|
|||
Ход занятияТема
Тип
Ход занятия
Вводные слова и предложения придают высказыванию экспрессивную окраску и нередко закрепляются за функциональным стилем. Их стилистически не обоснованное употребление наносит урон культуре речи. Вводные слова и сочетания, выражающие достоверность, уверенность, предположение (несомненно, вероятно) присущи книжным стилям. Вводные слова и сочетания, используемые с целью привлечь внимание собеседника (послушайте, сделайте милость), используются в разговорной речи, а в художественных произведениях они имитируют непринуждённую беседу. Злоупотребление ими резко снижает культуру речи. Отдельную группу составляют слова и сочетания, выражающие эмоциональную оценку сообщения (к счастью, удивительное дело, чего греха таить). Они придают речи экспрессию и поэтому не используются в строгих книжных стилях. В отличие от вводных слов, вводные предложения более стилистически независимы, поскольку они разнообразнее по лексическому составу и объёму. В основном они употребляются в устной и в художественной речи, но не в книжных стилях, где предпочтение отдаётся вводным словам и сочетаниям. Вводные предложения могут быть достаточно распространены, но чаще лаконичны (ты знаешь; если не ошибаюсь). Вставные слова, словосочетания и предложения являются в тексте добавочными, попутными замечаниями: Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой.
Обращения также выделяются экспрессивной окраской и функционально-стилевой закреплённостью. Наиболее интересны обращения с интонациями нежности, участия (любимая; моя старушка), а также фамильярности и даже грубости (старая) и насмешки, издёвки (умная). В поэтическом тексте обращение часто достигает высокой патетики, сарказма и яркой изобразительной силы. Для создания эмоциональности в качестве обращения могут использоваться слова с яркой экспрессивной окраской (надменные потомки), образные перифразы (колыбель моя). При обращениях часто стоят эпитеты, а сами они нередко являются тропами. Их экспрессию подчёркивают также частицы, тавтологические сочетания и особая интонация. Иногда обращения используются в оф.-деловом стиле – деловой переписке, официальных документах – и играют информативную роль. Выработаны устойчивые сочетания, служащие обращениями в определённых ситуациях (уважаемый господин, дамы и господа). Выбор формы обращения в официальной обстановке играет важную роль, т.к. речевой этикет является составной частью культуры поведения.
Парентеза – вставка, внесение. Прдложение при этом разрывается граматически не связанным с ним словом, словосочетанием или даже другим предложением. Эффект парентезы создаётся за счёт взаимопересечения двух высказываний (И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?)) Реальность яви (основное высказывание) и сна (вставка) в данном случае не отделены.
Риторическое обращение создаёт ситуацию свободного субъективного высказывания, предполагающего возможность различных эмоциональных оценок. Поэтому риторическим адресатом может быть и тот, кто не присутствует при акте речи, и не обладающий даром речи (вещь, явление, персонаж). Риторические обращения широко употребляются в поэтической речи.
Сегментация – это расчленение нормативной синтаксической конструкции, при которой в первую часть выносится тема высказывания, а во вторую – сообщение о ней, причём сама тема дублируется в форме 3го лица (Мой ровесник… Каким я его представляю?). После первой части сегментированной конструкции может стоять точка (Москва. Сюда стремятся отовсюду), многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак (Наша молодёжь? Об этом надо поговорить серьёзно и не спеша). Между первой и второй частью сегментированной конструкции может стоять тире и двоеточие (Расширение ЕС: плюсы и минусы. Судьбы деревенских старух – они у каждой по-своему драматичны).
|
|||
|