Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Карикатура как исторический источник при изучении событий Великой Отечественной войны.



 

Урок 14.05. история 1 курс

Тема: Вторая мировая война. СССР в годы Великой Отечественной войны. Накануне мировой войны

Теория

Учебник С.П.Карпачев. История России. Стр. 154-156 (п.12.5.,12.6). Тема 13. П.13.1 стр 157-158.  (для тех, у кого не откроется ссылка на видео урок)

Видео урок по теме https://yandex.ru/video/preview/?text=Видео%20урок%20История%20России%2010%20класс%20Начало%20Великой%20Отечественной%20войны&path=wizard&parent-reqid=1620842262909769-63887007310145431900272-production-app-host-sas-web-yp-93&wiz_type=vital&filmId=10706018650016089685

 

Практическая часть урока

Карикатура как исторический источник при изучении событий Великой Отечественной войны.

Особое место среди изобразительных источников занимает сатирическая графика, в которой находят специфическое отражение события и явления общественной и политической жизни.

Карикатура эпохи Великой Отечественной войны получила широкую международную известность и оправдала свое звание "боевого оружия". Со страниц центральной и фронтовой печати она вела сатирический огонь по врагу, разила агитационными плакатами и листовками.

Задание, которое вам предлагается выполнить, поможет повысить прочность ваших знаний о событиях Великой Отечественной войны, используя исследовательские методы, получить хороший эмоциональный заряд.

Карикатура используется в экзаменационных заданиях!

Задание: Интерпретировать карикатуру как исторический источник.

Для этого: Изучитеалгоритм поэтапных действий по интерпретации источника, подготовьте ответ на вопросы (выделено желтым цветом). 

При анализе карикатуры важно выяснить концептуальный замысел автора (проявляющийся в критическом отношении художника к изображаемым событиям или их участникам); событийное содержание (что сообщается) и способы его воплощения (как сообщается); адресность (аудитория и степень ее подготовленности к восприятию изображения); специфику языкового воплощения в тексте подписи к карикатуре (использование характерных приемов, таких как аллюзии, метафоры, гиперболы, каламбуры и др.).

Интерпретации карикатур как исторических источников проходит несколько этапов:

1 этап. Описание карикатуры и распознавание персонажей.

•     Опишите, что вы видите на карикатуре.

•     Кого символизируют персонажи (страны, люди, партии и пр.)?

•     На основании чего вы определили персонажей? Подтвердите свои выводы ссылками на детали изображения (особенности внешности, выражение лиц, одежда, жесты, предметы, символика и пр.).

•     Найдите реальных исторических личностей. По каким признакам вы их определили?

2 этап. Определение исторической тематики карикатуры.

Алгоритм

•     Какие исторические факты (события, явления, процессы) отражены в данной карикатуре?

•     Какие черты (характеристики) исторического явления выделены в карикатуре?

•     Дайте обоснование своим выводам.

•     Укажите даты события (явления, процесса)

3 этап. Определение авторского мнения, идей.

Дайте ответ на вопросы:

•     Как автор карикатуры относится к данному историческому факту? Приведите два (не меньше двух) обоснования.

•     с какой целью создана карикатура?

•     Сформулируйте главную мысль автора карикатуры.

•     Какие мнения, идеи она выражает?

•     Совпадает ли точка зрения автора с официальным мнением?

•     Что именно высмеивает (изобличает) автор? Какими художественными средствами достигается комический эффект?

•     Сторонником какой политической позиции (идеологии, «крыла» оппозиции) является автор карикатуры?

4 этап. Психологические характеристики персонажей.

Дайте ответ на вопросы:

•     Какими психологическими характеристиками наделены персонажи? Какими особенностями поведения и внешности выражены данные характеристики?

•     Какие черты преувеличивает, «выпячивает» автор?

•     Каким персонажам автор симпатизирует? В чем это проявляется в изображении?

5 этап. Идентификация времени и, места (страны) создания карикатуры.

•     Определите примерно, когда была создана данная карикатура. Обоснуйте свой ответ.

•     в какой стране была создана данная карикатура? (В Советском Союзе или в Западной Европе была создана данная карикатура?)

 

Эти пять этапов являются примерным алгоритмом анализа карикатуры как исторического источника. 

 

Задание

Государственный музей обороны Москвы: экспозиция «Искусство военной сатиры».

Указываем название экспоната и автора работы, затем отвечаем на вопросы.

 

Карикатура «Торжественное» вступление немецких войск в Сталинград».

Автор: Титов Я.В. Датировка: 1943 год.

•     Объясните надпись к карикатуре.

•     . Какому событию, историческому факту Великой Отечественной войны она посвящена.

•     Сформулируйте главную мысль автора карикатуры.

•     Как автор карикатуры относится к данному историческому факту? Приведите два обоснования.

•     С какой целью создана карикатура?

Ответы письменно в тетради к 17.05.

 

С уважением Смирнова М.Н.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.