Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТРЕЩОТКИ. КОРОБОЧКА



ТРЕЩОТКИ

Что за треск на всю округу?

- Это мы трещим с подругой! -

Ох, трещотки хороши,

Прямо праздник для души!

Трещотки — ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письменных свидетельств нет. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 г. были найдены 2 дощечки, которые, по предположению входили в комплект древних новгородских трещоток в XII веке. Даль в толковом словаре объясняет слово «Трещотки» как снаряд, устроенный для того, чтобы трещать, грохотать, шуметь.

В настоящее время распространены два вида трещоток – курская и круговая.

Курская трещотка состоит из набора 18 — 20 тонких дощечек длиной 16 — 18 см., сделанных обычно из дуба и соединённых между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для того, чтобы дощечки вплотную не прикасались друг к другу, между ними вверху вставлялись небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см.

Трещотку держат за концы веревок обеими руками. Раздвинув трещотку веером, исполнитель одновременными движениями правой руки вниз, а левой вверх (или наоборот) заставляет дощечки быстро ударяться друг о друга. Иногда трещотку держат за крайние дощечки, прижав к ним ладони. За счет быстрых движений рук на трещотке можно воспроизводить довольно сложные ритмы в подвижном темпе.

Круговая трещотка (вертушка) – инструмент, который достаточно широко используется в симфонической музыке на протяжении нескольких столетий. Эпизодически применяют его и в народном оркестре.

Ее устройство следующее. Деревянное зубчатое колесо и прямоугольная деревянная рамка посажены на ось, заканчивающуюся деревянной ручкой. Зубчатое колесо закреплено неподвижно. На противоположной оси стороне рамки прикреплена упругая деревянная пластина, упирающаяся в зубцы. При вращении рамки конец пластины, цепляясь за зубцы, производит сухой треск. Вращение рамки должно быть ровным, ритмичным, без лишних толчков. Для исполнения коротких длительностей можно использовать другой прием игры. Исполнитель неподвижно держит деревянную рамку инструмента в левой руке, а правой вращает ручку, воспроизводя одиночные удары деревянной пластины о зубцы.

 

ЛОЖКИ

Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой.
Сразу в пляс пойдет любой.

Ложки — пусть не фортепиано.
Но у них свое пиано.
Есть и форте, даже трели,
Как у струн виолончели.

Если виртуоз играет,
Ложки будто бы летают.
Их в руках по три, по пять,
Трудно даже сосчитать.

Ложки — древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоятки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы.


 

В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого что размеры ложек разные возникает впечатление чередования звуков по высоте.

КОРОБОЧКА

Коробочка– русский народный ударный инструмент, представляющий собой небольшой продолговатый брусок. В нем вырезают полость, которая служит резонатором. В результате, если ударять по нему барабанными или ксилофонными палочками, получается достаточно резкий и звонкий звук, высота которого зависит от размера коробочки. Управлять высотой звука, кроме того, можно, частично закрывая рукой отверстие коробочки.

Изготавливают коробочки обычно из кленового дерева, внешнюю поверхность обтачивают, шлифуют и полируют. Коробочку часто украшают народными орнаментами, лакируют и т.п. чтобы усилить народный колорит. Очень большое внимание уделяется подготовке дерева: оно должно быть хорошо высушенным, не содержать внутренних дефектов.

Коробочка – не слишком притязательный инструмент, но в фольклорном музыкальном коллективе он поистине незаменим. При помощи коробочек можно прекрасно отмечать ритмические точки мелодии, имитировать звук каблучков в танце или другие подобные звуки. Коробочки прекрасно подходят для имитации звука конских копыт. Вообще звонкие звуки коробочки прекрасно оживляют музыкальное произведение.

 

РУБЕЛЬ

Рубель – это полуметровой длины неширокая, слегка изогнутая доска с ручкой. На выпуклой стороне доски по всей ее длине нарезано множество поперечных ребринок толщиной около 1 см. В русских деревнях рубель использовали для разглаживания белья.

Этот предмет домашнего обихода полюбился народным исполнителям, которые стали использовать его для сопровождения плясовых песен и танцев. Применяемый в настоящее время в оркестрах и ансамблях народных инструментов и народных хорах рубель отличается от своего бытового прообраза. Он короче, без изгиба, ребринки острее и менее выпуклые. Для лучшего звучания рубеля в одном из торцов доски почти по всей ее длине вырезается насквозная резонаторная щель.

 

 

Держат инструмент в левой руке за ручку, ударяя или быстро проводя по ребристой стороне вверх-вниз деревянной ложкой, которую исполнитель держит правой рукой. Вместо ложки можно использовать палочку с шариком из твердых пород дерева на конце.

Отдельные удары могут производиться как по ребристой поверхности рубеля, так и по противоположной, гладкой стороне доски, для чего исполнитель разворачивает инструмент в положение, удобное для ударов. Скользящие удары (глиссандо) производятся только по ребристой поверхности движениями от себя и к себе. Различают два вида глиссандо: как форшлаг к ноте и как скольжение, начинающееся с удара и по продолжительности соответствующее длительности ноты.

 

 

БУБЕН

Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольчики, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.

Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Одно из описаний бубна в качестве военно-музыкального инструмента относится к X в. (960-е годы) и включено в описание похода князя Святослава Игоревича.

Бубен ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной. В древности удар по мембране производился с помощью вощаги - колотушки в виде кнута с плетенным шаром на конце. Ратные бубны применялись как пехотой, так и конницей. Известны разновидности ратных бубнов: тулумбас и набат.

Предполагают, что русские набаты были огромных размеров, для их перевозки использовалось 4 лошади. А звук, точнее грохот, извлекали одновременно 8 набатчиков. При помощи условных сигналов бубнов в русской рати осуществлялась звуковая связь, подавались разные команды. Во время боя ударные инструменты объединялись с трубами и сурнами и создавали устрашающий врага грохот.

В более поздние века бубном широко пользовались скоморохи и медвежьи поводыри. Скомороший бубен похож на современный инструмент. Он представляет собой неширокую деревянную обечайку круглой формы с натянутой на одну сторону кожаной мембраной и подвешенными с внутренней стороны бубенчиками и колокольчиками. Ударяли по мембране пальцами, кистью. Бубнисты в то время играли в ансамбле с балалаечниками или гармонистами, а иногда просто аккомпанировали пению лихих песен. Кроме того, бубен использовался как сольный инструмент. Вот как описывали игру на этом инструменте: "Народные виртуозы при игре на бубне выделывают разные фокусы, подбрасывая его и схватывая на лету, бьют бубном то по своим коленкам, то ударяя по голове, подбородку, даже по носу, барабанят по бубну кистью рук, локтём, пальцами, делают тремоло и вой, проводя по коже большим пальцем правой руки и прочее". Инструмент этот встречается в руках народных музыкантов и в наши дни, но основное своё применение он нашёл в оркестрах русских народных инструментов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.