Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стадии семейной жизни



 

Задание 24Семинар 5 Социология брака и семьи. . Стадии семейной жизни.  Прочтите предложенный текст. Выделите мысленно в тексте самое главное и на основе прочитанного ответьте на вопросы: «Какую роль играет романтическая любовь? Что такое идеальный и реальный брак?»

 

Стадии семейной жизни

 

Семья — динамический, изменяющийся социальный институт. Новые семьи начи­наются с ухаживания, а потом молодожены превращаются в партнеров, «притира­ющихся» к реалиям семейной жизни. Затем (по крайней мере для большинства супружеских пар) начинаются годы, когда нужно растить и воспитывать детей; и, наконец, наступает пора, когда выросшие дети оставляют родительский дом и начинают обзаводиться собственными семьями. Не вдаваясь в детали, коротко рас­скажем об этих стадиях.

 

Ухаживание 2 ноября, остров Канди (МАри-Ланка). Пробираясь сквозь тропические зарос­ли этого прекрасного острова, Парри, водитель нашего фургона, вспоминает, как он познакомился со своей женой. Вообще-то их, знакомство правильнее было бы назвать «сговором»: члены обеих семей были буддистами и принад­лежали к одной касте. «Мы с самого начала поладили,вспоминает Пар­ри.Ведь мы воспитывались в одинаковых условиях. Наверное, кто-нибудь из нас мог бы сказать "нет”. Но браки по любви заключаются в городах, а не в таких деревнях, как та, в которой я вырос».

В аграрной Шри-Ланке и в сельских регионах всех без исключения стран с низ­ким и средним уровнем доходов большинство людей считают период ухаживания слишком важным, чтобы отдать его на откуп молодым людям (Stone, 1977). «Бра­ки по договору» представляют собой альянс между двумя расширенными семья­ми, имеющими равный социальный статус, и обычно предполагают «обмен» не толь­ко детьми, но и материальными ценностями и услугами. Романтическая любовь не имеет к этому никакого отношения, и родители вполне могут сговориться друг с другом, когда их дети совсем маленькие. Так, 100 лег тому назад в Шри-Ланке и в Индии 50% всех девочек выходила замуж, когда им не было еще и 15 лет (Mayо, 1927; Mace & Масе, 1960). Такие браки между детьми заключаются и поныне («Из колыбели — под венец: репортаж из индийской деревни»).

Поскольку традиционные общества в культурном отношении однородны, соци­ализация практически любого представителя противоположного пола такова, что он может быть хорошим мужем для дочери или хорошей женой для сына. Поэтому родители договариваются о свадьбах, не задумываясь, насколько совместимы ха­рактеры и физиология их детей; им достаточно быть уверенными, что те совмести­мы с точки зрения культуры.

Индустриализация не только сделала традиционную семью менее прочной, но и лишила расширенную семью ее прежнего значения. Молодые люди сами выби­рают себе партнеров и откладывают вступление в брак до тех пор, пока не приоб­ретут финансовой независимости и опыта, необходимого для того, чтобы найти спутника жизни. Свидания позволяют молодежи оттачивать навыки ухаживания и набираться сексуального опыта.

 

Романтическая любовь.

 Американская культура прославляет романтическую любовь — симпатию и сексуальную страсть к человеку противоположного пола — как основу брака. Американцам трудно представить себе брак без любви, и массо­вая культура — от сказок вроде «Золушки» до современных любовных романов — изображает любовь как ключ к счастливому супружеству. Однако, как следует из данных, представленных на рис. 17.1, в Пакистане, в Индии и во многих других странах, где традиции сильны и по сей день, романтическая любовь играет значи­тельно меньшую роль в выборе спутника жизни.

Чрезмерное внимание, уделяемое в США любовным отношениям, побуждает молодых людей «покидать родные гнезда» и создавать собственные семьи, при­чем взаимное физическое влечение может помочь молодой паре пройти трудный период привыкания к жизни вдвоем (Goode, 1959). Однако, поскольку чувства — достаточно хрупкая материя, романтическая любовь оказывается менее прочной основой для брака, чем социальные и экономические соображения. В этом и кроется одна из причин того, что в США значительно больше разводов, чем в странах, где культурная традиция ограничивает молодых людей в выборе партнеров.

Вместе с тем социологи подчер­кивают, что даже при таких услови­ях общество накладывает свой не­изгладимый отпечаток на возник­новение любовных привязанностей. Многие из американцев влюбляются в тех, кто принадлежит к одной с ними расе, одно­му социальному слою и подходит им по возрасту. В американском обществе поощря­ется гомогамия (дословно — «вступление в брак с себе подобным»). Это брак между людьми, имеющими одинаковые социальные характеристики.

 

Начало совместной жизни: идеальный и реальный брак

 

Благодаря культуре у молодых людей складывается идеализированное представ­ление о браке как о «любви до гроба». Подобный оптимизм может стать причиной разочарования, особенно у женщин, которых приучили считать замужество клю­чом к счастью. Да и сама романтическая любовь не обходится без изрядной доли фантазии. Мы не всегда влюбляемся в реальных людей, иногда наделяем человека важными для нас качествами и увлекаемся созданным нами самими образом (Berscheid & Hatfield, 1983). Однако после свадьбы многие супруги сталкиваются с повседневными рутинными обязанностями.

Интимные отношения тоже могут стать источником разочарования. Влюблен­ным и романтически настроенным молодым людям брак может представляться бесконечным медовым месяцем, но наступает отрезвление, и им приходится при­знать, что секс перестал быть всепоглощающей страстью. Примерно два человека из трех, состоящих в браке, удовлетворены «сексуальной составляющей» отноше­ний со своей «второй половиной», хотя с течением времени «сексуальная жизнь супругов» и идет на спад.

Многие специалисты соглашаются, что супружеские пары, наиболее удовле­творенные своими интимными отношениями, счастливы и в браке. Существова­ние подобной корреляции вовсе не означает, будто секс — ключ к счастью; однако примеров, когда удовлетворяющий обоих супругов секс и хорошие отношения вза­имосвязаны, значительно больше, чем противоположных (Hunt, 1974; Tavris & Sadd, 1977; Blumstein & Schwartz, 1983; Laumann et al., 1994).

Супружеская неверностьвнебрачная половая связь — еще один аспект отно­шений, по которому реальный брак не совпадает с его идеальным образом, с нашим культурным идеалом. 90% взрослых американцев, участников недавно проведен­ного общенационального опроса, считают, что секс вне брака — «всегда непозво­лителен» или «почти всегда непозволителен». Но даже при этом 21% мужчин и 13% женщин из числа тех, кто заполнил анонимную анкету, признались в том, что как минимум хотя бы раз изменяли своим супругам (NORC, 2001, рр. 243,1135).

 

 

Масионис Д. Социология / Дж. Масионис ; [Пер. с англ. З. Замчук и др.]. - 9-е изд. -590с. - 592

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.