – это образ, связанный с искусством, являющийся его целью и основой, сущностным ядром произведения искусства. «Это специально создаваемый в процессе особой творческой деятельности по специфическим (хотя, как правило, и неписанным, не поддающимся описанию и формализации) законам субъектом искусства – художником, - феномен, обладающий уникальной природой». Художественный образ состоит из выразительных элементов и деталей, тем самым задает определенные пространственно-временные рамки и границы программы. На телевидение мы имеем дело не с вымышленным образом как в литературе, а с вполне реальным лицом, т.е. с личностью журналиста. Именно это обстоятельство ко многому обязывает при создании образа автора в журналистике. Среди задач, стоящих перед автором журналистского произведения, можно назвать следующие: во-первых, журналист как носитель идейного замысла произведения должен четко обозначить свою мировоззренческую позицию в отношении описываемых событий и, во-вторых, постараться проявить свою творческую индивидуальность. В мировоззренческой позиции автора проявляется совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности журналиста и его отношение к действительности. Мировоззрение личности «складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам общественного сознания: большую роль в нем играют научные, нравственные и эстетические взгляды. Научные знания, включаясь в систему мировоззрения, служат цели непосредственной практической ориентации человека в окружающей и природной реальности; кроме того, наука рационализирует отношение человека к действительности, избавляя его от предрассудков и заблуждений. Нравственные принципы и нормы служат регулятором взаимоотношений и поведения людей и вместе с эстетическими взглядами определяют отношение к окружающему, формам деятельности, ее целям и результатам». Автор журналистского произведения, выражая свои мировоззренческие взгляды, тем самым проявляет особенности своего самосознания. Индивидуальный образ автора складывается из той роли, которую он для себя изберет. М.И. Стюфляева, например, выделяет следующие из них: «роль автора как «зеркала» героя, роль автора как лирического героя произведения, роль автора как инстанции анализирующей и оценивающей». Феномен «зеркального отражения» способствует, на наш взгляд, раскрытию внутреннего мира автора. Реагируя определенным образом на мысли и чувства людей, журналист тем самым выявляет и свои эмоциональные реакции на происходящее. Именно эмоции, выражают наше отношение к объектам познания, без них человек оставался бы безразличным к самому познанию, и осмысление действительности было бы невозможным. Автор журналистского произведения выдвигает различные тезисы, аргументы и суждения. При этом осознание журналистом истинности собственных выводов может выражаться в следующих формах: уверенность в выдвигаемых положениях; сомнения в их истинности; догадки о возможности их истинности и т.д. Все эти мыслительные авторские проявления выступают в качестве психологических элементов, призванных придать авторской позиции особую воздействующую силу. Авторская программа во многом зависит от личности интервьюера. Интервьюер - отдельная журналистская профессия, хотя фрагменты интервью как формы журналистской работы присутствуют практически во всех жанрах телевизионной журналистики: в репортаже, обозрении или комментарии и т.д. Для интервьюера важнейшими качествами и одновременно условиями успешной работы являются два: умение предварительно детально спланировать разговор с будущим собеседником и способность к мгновенному реагированию на неожиданные повороты беседы. Интервьюеру необходимо владеть темой (телевизионщики говорят обычно: «быть в теме») настолько, чтобы не пойти на поводу у интервьюируемого, а суметь мягко и ненавязчиво настоять на своей линии беседы. Особенно важно последнее, если разговор идет в прямом эфире. Интонации и общая атмосфера большого интервью играют роль порой не меньшую, чем содержание разговора. Преодолеть искусственность, нарочитость атмосферы, в которой на самом деле идет разговор (присутствие камеры, освещения и т.д.) самому, помочь в этом преодолении собеседнику, установить контакт как бы интуитивный, понимание на уровне обмена взглядами - значит, создать условия для выполнения задачи. Для стран постсоветского пространства неким эталоном большого интервью можно считать работу Урмаса Отта - ошибки есть и у него. И одна из них, признанная самим мэтром – «важничанье» перед гостем в студии. В западной журналистике на этот счет есть неписаное правило, достойное быть взятым в арсенал: вопросы, которые неприятны собеседнику, вопросы, которые могут разозлить его - все это оставляется на конец разговора. Любое действие, разворачивающееся на экране, является зрелищем. И в этом смысле оценка журналистской работы на телевидении в любом случае начинается с отношения к видеоизображению. Журналистский текст в данном случае попадает в зависимость от картинки. Свойства человеческого восприятия таковы, что изображение воспринимается и осознается раньше, чем звуковое текстуальное наполнение телевизионной передачи. Неинтересная, серая картинка может испортить самый гениальный текст. Если подготовлен интересный и важный материал, надо сделать все возможное, чтобы видеоряд соответствовал тексту: материал в целом от этого станет только лучше. Зрительское отношение к телепередаче лежит в основе оценки уровня передач: как и на рынке, покупатель, потребитель всегда прав. Институт социологии РАН заметил, «что в представлении большинства телезрителей лицо телевидения, определяли, прежде всего, ведущие телешоу и развлекательных телепрограмм. Их и вспоминали чаще, и чаще называли любимыми / нелюбимыми, нежели ведущих и корреспондентов, информационных и общественно-политических передач. Такая реакция телезрителей соответствует реальному соотношению жанров на большинстве современных телеканалов, ориентированных, как известно, на привлечение максимально возможного количества зрителей (от этого зависит объем рекламы). Отсюда - стремление максимально позабавить, развеселить аудиторию. И что бы там ни говорили на этот счет телекритики, аудитория, как показывают замеры зрительского внимания, в большинстве своем не отторгает такие программы. Однако перекосы в вещательной политике телеканалов все чаще вызывают раздражение у взыскательных телезрителей, что, конечно же, не может не сказаться на их отношении к телеведущим». Характер отношений автора с аудиторией регулируется принципами персонификации. В книге Т.