Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ход занятия



Тема

· Изобразительные средства языка

Тип

· Практическое занятие

Ход занятия

· Слово преподавателя

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (Куприн А.) В. Хлебников сказал: «слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…». Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. (Гоголь Н.)

- Как вы думаете, о чем говорят данные слова?

Мы говорим, что русский язык - язык великой культуры. Но Великая культура немыслима без постоянного внимания к тому языку, на котором она создается.

- Как вы думаете, почему русский язык красив?

- За счет чего, каких средств он становится красивым?

- Что такое изобразительно-выразительные средства?

- Что называется тропами?

- А теперь закрепим этот материал на практике.

· Анализ изобразительно-выразительных средств стихотворения С.А.Есенина «Отговорила роща золотая»

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

- О чем стихотворение?

- Какие образы представлены в нем?

- С помощью каких средств выразительности С.Есенин описывает красоту природы?

Задание. Выпишите из стихотворения изобразительно-выразительные средства в конспект.

· Контроль усвоения материала, проверочная работа по теме «Изобразительные средства языка» по дисциплине «Культура речи»

 Внимательно прочтите инструкцию!

  1. Внимательно прочтите задание и выполните требуемое.
  2. Сделайте качественный фотоснимок своей работы. В названии изображения обязательно укажите свою фамилию, инициалы, группу.
  3. Отправьте качественное изображение старосте группы (или ответственному) сроком до завтрашнего дня (23.05.2020).
  4. Староста группы (или ответственный) упаковывает фотоснимки в архив формата zip, rar или 7z и присылает мне в личном сообщении сроком до 23.05.2020.

 

 Выполните задание!

  1. Аккуратно перенесите представленную ниже таблицу в конспект, используя линейку и карандаш.
  2. Определите изобразительно-выразительные средства (тропы) в предложенных для анализа примерах в левом столбике таблицы и запишите их названия в правый столбик таблицы (тропы могут повторяться).

 

Примеры Изобразительные средства языка
1. Костёр рябины красной (С.А. Есенин)
2. А Васька слушает, да ест. (И.А. Крылов)
3. Чёрные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты. (Н.В. Гоголь)
4. Капля дождя сползла по шершавому смородиновому листу за ухо смородиновому кусту.
5. Всадник бронзовый, летящий на недвижном скакуне. (А.А. Блок)
6. Мальчик в бесконечном сюртуке (Н.В. Гоголь)
7. Смотри, ей весело грустить, такой нарядно обнаженной. (А.А. Ахматова)
8. И вся деревня на попрошайничество, как на доходный промысел, идёт. Примечание: указать 2 изобразительных средства в данном предложении!
9. Где моя буйная молодость?
10. Живой труп (пьеса Л.Н. Толстого)
11. Звонно чахнут тополя. (С.А. Есенин)
12. Лошадь величиной с кошку.

 

Вывод: Работая над сегодняшней темой, мы ещё раз убедились в богатстве и разнообразии ресурсов русского языка, его образных средств. Нужно учиться у великих художников слова пользоваться этим достоянием разумно и экономно, делая свою речь образной и красивой.

  • Домашнее задание

1. Конспект.

2. Проанализировать стихотворение С. Есенина «Закружилась листва золотая» с точки зрения изобразительно-выразительных средств.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.