ПАМЯТКА классному руководителю
Памятка классному руководителю
Школа пронизывает ребенка тысячами социальных связей, которые помогают выработке нравственного характера.
Воспитывать – значит организовать жизнь.
В правильной жизни правильно растут дети. Л.С.Выготский
Вы стали классным руководителем Уважаемый коллега!
Вы стали классным руководителем. С этого дня на несколько лет этот класс будет для Вас родной семьей, а его беспокойные ученики – Вашими детьми. Вы стали классным руководителем, значит, педагогический коллектив в Вас поверил, в Ваши знания, в Ваши человеческие качества. Приступая к работе в новом для Вас педагогическом качестве, присмотритесь к стилю, к работе своих коллег, чье мастерство является гордостью педагогического коллектива. Постоянно обращайтесь к работам новаторов сегодняшнего дня, – и мастерство Ваше будет расти. Организация и содержание деятельности классного руководителя в современных условиях обусловлено следующими особенностями воспитательной работы: • новый взгляд на ученика не как на объект, а как на личность, на партнера в организации и проведении дел на основе сотрудничества и взаимопонимания; • сегодняшнее время требует людей ярких, неординарно мыслящих, умеющих принимать решения в нестандартных ситуациях, отвечающих за свои поступки и действия, выстраивающих личную жизненную карьеру, что является необходимым следствием систематической индивидуальной работы; • использование в содержании воспитательной работы тех актуальных проблем, которые волнуют ребят: политика, право, экономика, экология, межнациональные отношения, любовь, семья, будущая карьера.
Из многообразия деятельности классного руководителя можно выделить три основные функции, которые классный руководитель реализует в своей деятельности: - классный руководитель – организатор жизнедеятельности детского коллектива; - классный руководитель – организатор деятельности учителей-предметников, работающих в классе; - классный руководитель – организатор совместной деятельности с родителями, трудовыми коллективами и общественностью микрорайона, привлекаемой к внеурочной воспитательной работе, организатор педагогического общения детей вне школы. Основой реализации этих функций является всестороннее знание учащихся, их возрастных, психологических и индивидуальных особенностей, условий их жизни, быта. Только знание детей, проникновение в их внутренний мир поможет Вам понять ребят, а без этого взаимопонимания невозможна совместная деятельность, добрые и полезные дела. Главной Вашей заботой является создание коллектива, который бы отличался доброжелательным микроклиматом, имел свое общественное лицо, жил по законам дружбы. Изучение учащихся и создание коллектива – две стороны одной медали, взаимосвязанные и взаимодополняемые. Изучение учащихся и создание ученического коллектива возможно, прежде всего, в деятельности: совместной подготовке, организации и проведении социально значимых дел. Педагогические наблюдения, индивидуальные и групповые собеседования, встречи с родителями, друзьями, постоянное общение с ребятами, – все это поможет Вам изучать их, вместе формировать и создавать коллектив. Современная педагогика повернулась лицом к человеку, человеку во всем его многообразии, человеку уникальному. Целостное восприятие человеческой жизни становится основой новых психолого-педагогических концепций. Становление личности, ее духовное и физическое развитие - проблемы, стоящие на стыке философских, гуманитарных и социальных наук. Социокультурная ситуация обуславливает необходимость учета духовной жизни общества, экономических, экологических и социальных проблем, религиозных учений, национально-региональных особенностей и традиций, образовательной среды в воспитании подрастающего поколения. «Среда» в самом общем смысле понимается как окружение, совокупность условий и влияний на растущую личность. Создаваемые в настоящее время воспитательные системы способны решать задачи развития личности. Однако, многие педагогические коллективы не готовы к другой постановке вопроса: способствовать самообразованию и саморазвитию личности и с этой целью определенным образом конструировать образовательно-воспитательное пространство, способствующие развитию личности. Великий Януш Корчак утверждал: «Тип образовательной среды определяется прежде всего теми условиями и возможностями, которые способствуют развитию активности (или пассивности) ребенка и его личностной свободы (или зависимости)». Для построения модели образовательно-воспитательной среды и отнесения ее к определенному типу необходима диагностика классным руководителем комплекса всех возможностей для развития свободной и активной личности. На основе такой диагностики анализируемая образовательная среда может относиться к одному из следующих типов (по Я.