|
|||
Стадии семейной жизни
Задание 24Семинар 5 Социология брака и семьи. . Стадии семейной жизни. Прочтите предложенный текст. Выделите мысленно в тексте самое главное и на основе прочитанного ответьте на вопросы: «Какую роль играет романтическая любовь? Что такое идеальный и реальный брак?»
Стадии семейной жизни
Семья — динамический, изменяющийся социальный институт. Новые семьи начинаются с ухаживания, а потом молодожены превращаются в партнеров, «притирающихся» к реалиям семейной жизни. Затем (по крайней мере для большинства супружеских пар) начинаются годы, когда нужно растить и воспитывать детей; и, наконец, наступает пора, когда выросшие дети оставляют родительский дом и начинают обзаводиться собственными семьями. Не вдаваясь в детали, коротко расскажем об этих стадиях.
Ухаживание 2 ноября, остров Канди (МАри-Ланка). Пробираясь сквозь тропические заросли этого прекрасного острова, Парри, водитель нашего фургона, вспоминает, как он познакомился со своей женой. Вообще-то их, знакомство правильнее было бы назвать «сговором»: члены обеих семей были буддистами и принадлежали к одной касте. «Мы с самого начала поладили, — вспоминает Парри. — Ведь мы воспитывались в одинаковых условиях. Наверное, кто-нибудь из нас мог бы сказать "нет”. Но браки по любви заключаются в городах, а не в таких деревнях, как та, в которой я вырос». В аграрной Шри-Ланке и в сельских регионах всех без исключения стран с низким и средним уровнем доходов большинство людей считают период ухаживания слишком важным, чтобы отдать его на откуп молодым людям (Stone, 1977). «Браки по договору» представляют собой альянс между двумя расширенными семьями, имеющими равный социальный статус, и обычно предполагают «обмен» не только детьми, но и материальными ценностями и услугами. Романтическая любовь не имеет к этому никакого отношения, и родители вполне могут сговориться друг с другом, когда их дети совсем маленькие. Так, 100 лег тому назад в Шри-Ланке и в Индии 50% всех девочек выходила замуж, когда им не было еще и 15 лет (Mayо, 1927; Mace & Масе, 1960). Такие браки между детьми заключаются и поныне («Из колыбели — под венец: репортаж из индийской деревни»). Поскольку традиционные общества в культурном отношении однородны, социализация практически любого представителя противоположного пола такова, что он может быть хорошим мужем для дочери или хорошей женой для сына. Поэтому родители договариваются о свадьбах, не задумываясь, насколько совместимы характеры и физиология их детей; им достаточно быть уверенными, что те совместимы с точки зрения культуры. Индустриализация не только сделала традиционную семью менее прочной, но и лишила расширенную семью ее прежнего значения. Молодые люди сами выбирают себе партнеров и откладывают вступление в брак до тех пор, пока не приобретут финансовой независимости и опыта, необходимого для того, чтобы найти спутника жизни. Свидания позволяют молодежи оттачивать навыки ухаживания и набираться сексуального опыта.
Романтическая любовь. Американская культура прославляет романтическую любовь — симпатию и сексуальную страсть к человеку противоположного пола — как основу брака. Американцам трудно представить себе брак без любви, и массовая культура — от сказок вроде «Золушки» до современных любовных романов — изображает любовь как ключ к счастливому супружеству. Однако, как следует из данных, представленных на рис. 17.1, в Пакистане, в Индии и во многих других странах, где традиции сильны и по сей день, романтическая любовь играет значительно меньшую роль в выборе спутника жизни. Чрезмерное внимание, уделяемое в США любовным отношениям, побуждает молодых людей «покидать родные гнезда» и создавать собственные семьи, причем взаимное физическое влечение может помочь молодой паре пройти трудный период привыкания к жизни вдвоем (Goode, 1959). Однако, поскольку чувства — достаточно хрупкая материя, романтическая любовь оказывается менее прочной основой для брака, чем социальные и экономические соображения. В этом и кроется одна из причин того, что в США значительно больше разводов, чем в странах, где культурная традиция ограничивает молодых людей в выборе партнеров. Вместе с тем социологи подчеркивают, что даже при таких условиях общество накладывает свой неизгладимый отпечаток на возникновение любовных привязанностей. Многие из американцев влюбляются в тех, кто принадлежит к одной с ними расе, одному социальному слою и подходит им по возрасту. В американском обществе поощряется гомогамия (дословно — «вступление в брак с себе подобным»). Это брак между людьми, имеющими одинаковые социальные характеристики.
Начало совместной жизни: идеальный и реальный брак
Благодаря культуре у молодых людей складывается идеализированное представление о браке как о «любви до гроба». Подобный оптимизм может стать причиной разочарования, особенно у женщин, которых приучили считать замужество ключом к счастью. Да и сама романтическая любовь не обходится без изрядной доли фантазии. Мы не всегда влюбляемся в реальных людей, иногда наделяем человека важными для нас качествами и увлекаемся созданным нами самими образом (Berscheid & Hatfield, 1983). Однако после свадьбы многие супруги сталкиваются с повседневными рутинными обязанностями. Интимные отношения тоже могут стать источником разочарования. Влюбленным и романтически настроенным молодым людям брак может представляться бесконечным медовым месяцем, но наступает отрезвление, и им приходится признать, что секс перестал быть всепоглощающей страстью. Примерно два человека из трех, состоящих в браке, удовлетворены «сексуальной составляющей» отношений со своей «второй половиной», хотя с течением времени «сексуальная жизнь супругов» и идет на спад. Многие специалисты соглашаются, что супружеские пары, наиболее удовлетворенные своими интимными отношениями, счастливы и в браке. Существование подобной корреляции вовсе не означает, будто секс — ключ к счастью; однако примеров, когда удовлетворяющий обоих супругов секс и хорошие отношения взаимосвязаны, значительно больше, чем противоположных (Hunt, 1974; Tavris & Sadd, 1977; Blumstein & Schwartz, 1983; Laumann et al., 1994). Супружеская неверность— внебрачная половая связь — еще один аспект отношений, по которому реальный брак не совпадает с его идеальным образом, с нашим культурным идеалом. 90% взрослых американцев, участников недавно проведенного общенационального опроса, считают, что секс вне брака — «всегда непозволителен» или «почти всегда непозволителен». Но даже при этом 21% мужчин и 13% женщин из числа тех, кто заполнил анонимную анкету, признались в том, что как минимум хотя бы раз изменяли своим супругам (NORC, 2001, рр. 243,1135).
Масионис Д. Социология / Дж. Масионис ; [Пер. с англ. З. Замчук и др.]. - 9-е изд. -590с. - 592
|
|||
|