Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ход занятия



Тема

  • Стилистика. Уместность речи

Тип

  • Практическое занятие

Ход занятия

· Синтаксическая стилистика

Русский синтаксис отличается богатством и разнообразием стилистических средств. Синтаксические единицы характеризуются функционально-стилевой закрепленностью: одни используются в книжных стилях, другие - в разговорном. На синтаксическом уровне ярко проявляется экспрессивная окраска речи.

 

Стилистика начинается там, где существует возможность выбора, а в русском языке такая возможность постоянно возникает при обращении к различным структурным типам предложений, употреблении параллельных синтаксических конструкций, использования различных способов актуализации отдельных частей высказывания и т.п.

 

Важнейший аспект синтаксической стилистики представляет стилистическая оценка синтаксических средств языка, выявляющая их функционально-стилевую закрепленность и экспрессивные возможности. При этом в центре внимания находится синтаксическая синонимия.

 

· Стилистическое использование порядка слов

 

В русском языке свободный порядок слов.

Порядок слов – определенное расположение слов в предложении или синтаксической группе.

 

Правильность речи во многом зависит от расположения слов в предложении. Неудачный порядок слов может исказить или затемнить смысл высказывания. Село кормит озеро.

 

Характерное для современного русского языка расположение членов предложения закрепилось не сразу. Вспомните тяжеловесные фразы в сочинениях М.В. Ломоносова, в поэзии Г.Р. Державина. Неудивительно, что замечательный реформатор русского литературного языка Н.М. Карамзин провозгласил принцип: «Писать, как говорим, и говорить, как пишем». Карамзин немало потрудился над разработкой порядка слов в предложении и дал образец двух конструкций, типичных для русского языка: Колокольчик зазвенел, лошади тронулись (подлежащее препозитивно, а сказуемое постпозитивно) и Наступила осень (препозитивно сказуемое). Обе конструкции отражают прямой порядок слов, однако их стилистическое применение различно. Предложения первого типа используются чаще в повествовании. Предложения же с препозитивным сказуемым употребляются при описании обстановки.

 

Обычно препозитивно сказуемое в вопросительных и восклицательных предложениях: Знаете ли вы об этом?; Какое приятное занятие эти танцы!

 

Определяя место второстепенных членов предложения, следует иметь в виду, что предложение обычно строится из словосочетаний, в которых согласуемые слова предшествуют стержневому слову, а управляемые следуют за ним.

 

I. В сочетаниях имен существительных с прилагательными последние обычно препозитивны. Постпозитивное прилагательное выделяется по смыслу и часто подчеркивается интонацией.

 

Если в предложении нарушается целостность словосочетания и прилагательное отделяется от существительного глаголом, то это обычно стилистически обосновано. Такое прилагательное всегда подчеркнуто, усилено. Скука меня томила страшная. В таких случаях говорят об инверсии - то есть о стилистическом приеме, состоящем в намеренном изменении обычного порядка слов с целью эмоционального, смыслового выделения какой-либо части высказывания.

 

II. В словосочетаниях из двух существительных зависимое слово, как правило, постпозитивно: любовь матери, прогулка при луне. Но слово, указывающее на внешний вид, размер, цвет и другие свойства предмета, может быть и препозитивно, выступая всегда в сочетании с прилагательным. Похожий на средней величины медведя

 

III. В словосочетаниях со стержневым словом-прилагательным на первом месте обычно стоит наречие: очень добрый. Такое же положение занимает и существительное, указывающее на качественный признак прилагательного: на редкость терпеливый.

 

IV. В глагольных словосочетаниях с зависимой падежной формой существительного оно, как правило, на втором месте: люблю грозу, пишу карандашом, подошел к окну. Однако возможна и препозиция существительного, если оно указывает на качество или способ действия: Быстрыми шагами она шла... Если к глаголу относятся два существительных, то непосредственно после него ставятся слова со значением адресата или обстоятельства: взял в шкафу бумагу, конечную же позицию занимает словоформа, которая по смыслу теснее связана с глаголом: пишет друзьям письма.

