Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Прокидка утка через основу. Прокидка утка «туда-обратно». Полотняное преплетение. Косая прокидка



1) Прокидка утка через основу

В старинных шпалерах прокидка нити утка сквозь нити основы ведется в одном направлении. Здесь первая прокидка утка покрывает нечетные нити основы.

2) Прокидка утка «туда-обратно»


Для образования тканой поверхности уток должен пройти сквозь основу в двух направлениях. Специальной колотушкой и пальцами рук художник «прибивает» друг к друг горизонтальные прокидки утка. При этом нити основы становятся невидимыми. Нить утка проходит сквозь нити основы как бы в шахматном порядке: первая прокидка утка покрывает нечетные нити основы, вторая - четные.

3) Полотняное преплетение


Полотняное переплетение образуется чередованием прокидок. Первая прокидка покрывает нечетные нити основы, вторая – четные и т.д. После прибивки утка основа оказывается полностью покрытой с лицевой и с изнаночной стороны.

Прокидки утка редко тянутся от края до края шпалеры: ведь каждое изменение цвета в общей композиции требует смены утка. Кроме того, меняя уток даже в монохромных участках шпалеры, художник избегает деформации (так называемого кирса) тканой поверхности.

4) Косая прокидка


Иногда, чтобы подчеркнуть тонким контуром линию мотива, пользуются косой прокидкой. Она делается не перпендикулярно нитям основы, а по косой линии.

Поскольку шпалера «растет» снизу вверх, прежде всего, выполняют ту часть узора, которая требует обрамления, затем ткется косая прокидка, и только вслед за ней заполняются утком правая и левая часть мотива.

В качестве ткацкого станка можно использовать обычную деревянную раму, на которую натягиваются нити. Нити основы должны быть прочными и не тянуться, например, льняные.

Самое главное при плетении гобелена – соблюдение определённого расстояния между нитями. Это поможет создать правильный и чёткий рисунок. Затем под эти нити подкладывается картон с различными изображениями, который может служить ориентиром для создания рисунка.

Нить закрепляют и начинают плетение. Поперечную нить протягивают между нитями основы попеременно над нитью и под нитью. Когда ряд закончен, его уплотняют с помощью деревянной рейки. Рейка продевается для разделения нитей основы на четные и нечетные. Кроме того, она позволяет до некоторой степени регулировать натяжение нитей, чем выше установлена рейка, тем слабее натяжение и наоборот.

В начале плетения делают косичку, чтобы край изделия был ровным. Сразу поверх косички по вертикали плетется так называемая заработка высотой от 20 до 50 мм. Это уже часть гобелена, которая впоследствии может быть подшита на изнаночную сторону, если гобелен будет висеть прямо на стене, или загнута на торец подрамника, если гобелен предполагается растянуть и вставить в раму.

Закончив заработку и закрепив ее узелком на основе, переходят к плетению собственно гобелена, используя уже не льняные, а шерстяные нити. Для плетения гобеленов используют нитки различного качества от шерсти до мохера.

При плетении гобелена можно использовать нити различных цветов, причем с любого места, привязывая их простым узлом к нитям основы.

Заканчивают плетение следующим образом. Прежде всего, закрепляют узелком нить. Затем снова плетут заработку, на которую затем вилкой опускают косичку. Гобелен готов, осталось только обрезать нити основы. Связав концы нитей обычными узелками, можно красиво оформить края гобелена в виде бахромы или кистей.

 

Литература:

Савицкая В. Превращения шпалеры. – Москва: Галарт, 1995 г.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.