Корчаку): - догматическая образовательная среда, способствующая развитию пассивности и зависимости ребенка; - карьерная образовательная среда, способствующая свободному развитию, но и формирующая пассивность; - безмятежная образовательная среда, способствующая свободному развитию, но и обуславливающая пассивность ребенка; - творческая образовательная среда, способствующая свободному развитию активного ребенка. Образовательная среда является основополагающей в формировании классного сообщества. Понятие «сообщество» появилось как термин нового образования, подчеркивающий со-вместность, со-причастность, со-организованность, общие дела как фактор влияния на развитие личности. Созданию и сплочению коллектива способствуют лидеры – формальные и неформальные. Помните, что именно в классе каждый должен пройти школу общественной активности, научиться быть организатором дел и исполнителем. В этом Вам помогут: чередование творческих поручений, создание советов дела, конкурсы на лучшее проведение дела, «мозговые» штурмы. Главная задача классного руководителя состоит в включении коллектива в разнообразную социально-полезную деятельность. А это возможно при условии правильного планирования и определения конкретного содержания воспитательной работы, что позволяет последовательно накапливать усложняющиеся знания, приобретать необходимые практические умения и навыки, развивать духовные запросы и нравственные ценности. Мы очень советуем Вам начать свою работу с определения перспективной программы, рассчитанной на все время работы с данным классом, учитывающей уровень воспитанности, степень подготовленности учащихся (какими мы хотим видеть своих воспитанников на выходе из школы). Очень важно продумать не только содержание внеурочной работы, но и определить виды деятельности, формы и методы работы. Мы Вам напоминаем, что сегодня приоритетными являются диспуты, дискуссии, конференции, обсуждения, полемика, коллективные творческие дела, решение педагогических и ситуативных задач, Дни науки, недели искусства, форумы и слеты. В школах республики успешно утверждается социальное проектирование, выполнение творческих проектов и заданий. Главное, чтобы общение с ребятами, любое дело и мероприятие носило дискуссионный характер, формировало оценку, отношения, позитивное общественное мнение. В основе воспитательной работы – деятельность, общественно значимая, общественно полезная, на пользу друг другу, школе, родителям, окружающим людям. Главный труд школьников – учеба. Развитие познавательных способностей учащихся, формирование у них ответственности за свои знания, вопросы самообразования и культуры умственного труда – решению этих задач помогут Вам учителя-предметники, работающие в Вашем классе. Вам очень важно знать уровень познавательных способностей и возможностей учащихся, оказывать помощь в «выращивании» отличников учебы, в повышение престижа знаний в классе, организуя общественные смотры знаний, конкурсы знатоков наук, написание и защиту рефератов, фантастических проектов и т.д. По опыту творчески работающих классных руководителей Вы можете создать в классе «школу», штаб «Учись учиться», на занятиях которой и пойдет разговор о культуре умственного труда, обмен опытом, успешной учебы, создание учащимися школьного сайта «В мире науки», выход в Интернет. Результативность Вашей работы, Ваши отношения с классным коллективом во многом определяются отношениями с родителями воспитанников. Прежде всего очень тактично изучите родителей, их увлечения, характер общения в семье, в чем они смогут Вам помочь. Организуйте для них встречи и консультации специалистов; проводя родительские собрания, найдите хорошие слова для каждого ребенка. В этом поможет Вам общее чаепитие, концерт силами родителей и учащихся, выставка поделок и др. Помните, что каждый взрослый человек многое умеет. Постарайтесь убедить родителей, что их помощь в организации жизни класса просто необходима. Но друзьями Вашего класса должны стать не только родители. В городе, районе, селе живут интересные люди. Это общение обогащает ребят и взрослых, передает опыт поколений, традиции и культуру. Уважаемый коллега! Вам в Вашей работе с ребятами и родителями очень помогут журналы «Классный руководитель», «Воспитание школьников», книги, газеты. Побольше читайте, размышляйте и ребятам с Вами всегда будет интересно.
Предлагаем Вам заповеди классного руководителя. Надеемся, что они Вам помогут общаться с детьми. • Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении. • Ясно определите, чего вы хотите от ребенка, родителя (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу. • Предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг. • Не подсказывайте решения, а показывайте пути к нему, и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели. • Не пропустите момента, когда достигнут первый успех; сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок услышал и осознал. • Оценивайте поступок, а не личность. Создавайте ситуацию успеха. • Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. • Воспитание – это последовательность целей и действий. • Воспитатель должен быть требовательным, но одновременно и добрым.
Международная Конвенция о правах ребенка, Концепция модернизации образования в России, Национальная Доктрина образования в РТ, Программа развития воспитания, Положение о классном руководителе РТ – все эти документы наполнены идеями воспитания и развития личности и утверждающим потенциалом того, что воспитание способно противостоять социально-опасным тенденциям. Каждому образовательному учреждению, каждому классному руководителю под силу создать коллектив детей на взаимном доверии и справедливости, подарить детям несколько светлых лет для роста и созревания. И, главное, соблюдать правило: нет людей маленьких и больших, воспитателей и воспитуемых. Воспитание требуется и тем, и другим. Желаем Вам добрых и полезных дел в жизни Вашего класса!
ПАМЯТКА классному руководителю
|