 

В сочетаниях глаголов с наречиями порядок слов зависит от смысла высказывания: наречия постпозитивны, если на них приходится логическое ударение.

 

Особо следует рассмотреть порядок слов в предложении при употреблении однородных членов. Ближе к существительным ставятся прилагательные, называющие более важный признак. Если в ряду однородных определений оказывается местоимение, оно выдвигается вперед: твой красивый рязанский платок.

 

Добавочное замечание можно сделать о порядке слов в предложении при употреблении инфинитива. Зависимый инфинитив всегда постпозитивен: Я хотел бы жить и умереть в Париже. Препозитивное употребление инфинитива придает речи разговорную окраску: Куплю, куплю, только ты плакать-то перестань.

 

· Стилистические функции однородных и обособленных членов предложения

 

При стилистическом изучении однородных членов предложения специальный интерес вызывают их функционирование в разных стилях речи, большие экспрессивные возможности, а также те трудности, которые возникают в речи при использовании однородных членов.

 

В книжных стилях часто употребляются однородные члены предложения, которые выступают как важнейшее средство подробного описания. Особая полнота и точность перечисления однородных понятий - обязательное требование к языку законов, постановлений в официально-деловом стиле. Та же черта характеризует и научный стиль.

 

В публицистической речи однородные члены не менее популярны, чем в научной и официально-деловой, причем к их смысловой функции здесь добавляется и эстетическая. Последнее сближает публицистическую речь с художественной.

 

В то же время в публицистической речи можно наблюдать и предпочтение однородным членам предложения синтаксических конструкций, оформленных как отдельные предложения: Об отдыхе не думали. Работали без выходных. Работали по 12 часов. Такое синтаксическое построение речи усиливает ее эмоциональность.

 

В художественной речи использование однородных членов предложения является излюбленным средством усиления ее выразительности. Не случайно в блоки однородных членов включаются синонимы и слова близкой семантики, также выполняющие усилительную функцию: За все я отвечаю в этом мире - за вздохи, слезы, горе и потери.

 

В художественной речи обращение к однородным членам может быть связано с реализацией самых ярких описаний; созданием динамических картин; с наглядно-образной конкретизацией при легальном изображении природы, быта.

 

Из этого, однако, не следует, что однородные члены предложения во всех случаях являются оптимальным средством художественной речи.

Художники слова используют выразительные возможности однородных членов лишь в определенных условиях.

 

Обращение к однородным членам порой может «утяжелять» синтаксическую конструкцию: слишком длинный их перечень делает предложение громоздким.

 

В иных случаях вместо перечисления однородных членов писатели дают каждое из однородных понятий оторванным от предыдущих: Как обходительна! добра! мила! Этот прием воспроизводит интонации живой речи, создавая эффект непринужденности.

 

При перечислении однородных понятий в современном литературном языке и публицистке используется и парцелляция. Может быть, наш герой стал миллионером. Или художником. Или просто веселым нищим.

 

В юмористических текстах применяются особые стилистические приемы создания комизма, основанные на «вольном» обращении с однородными членами предложения, разрушающие логичность их перечисления. Так, нередко соединяют в ряду однородных членов несопоставимые понятия, что делает высказывание нелогичным и смешным: Наряду с множеством недостатков у Варвары были два существенных достижения: большая белая грудь и служба. Юмористы могут соединять на правах однородных членов видовые и родовые понятия, нарушая закон логического построения перечисления: Его любили домашние хозяйки, домашние работницы, вдовы и даже одна женщина.

 

Другим приемом создания юмористической окраски речи является нарушение лексической сочетаемости при употреблении одного из ряда однородных членов: Впоследствии, кроме гражданской скорби, он стал впадать и в шампанское.

 

Возникающая в подобных случаях ироническая окраска речи может показаться нежелательной.


  • Домашнее задание
  1. Конспект.
  2. Законспектировать следующие важные вопросы:

1) Этикет деловых переговоров.

2) Этикет деловой переписки.

3) Этикет научной дискуссии.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.