|
|||
Анализ результатов. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Анализ результатов. Ответы на данный тест-опросник позволяют охарактеризовать темперамент как систему формальных поведенческих изменений, отражающих 4 блоковую структуру функциональной системы человека: - блок афферентного синтеза, которому соответствует эргичность; - блок программирования, который представлен пластичностью; - блок исполнений, которому соответствует темп; - блок обратной связи, которому соответствует эмоциональная чувствительность. В каждой шкале темперамента выделены две подшкалы: предметно-ориентированная и субъективно-ориентированная (или коммуникативная). Они отражают две сферы взаимосвязи человека со средой: предметный мир и общество, то есть деятельность и общение. Показатель "Эр" - предметная эргичность характеризует уровень потребности человека в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к умственному и физическому труду, степень вовлеченности в трудовую деятельность. Показатель "СЭр" - социальная эргичность отражает уровень потребности в социальных контактах, свидетельствует о направленности на освоение социальных форм деятельности, стремление к лидерству, об общительности а вовлеченности в социальную деятельность. Показатель "П" - пластичность. Это показатель степени легкости или, наоборот, трудности переключения с одного предмета на другой, быстроты перехода с одних способов мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремления к разнообразию форм предметной деятельности. Показатель "CП" - социальная пластичность помогает выяснять степень легкости или трудности переключения внимания в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ и готовых форм социального контакта. Показатель "Т" - темп представляет скоростные особенности человека. Он свидетельствует о скорости выполнения отдельных операций, быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности. Показатель "СТ" - социальный темп. С его помощью можно установить скоростные характеристики речедвигательных актов в процессе общения. Показатель "Эм" - эмоциональность. Он предназначен для того, чтобы оценить эмоциональную чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе. Показатель "СЭм" - социальная эмоциональность. Вопросы, соответствующие социальной эмоциональности, касаются эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере: чувствительности к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей. Хорошее знание студентов о свойствах собственного темперамента помогает им лучше прогнозировать свое поведение, рассчитывать сроки выполнения взятых на себя заданий, понимать причины сложностей во взаимоотношениях с людьми. А желающие самосовершенствоваться смогут лучше сориентироваться в том, на какие стороны своего поведения им следует в первую очередь обратить внимание. Исследование свойств темперамента может служить уточняющим средством, если возникли сомнения в диагностике типа темперамента предпринятые с помощью других методик. Если при этом уточняются данные исследования задания №30, то на этот тест-опросник желательно отвечать не ранее, чем через неделю после заполнения опросника Г. Айзенка. Для более успешного решения ряда научных и научно-практических задач необходимо учитывать не только значение того или иного отдельного формально-динамического свойства, но и индексы и типы, отражающие различную степень интеграции формально-динамических свойств индивидуальности. Самые важные индексы ФДС индивидуальности. 1. Индекс психомоторной активности (ИПМА) равен сумме баллов активностных шкал в психомоторной сфере: ИПМА=ЭРМ+ПМ+СМ ИПА варьирует 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 ±12, т.е. от 78 до 102. 2. Индекс интеллектуальной активности (ИИА) равен сумме баллов активностных шкал в интеллектуальной сфере: ИИА=ЭРИ+ПИ+СИ ИИА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90± 12, т.е. от 78 до 102. 3. Индекс коммуникативной активности (ИКА) равен сумме баллов активностных шкал в коммуникативной сфере: ИКА=ЭРК+ПК+СК ИКА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 ±12, т.е. от 78 до 102. После этого следует сравнить три индекса и сделать вывод, в какой из сфер деятельности он больше всего и меньше всего. Менее важные индексы. 4. Индекс общей активности (ИОА) равен сумме баллов всех активностных шкал во всех трех сферах. ИОА=ИПМА+ИИА+ИКА. ИОА варьирует от 108 до 432. Среднее значение (норма) равно 180±36, т.е. от 234 до 306. 5. Индекс общей эмоциональности (ИОЭ) равен сумме всех эмоциональных шкал в трех сферах. ИОА=ЭТ+ЭИ+ЭК. Среднее значение (норма) равно 90 ± 12, т. е. от 78 до 102. 6. Индекс общей адаптивности (ИОАД) равен разнице баллов между индексом общей активности и индексом общей эмоциональности. ИОАД=ИОА - ИОЭ. Индекс варьирует в пределах от -36 до 432. Среднее значение (норма) равно 180 + 48, т. е. от 132 до 228.
|
|||
|