|
|||
Тема «Личность и государство. Политический статус личности.Тема «Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие» Срок выполнения – 19 часов 28.05. Задание. 1. Изучить материал темы. 2. Выписать основные понятия в конспект. План темы. 1.Личность и государство. 2. Политический статус личности. 3. Политическое участие.
1.В политике, как и любом другом виде деятельности, выделяются субъект (тот, кто действует) и объект (на что/на кого направлены действия). Что касается объекта политики, то обычно политическая деятельность направлена на решение экономических, социальных, культурных, национальных, демографических, молодежных, экологических вопросов. В связи с этим выделяют политику экономическую, социальную и проч. Субъектами политики могут быть активные участники политического процесса — от отдельного человека до крупных социальных общностей. Основными субъектами политики признаются индивиды, политические элиты, политические организации — партии, общественные организации, массовые движения, государство, социальные группы — нации, классы, страты и т.д. Политика как сфера деятельности, связанная с отношениями между различными социальными группами по поводу власти, так или иначе затрагивает интересы каждого человека. Человек играет ведущую роль в политическом процессе, поскольку политику делают прежде всего конкретные люди. Именно они вступают в политические отношения, создают учения и теории, определяют стратегию деятельности, устанавливают нормы и подчиняются им. Любой человек, живущий в обществе, так или иначе связан с политикой, даже если он считает себя аполитичным. В частности, он или подчиняется решениям властей, или вступает в конфликт с властью. Связь человека и государства закреплена в институте гражданства. Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, обусловливающая их взаимные права и обязанности. 2. Под политическим статусом личности понимается положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны. По степени участия в политической жизни выделяют следующие типы личности: - аполитичный тип личности, к которому принадлежат люди, безразличные к политике, уклоняющиеся от участия в ней. Безразличие может быть подлинным (например, в силу социальной неразвитости), а может и мнимым, в знак протеста против ее полной, на взгляд человека, бесперспективности. Согласно этой характеристике личность предстает почти исключительно как объект политики. По отношению к этому типу вполне применим афоризм: «Если Вы не занимаетесь политикой, политика все равно занимается Вами»; - наиболее распространенный тип – личность опосредованной включенности в политику. Имеют свои взгляды на политику, участвуют в выборах и других мероприятиях. - член той или иной политической партии, который добровольно, по своей собственной воле, целенаправленно занимается политикой. Это тип политического активиста; - общественно-политического деятеля из числа крупных писателей, деятелей науки и культуры, которые благодаря своей популярности втягиваются в официальную политику в качестве ее оппонентов или приверженцев; -профессионального политика, для которого эта сфера выступает как источник «хлеба насущного», т.е. является основным (если не единственным) видом деятельности. Такого рода личность не мыслит себя вне политики; -политического руководителя высшей инстанции, т.е. организационного, идейного, формального (или неформального) лидера. Эта классификация показывает, что на субъективном уровне главным препятствием для участия граждан в общественной жизни является абсентеизм - уклонение от политической активности. Как правило, абсентеизм возникает вследствие убежденности человека в том, что он ничего не может изменить в политике государства и его голос и активность бесполезны и бессмысленны. Отказ от политических действий может быть выражением протеста, если, например, человек считает, что власть не допускает к выборам достойных кандидатов, или выражением иной тенденции: человек уклоняется от политических действий, так как его все устраивает и он не видит необходимости что-то менять.
3. Политическое участие — это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти. Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс. Существуют две основные формы политического участия граждан в политическом процессе: прямое и опосредованное. Прямое участие предполагает, что индивид или группа лично участвует в том или ином политическом мероприятии, например, в выборах депутатов парламента. Опосредованное участие осуществляется через своих представителей. Например, всенародно избранный парламент от имени своих избирателей формирует правительство, издает законы, т. е. осуществляет политическое управление страной. Существует два вида участия: -участие с низкой вовлеченностью. Оно проявляется в выполнении распоряжений властных органов; -участие с высокой вовлеченностью, которое предполагает активность в составе общественных движений, политических партий, групп интересов и др.; это может быть посещение митингов, участие в политических демонстрациях, избирательных кампаниях, коллективных обращениях и т. д. В рамках второго вида различают подвиды: автономное и мобилизованное политическое участие. Автономное участие — это добровольная исполнительная активность граждан в составе общественных объединений. Мобилизованное участие - это принудительная активность в составе каких-либо общностей. Мотивами такого участия могут быть страх, административное принуждение, экономическая выгода, традиции и т. п. Мобилизованное участие всегда направлено на поддержку властного органа, проводящего акцию, ею целью является демонстрация преданности участников данному органу власти и одобрение политики, проводимой данным субъектом (будь то государственная или негосударственная организация). В любом обществе присутствуют элементы обоих названных подвидов.
|
|||
|