В Васильевой, В.Г Осинского, Г.Н. Петрова «Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат» выделяется три принципа персонификации: – Первый принцип. Информация, персонифицированная автором, легче воспринимается зрителем. К этой группе принадлежат развлекательно-информационные программы. Зрителю важно отдохнуть во время просмотра такого рода программ, расслабиться, получить долю оптимизма. Такие программы не должны содержать отрицательных эмоций, проблем. Они не должны напрягать, зрителю должно быть ясно, кто несёт информацию, кому он доверяет своё свободное время. – Второй принцип персонификации делает автора программы ориентиром в пёстром мире телевизионных передач. Зритель судит о ценности и важности информации по коммуникатору. К этой группе относятся познавательно-просветительские программы. При первом же знакомстве зритель решает: доверять этому автору своё эстетическое и духовное воспитание или переключиться на другой канал. Для автора важно оправдать ожидания аудитории, дать исчерпывающее и полезное знание. Ведь из всех подобных программ зритель выбрал именно его. – Третий принцип персонификации, самый высший, когда журналиста ждут на экране ради него самого, ждут как лидера мнения, истолкователя сложных проблем, как личность значительную в нравственном и духовном плане. Эту группу составляют информационно-аналитические и публицистические программы. Зритель уже располагает нужной информацией, ему необходимо услышать комментарий авторитетного лица. Как правило, авторы этих программ – люди известные, компетентные в своей области (Владимир Познер, Виктор Ерофеев, Светлана Сорокина, Леонид Парфёнов, Владимир Соловьев и др.) Зачастую люди смотрят эти программы независимо от их темы. Касается разговор их или нет, для них это не важно. Людям интересен сам ведущий, его творчество. Зрителю важно узнавать информацию именно от этого ведущего, именно с ним разбираться в сути происходящих событий. У таких программ есть свой постоянный зритель, который называется целевой аудиторией. Например, зритель программ «Намедни» и «Итоги» – человек серьёзный, деловой. «Целевая аудитория — это некий стереотипный потребитель, которого «создают» специально обученные люди, довольно искусственно выделяя из всего репертуара свойств и качеств человека некий набор опорных, высвечиваемых на какой-то отрезок времени». Начиная создание телевизионной кампании, вначале важно определить «портрет» зрителей программы, которая появится на телеканале. Людям, которые отвечают этому «портрету» и будет адресована программа. Они и есть целевая аудитория. Очень важно знать стиль жизни и привычки целевой аудитории. Например, как они проводят свободное время, любят ли спорт, читают ли газеты, как относятся к рекламе. Все это пригодится, когда придется придумывать как рекламировать свой товар, где рекламировать и так далее. Немаловажным процессом является выявление более актуальной тематики, для чего на официальном сайте программы для целевой аудитории создаются форумы. Целевую аудиторию и интересные ей темы не всегда легко определить, если речь идет о новом репортаже и тем более о целой программе. Как правило, для получения более полного и точного представления о потенциальных потребителях и целевой группе важно проводить специальное исследование. Для этой цели также используют уже готовые информационные базы по тематической ориентации среднестатистического зрителя. Когда планируется выпуск телепрограммы, важно определить целевой рейтинг других программ. Так, если целевая аудитория программы «Профессия репортер» – мужчины и женщины, то не важно, что 20 процентов всех жителей смотрели программу, не важно, что всего 5 процентов из них – подростки до 20 лет. Это не главное, ведь целевая аудитория – это мужчины и женщины от 20 и до 60. Отсюда вытекает понятие реальная аудитория. Реальная аудитория издания – это аудитория, которая сложилась у издания фактически, люди, которые в действительности его читают. Реальная аудитория всегда меньше или равна потенциальной, но может находиться в любом соотношении с целевой. Она может быть больше, меньше или равна целевой по размеру и может совпадать с ней полностью, частично или не совпадать вообще по структуре. При этом соответствие запланированной (целевой) и реально сложившейся аудитории по величине и составу является важнейшим показателем жизнеспособности программы и правильности расчетов его руководства. Таким образом, авторская программа является продуктом самого процесса телевещания, так как привлечение внимания широкой зрительской аудитории возможно при участии ярких личностей. Однако, в настоящее время, в связи с ростом влияния высоких технологий в процессе создания телепередачи, на первый план стало выходить использование различных аудио и видео эффектов, что не замедлило сказаться на качестве телевизионных программ. Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из всех существующих СМИ, охватывая даже те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации. Телевидение отличается от других СМИ, своей доступностью для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, зрительной. Телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Тем самым создается эффект диалога, (эффект присутствия на месте происходящих событий, достоверность, документальность) который почти невозможно достичь в других СМИ.
|
|||
|