Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок Музыкального искусства 5 класс



Урок Музыкального искусства                5 класс           

Тема полугодия:“Музыка и изобразительное искусство”.

Тема урока: «Архитектура – застывшая музыка»

Ход урока

 Введение.Марк Витрувий Поллион.

Сложно ли понимать искусство? На этот вопрос каждый ответит по-своему. Но, думаю, количество людей, разочаровавшихся в достопримечательностях той или иной страны, достаточно велико. Увы, отсутствие опыта общения с искусством и ограниченность кругозора способны оставить этим людям единственное удовольствие - фотографирование себя на фоне тех самых достопримечательностей. Нам сегодня тоже предстоит путешествие: экскурсия в историю искусства. Надеюсь, что она будет познавательна и полезна. А начнём мы издалека.

Марк Витрувий Поллион, живший в Древнем Риме ещё в I веке до нашей эры, написал об этой области искусства 10 книг. Уже в первой он обозначил жёсткие требования, предъявляемые к образованию людей, решивших связать себя с этим видом деятельности. Как вы думаете, о какой профессии идёт речь?

“... он должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, быть знакомым с музыкой, иметь понятие о медицине, знать решения юристов, обладать сведениями в астрономии и в небесных законах...”

Есть ли какие-то предположения? О людях какой профессии идёт речь?

Открою вам секрет: Витрувий говорил об архитекторах. В своих книгах древнеримский строитель и инженер поясняет своим читателям: архитектор должен знать, как выбрать место для постройки дома и целого города, располагать сведениями о том, как выбрать лучшие материалы и понимать, где их добыть, знать, как обнаружить воду и провести водопровод, уметь смастерить солнечные и водяные часы. Но согласитесь, самая загадочная роль в этом списке отведена музыке, хотя она внесена в этот перечень профессиональных требований к архитекторам абсолютно справедливо. Почему? Ответ на этот вопрос впереди. Тема сегодняшнего урока - “Застывшая музыка”.

Поговорим об одной  пьесе из фортепианной сюиты Модеста Петровича Мусоргского "Картинки с выставки". Цикл был создан в 1874 году в память о друге композитора - художнике и архитекторе Викторе Гартмане. Он был написан под впечатлением посещения посмертной выставки художника, где были представлены рисунки, архитектурные проекты, эскизы театральных декораций и костюмов. Пьесы стали результатом фантазии композитора. Мусоргский средствами музыки создаёт психологические характеристики, даёт более глубокое проникновение в эпоху, что принципиально отличает его работу от простых зарисовок Гартмана.

За основу Мусоргский взял рисунки, сделанные Гартманом во время заграничных путешествий, а также два его эскиза на русскую тематику. Выставленные работы продавались, поэтому на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно. Из упомянутых в цикле рисунков ныне можно восстановить шесть. В сюите сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого. Пьесы связываются между собой темой - интермедией "Прогулка", изображающей проход по галерее и переход от картины к картине.

Вот одна из пьес цикла - "Старый замок". На не сохранившемся до сегодняшнего дня рисунке Гартмана были изображёны развалины старинного замка, рядом с которым был нарисован трубадур с лютней. У Мусоргского образ старого замка ярче и полнее. Мы услышим в его музыке тоску по давно ушедшей эпохе рыцарей и героев, сожаление о далёком и славном прошлом, таком притягательном и поэтичном для потомков. Мимо нас пройдут картины рыцарских турниров и галантных серенад, великих военных побед и горьких поражений. Это не просто музыкальное описание старого замка, это память о далёких веках, воплощение вечности (исполняется фрагмент "Старого замка" М. Мусоргского). https://youtu.be/K58bOvDKsgw

 

Следуем за линией. Солирует альтовый саксофон. Рисуем замок. – Практическая работа

Произведение Мусоргского «Старый замок» описывает соответствующее средневековое строение. Перед ним поет трубадур. Композитору удается оживить этого персонажа. Для этого он использует задумчивую, плавную мелодию, звучащую на фоне однообразного размеренного аккомпанемента. Такая музыка вызывает лирическое созерцательное настроение. Песня трубадура наполнена рыцарским средневековьем. Музыка передает идею, которую художник изобразил посредством красок.

Пьесы Мусоргского оказались намного более яркими и выразительными, чем вдохновившие их первоисточники. Вот как писал об этой музыке критик Борис Асафьев: "Это не только картинки, написанные музыкантом, но это маленькие драмы, в которых раскрыта самая суть явлений жизни: сквозь звуки как бы просвечивает душа события, душа вещей" [10].

