|
|||
Карикатура как исторический источник при изучении событий Великой Отечественной войны.
Урок 14.05. история 1 курс Тема: Вторая мировая война. СССР в годы Великой Отечественной войны. Накануне мировой войны Теория Учебник С.П.Карпачев. История России. Стр. 154-156 (п.12.5.,12.6). Тема 13. П.13.1 стр 157-158. (для тех, у кого не откроется ссылка на видео урок) Видео урок по теме https://yandex.ru/video/preview/?text=Видео%20урок%20История%20России%2010%20класс%20Начало%20Великой%20Отечественной%20войны&path=wizard&parent-reqid=1620842262909769-63887007310145431900272-production-app-host-sas-web-yp-93&wiz_type=vital&filmId=10706018650016089685
Практическая часть урока Карикатура как исторический источник при изучении событий Великой Отечественной войны. Особое место среди изобразительных источников занимает сатирическая графика, в которой находят специфическое отражение события и явления общественной и политической жизни. Карикатура эпохи Великой Отечественной войны получила широкую международную известность и оправдала свое звание "боевого оружия". Со страниц центральной и фронтовой печати она вела сатирический огонь по врагу, разила агитационными плакатами и листовками. Задание, которое вам предлагается выполнить, поможет повысить прочность ваших знаний о событиях Великой Отечественной войны, используя исследовательские методы, получить хороший эмоциональный заряд. Карикатура используется в экзаменационных заданиях! Задание: Интерпретировать карикатуру как исторический источник. Для этого: Изучитеалгоритм поэтапных действий по интерпретации источника, подготовьте ответ на вопросы (выделено желтым цветом). При анализе карикатуры важно выяснить концептуальный замысел автора (проявляющийся в критическом отношении художника к изображаемым событиям или их участникам); событийное содержание (что сообщается) и способы его воплощения (как сообщается); адресность (аудитория и степень ее подготовленности к восприятию изображения); специфику языкового воплощения в тексте подписи к карикатуре (использование характерных приемов, таких как аллюзии, метафоры, гиперболы, каламбуры и др.). Интерпретации карикатур как исторических источников проходит несколько этапов: 1 этап. Описание карикатуры и распознавание персонажей. • Опишите, что вы видите на карикатуре. • Кого символизируют персонажи (страны, люди, партии и пр.)? • На основании чего вы определили персонажей? Подтвердите свои выводы ссылками на детали изображения (особенности внешности, выражение лиц, одежда, жесты, предметы, символика и пр.). • Найдите реальных исторических личностей. По каким признакам вы их определили? 2 этап. Определение исторической тематики карикатуры. Алгоритм • Какие исторические факты (события, явления, процессы) отражены в данной карикатуре? • Какие черты (характеристики) исторического явления выделены в карикатуре? • Дайте обоснование своим выводам. • Укажите даты события (явления, процесса) 3 этап. Определение авторского мнения, идей. Дайте ответ на вопросы: • Как автор карикатуры относится к данному историческому факту? Приведите два (не меньше двух) обоснования. • с какой целью создана карикатура? • Сформулируйте главную мысль автора карикатуры. • Какие мнения, идеи она выражает? • Совпадает ли точка зрения автора с официальным мнением? • Что именно высмеивает (изобличает) автор? Какими художественными средствами достигается комический эффект? • Сторонником какой политической позиции (идеологии, «крыла» оппозиции) является автор карикатуры? 4 этап. Психологические характеристики персонажей. Дайте ответ на вопросы: • Какими психологическими характеристиками наделены персонажи? Какими особенностями поведения и внешности выражены данные характеристики? • Какие черты преувеличивает, «выпячивает» автор? • Каким персонажам автор симпатизирует? В чем это проявляется в изображении? 5 этап. Идентификация времени и, места (страны) создания карикатуры. • Определите примерно, когда была создана данная карикатура. Обоснуйте свой ответ. • в какой стране была создана данная карикатура? (В Советском Союзе или в Западной Европе была создана данная карикатура?)
Эти пять этапов являются примерным алгоритмом анализа карикатуры как исторического источника.
Задание Государственный музей обороны Москвы: экспозиция «Искусство военной сатиры». Указываем название экспоната и автора работы, затем отвечаем на вопросы.
Карикатура «Торжественное» вступление немецких войск в Сталинград». Автор: Титов Я.В. Датировка: 1943 год. • Объясните надпись к карикатуре. • . Какому событию, историческому факту Великой Отечественной войны она посвящена. • Сформулируйте главную мысль автора карикатуры. • Как автор карикатуры относится к данному историческому факту? Приведите два обоснования. • С какой целью создана карикатура? Ответы письменно в тетради к 17.05.
С уважением Смирнова М.Н.
|
|||
|