Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТЕМА: Планирование деятельности организации



 

Изучить и законспектировать материал темы.

ТЕМА: Планирование деятельности организации     

Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.

Планирование как технологический процесс предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей эффективного использования ресурсов.

Планирование как процесс включает обоснование:

- миссии предприятия;

- принципов функционирования предприятия;

- целей и задач долгосрочного и среднесрочного развития предприятия;

- планируемых показателей деятельности и эффективности;

- способов достижения заданных параметров;

- тактики развития предприятия и показателей, ее характеризующих;

- средств реализации плана, включая ресурсное обеспечение, информационное сопровождение.

Планирование как подсистема управления формирует взаимоувязку и оптимизацию показателей будущего развития объекта планирования, обоснование способов и методов их достижения, обеспечивая принятие эффективных управленческих решений.

Результатом планирования является план. План представляет собой документ, в котором через экономические показатели фиксируется желаемый уровень развития предприятия, его материальный и финансовый потенциал, а также результативность хозяйственной деятельности.

План - это модель будущего развития и состояния предприятия (организации, учреждения), выраженная количественными и качественными параметрами его деятельности и способами их достижения.

Объектом планирования являются конкретные предприятия, организации, их объединения, государственные структуры, регионы, отрасли, межотраслевые образования.

Субъектом планирования является структурное подразделение или другие физические, юридические лица, занимающиеся разработкой и обоснованием планов.

                           

Принципы планирования:

1. Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.

2. Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.

3. Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.

4. Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.

5. Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.

6. Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.

7. Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.

8.Непрерывность планирования – на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы. Они должны систематизироваться, пересматриваться и корректироваться с учетом изменений. Показатели среднестатистического планирования должны вытекать из показателей долгосрочных планов. Показатели годовых планов должны вытекать из среднесрочных.

9.Учет объективных условий развития (территориальное расположении, информационная база, отраслевые особенности, недостаток или избыток рабочей силы).

10. Гибкость. Предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия.

Методы планирования:

В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования:

1. Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.

2. Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.

3. Балансовый метод – обеспечивает потребности установления связи между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами планов.

Баланс – метод используемый и на стадии подготовки формирования некоторых разделов плана, и на стадии расчета результативных показателей.

4. Расчетно-аналитический метод – используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень показателей.

5. Экономически-материальные методы – позволяют разработать экономические модели, отражающие зависимость количественных параметров от влияния основных факторов, позволяют подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

6. Графический метод – позволяет изображать результаты экономического анализа графическими средствами. Сетевые графики – моделируют параллельное выполнение работ в пространстве и времени.

7. Программно-целевые методы – позволяют составить план в виде программ, т.е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью, выполнение которой должно осуществляться в определенные сроки.

8. Нормативный метод – при планировании применяется система норм и нормативов использования ресурсов предприятия.

 

Виды планов. Их содержание.

 

Всю совокупность разрабатываемых на фирме планов можно подразделить по различным признакам (табл. 1).

Таблица 1. Классификация планов

Классификационный признак Виды планов
По времени реализации § 1) долгосрочные — от 10 до 25 лет; § 2) среднесрочные — от 3 до 10 лет; § 3) краткосрочные — от 1 года до 3 лет; § 4) оперативные — до 1 года.
По степени точности § 1) укрупненные; § 2) уточненные.
По масштабности целей § 1) стратегические — предусматривают глобальные цели; § 2) бизнес-планы — ориентированы на осуществление конкретной сделки, бизнес-операции.
По уровню управления (сфере применения) § 1) корпоративные; § 2) бригадные; § 3) цеховые.
По содержанию § 1) план производства и реализации продукции; § 2) план по материально-техническому снабжению; § 3) план по труду и кадрам; § 4) план по издержкам производства; § 5) план инвестиций; § 6) финансовый план; § 7) план социального развития.
По методу обоснования § 1) рыночные (индикативные); § 2) административные (централизованные).
По стадии разработки § 1) предварительные; § 2) окончательные.
По ориентиру планирования § 1) реактивные — базируются на анализе предшествующего опыта; § 2) инактивные — ориентируются на существующее положение предприятия и не предусматривают как возращение к прежнему состоянию, так и движение вперед; § 3) преактивные — направлены на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности фирмы; § 4) интерактивные — ориентированы на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего фирмы.

 

Текущая плановая работа на фирме предполагает разработку планов по следующим основным направлениям:

- производство и реализация продукции,

- материально-техническое снабжение,

- кадры,

- издержки,

- финансы,

- инвестиции,

- социальное развитие.

Вплане производства и реализации продукции устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении и каналы сбыта товара.

План материально-технического снабжения представляет собой систему экономически обоснованных расчетов потребности фирмы в сырье, материалах, топливе, энергии, производственном оборудовании.

При составленииплана по труду и кадрам рассчитывается потребность в кадрах и фонд заработной платы, устанавливается задание по повышению производительности труда.

Главной задачейплана по издержкам производства и реализации продукции являются повышение эффективности производства, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, экономически обоснованное определение величины затрат на производство предусмотренной планом продукции, исчисление величины дохода, получаемого в результате производственной деятельности.

Вфинансовом плане устанавливаются важнейшие финансовые показатели: прибыль фирмы, расчет потребности в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости, взаимоотношения с бюджетом и кредитными организациями и др.

План инвестиций предусматривает капиталовложения в строительство, расширение и реконструкцию производственных мощностей фирмы, а также осуществление финансовых вложений.

План социального развития фирмы предусматривает мероприятия по решению наиболее актуальных для данного коллектива социальных вопросов, улучшению условий труда, отдыха и быта.

Возможны и иные подходы к классификации планов.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.