 

На Руси архитекторов называли «зодчими». Деревянное зодчество воплощалось в таких типах сооружений – Храм, горница, изба.

Каждый русский город, каждое селение начинались с возведения церкви.

 

Византийский распев - https://www.youtube.com/watch?v=naPta1FLtRY&feature=youtu.be

Вместе с музыкой мы получаем не только настроение, но и информацию, которую смогли “прочитать” в архитектуре. Музыка, звучащая в православном храме создавалась в традиции византийского, а затем греческого пения. Композиторы 19 и 20 века активно используют эти мотивы в своём творчестве.

Византийский распев - https://youtu.be/q-QYFYMtz2I

До X века все храмы на Руси были деревянными, позднее их станут строить из камня, но в них, как и в их деревянных предшественниках, сохранится особый архитектурный “почерк” - многоглавие. Перед вами удивительный, сохранившийся чудом памятник деревянного зодчества, расположенный на острове Кижи в Карелии – 22-х главая церковь Преображения Господня. Как вы думаете, если “архитектура – это застывшая музыка”, то кто бы мог быть исполнителем этой музыки?

 Обратите внимание на два отличающихся купола: это не просто хор, а хор... с солистами. И куда бы мы ни бросили взгляд, - везде единение меньших куполов вокруг главных. С конца X века над русскими православными храмами звонят колокола, созывая на церковную службу и возвещая о великих религиозных праздниках. Один из них - Благовещение. В день этого библейского события архангел Гавриил принёс Деве Марии весть о том, что вскоре у неё родится Сын Божий. Вот как написано об этом в Евангелие:

“Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами”. (Евангелие от Луки)

Литургия Иоанна Златоуста Чайковский Херувимская песнь- https://youtu.be/ggUtlUHIqQQ

В православных храмах мы не услышим никаких музыкальных инструментов. Таинство, проходящее здесь уже более тысячи лет с момента возникновения христианства на Руси, ведётся в сопровождении хора a capella на церковно-славянском языке. Характерная черта русского православного пения – многоголосие, в которое включены сольные части, исполняемые священнослужителями.

Сопоставление элементов выразительности.Давайте попробуем поискать между двумя этими не похожими друг на друга видами искусства родственные связи.

За время своего существования человечество научилось многому, удивительным образом сблизив мастерство архитектора и композитора. Элементы музыкальной речи будем переводить на язык архитектуры.

Поиск соответствий и предполагаемый вариант обсуждения:

мелодия (музыкальная мысль) –плавные, “певучие” линии, соответствующие русской песенности;

гармония (консонанс, диссонанс) – здесь “благозвучие”, красивое сочетание, всего “в меру”;

фактура (мелодия и аккомпанемент, аккордовая, полифоническая) – есть главное и второстепенное (мелодия и аккомпанемент), ощущение созвучия, аккорда;

ритм (порядок) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого;

лад (мажор, минор, пентатоника) – настроение зависит от индивидуального восприятия здания или событий, связанных с ним;

тембр (окраска звука) –национальные черты, можно представить народный музыкальный инструмент;

темп (движение) – отражение происходящего;

регистр (высокий, средний, низкий) – большие купола похожи на басы, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий;

динамика (громкость) – высокие здания здесь “громче”, напряжённее, чем обычные городские постройки;

звуковедение (легато, стаккато, нон легато) – здесь очень много плавных линий и нон легато в отделке и ступенях, лестница похожа на восходящую мелодию;

орнаментика (украшения) – “кружевное” здание, очень обильно, с выдумкой украшено;

форма (построение) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефно.

Итак, композитор и архитектор всегда найдут общую тему для беседы.

 

 Домашнее задание.

Нарисовать эскизы понравившихся сооружений или иллюстрацию к песне. Срок выполнения до 03.04.2020

Исполнять «Вербочки»Р. Глиэр  - А. Блок https://youtu.be/zk4gCEmVfMQ

Текст песни:

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой.

 

Огонечки теплятся,

Прохожие крестятся,

И пахнет весной.

 

Ветерок удаленький,

Дождик, дождик маленький,

Не задуй огня!

 

В Воскресенье Вербное

Завтра встану первая

Для святого дня.

А. Блок

 

Примеры для рисунков:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.