Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задача №1.



 

12 мая 2020

10 класс

Профильный уровень.

 

Урок 77.

Тема урока: «Решение генетических задач на сцепление».

Ход урока:

1. Повторить теоретический материал по теме урока: «Наследование сцепленных генов».Урок 30 апреля.

Алгоритм решения задач: «Наследование сцепленных генов».

· Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.

· Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.

· Запишите генотип гибридов F1.

· Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.

· Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.

ТИП СКРЕЩИВАНИЯ СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ ЗАКОН. АВТОР

Сцепленное наследование - это наследование признаков, расположенных в одной хромосоме

Без кроссинговера Закон сцепленного наследования генов, находящихся в одной хромосоме (Т. Морган). Гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются совместно, сцеплено.   Полное сцепление(не нарушается кроссинговером), расщепление признаков в соотношении 1 : 1 (как по фенотипу, так и по генотипу),    
При кроссинговере Закон сцепленного наследования генов, находящихся в одной хромосоме (Т. Морган). Гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются совместно, сцеплено. Неполное сцепление (сцепление генов может нарушаться в результате кроссинговера). Количество кроссоверных особей всегда значительно меньше, чем количество основных особей (Т. Морган), расщепление по фенотипу и генотипу 3:3:1:1.

 

 

Задача №1.

 

От скрещивания самок с самцами мух дрозофил в потомстве были получены особи с серым телом, нормальными крыльями и чёрным телом, укороченными крыльями, а 17% особей с перекомбинированными признаками (серое тело, укороченные крылъя и чёрное тело, нормалъные крылья). Серое тело (А) и нормалъные крылья (В) - доминантные признаки, кроссинговер происходит только у самок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы скрещиваемых самок и самцов, генотипы и фенотипы потомства. Объясните полученные результаты.

 

Ответ:

 

Дано: А – серое тело а – черное тело В- нормальные крылья b- укороченные крылья     Решение: Р: ♀АВ//аb х ♂ аb//аb       серое тело       черное тело норм. крылья    укор. крылья G: АВ аb            аb   Аb аВ - кроссоверные  F1: 83% - АВ//аb – серое тело, нормальные крылья               аb//аb - черное тело, укороченные крылья     17% - Аb//аb – серое тело, укороченные крылья                аВ//аb – черное тело, нормальные крылья

1 генотип и фенотип Р♀ и Р♂

2 F1 - генотип, фенотип

3 объясните полученные результаты

 

Ответ:

1. Р ♀ АВ//аb - серое тело, нормальные крылья   

2. Р ♂ аb//аb - черное тело, нормальные крылья

3. F1: 83% - АВ//аb – серое тело, нормальные крылья

                         аb//аb - черное тело, укороченные крылья

               17% - Аb//аb – серое тело, укороченные крылья

               аВ//аb – черное тело, нормальные крылья

4. 17% особей с перекомбинированными признаками появились за счет кроссинговера, который происходит у дигетерозиготных самок, при этом у них образуется четыре варианта гамет.

 

 

Задача №2.

У гороха аллели гладкой формы семян (А) и наличие усиков в сложном листе (В) доминируют над аллелями морщинистой формы и отсутствия усиков.

При скрещивании растений с гладкими семенами и усиками с растениями с морщинистой формой семян без усиков было получено 8000 растений, похожих на родителей (4002 имели гладкую форму и усики и 3998 были с морщинистыми семенами без усиков), а также 305 растений с гладкими семенами без усиков и 300 растений с морщинистыми семенами с усиками.

Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских растений гороха, потомства, дайте обоснование появлению именно такого расщепления

Ответ:

 

Дано: А – гладкие а – морщинистые В- наличие усиков b- отсутствие усиков Решение: Р: ♀АВ//аb     х ♂ аb//аb   гладкие семена    морщинистые   с усиками             без усиков G: АВ аb            аb   Аb аВ - кроссоверные  F1: 4002 АВ//аb – гладкие семена с усиками     3998 аb//аb - морщинистые семена без усиков     305 Аb//аb – гладкие без усиков     300 аВ//аb – морщинистые с усиками

1 генотип Р♀ и Р♂

2 F1 - генотип

3 обоснуйте появление такого расщепления

Ответ:

1. Р ♀ АВ//аb 

2. Р ♂ аb//аb 

3. F1: 4002 АВ//аb

             3998 аb//аb 

             305 Аb//аb

             300 аВ//аb

4. Появление двух групп особей в большом количестве и двух небольших групп с отличными от родителей признаками связано со сцепленным характером наследования признаков и конъюгацией и перекрестом хромосом, образованием 4-х типов гамет у родительского гетерозиготного организма: без кроссинговера АВ и ab, с кроссинговером Ab и a B.

Домашнее задание.

Задача №1.

 

 

У дрозофил чёрное тело (а) и укороченные крылья (b) - рецессивные признаки по отношению к аллелям серого тела и нормальных крылъев. Гены наследуются сцепленно, кроссинговер при образовании половых клеток у самцов не происходит.

Скрестили гомозиготных по двум парам рецессивных признаков самок мух дрозофил с дигетерозиготными самцами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства в F1. Каково соотношение фенотипов дрозофил в потомстве? Объясните почему.

 

Задача №2.

Скрестили высокие растения томата с округлыми плодами и карликовые растения с грушевидными плодами. Гибриды первого поколения получились высокие с округлыми плодами. В анализирующем скрещивании этих гибридов получены четыре фенотипические группы: 40, 9, 10 и 44. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства каждой группы в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в потомстве.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.