|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Темы и рекомендации. СТУДЕНТЫ: уч.год 2019/2020 (курс 12 недель). https://philosophymephi.wixsite.com/kaf54 (материалы лекций ) . Семинарские занятияТемы и рекомендации СТУДЕНТЫ: уч.год 2019/2020 (курс 12 недель) Лекции – Поток - Б18: 503; 504; 505; 513; С18: 702;710;501;
Рекомендации для освоения материалов: 1. В.В. Миронов., “Философия” учебник для ВУЗов, М. 2005 2. Под редакцией В.Н. Лавриненко "Философия" учебник. Изд. 5-е. М., Юрайт; Высшее образование, 2009. 3. П.В. Алексеев "Хрестоматия по философии". Учебное пособие. Из. 3-е. М., Проспект, 2009. 4. П.В. Алексеев "История философии" учебник. М., Проспект, 2009. 5. https://philosophymephi.wixsite.com/kaf54 (материалы лекций ) Семинарские занятия Темы семинарских занятий: 1 занятие Тема: Введение в философию. Генезис философии: переход от мифа к логосу. Вопросы для обсуждения: Возникновение философии. Предмет философии, ее задачи и роль в человеческой культуре. Философия и мифология. Различные типы мировоззрения. Философия и ее понятийно-категориальный инструментарий. Первые философские школы: вопрос о первоначалах мира и определение сущего. 2 занятие Тема: Античный космоцентризм, натурфилософия досократиков (продолжение 1-го занятия). Софисты и Сократ. Вопросы: Учение Гераклита о бытии, учение о становлении (становящаяся вещь и неизменное имя). Древнегреческий атомизм. Элейцы и милетцы – движение как процесс и как мыслимый образ. Софисты и особенности их мировоззрения Этическая философия Сократа.
3 занятие Тема: Античная философская классика: Платон. Вопросы: Сочинения Платона. Сократ и Платон. Основные черты философского учения Платона: мир идей, идея вещи; структура идеального мира. Познавательные проблемы – источники и ступени познания, диалектика, пути к Абсолюту. Мировая душа в диалоге «Тимей» и человеческая душа в диалоге «Федр». Познание – очищение души. Миф о пещере. Идеальное государство Платона. Академия Платона. 4 занятие Тема: Античная философская классика: Аристотель. Вопросы: Сочинения Аристотеля. Платон и Аристотель – спор об идеях. «Метафизика» - учение о сущности, четырех причинах. Проблемы бытия, диалектика формы и материи. Учение о душе и ее трехчастности. Логика – категории и суждения, теория силлогизма. Этика и политика. Ликей – перипатетическая школа. Дискуссия: «Наука и философия в античности. Виды знания». 5 занятие Тема: Основные идеи философии Нового времени. Ф.Бэкон и Р.Декарт. Вопросы: Ф.Бэкон. Критика традиционной философии. Учение об «идолах» человеческого ума. Опытно-индуктивный метод. Открытие «форм» как цель науки. Р.Декарт. Радикальное сомнение. Метафизика и дуализм конечных субстанций: мышление и протяжение. Существование и роль Бога. Метод рационалистической дедукции. 6 занятие Тема: Английский эмпиризм. Вопросы: Дж.Локк. Сенсуализм и критика «врожденных» идей. Учение о первичных и вторичных качествах, о простых и сложных идеях. Религия и ее отношение с разумом и верой. Дж.Беркли. Субъективизм в трактовке философских проблем. Теория зрения и умственное конструирование «предметов». «Быть значит быть воспринимаемым». Номинализм и «здравый смысл». Отрицание материи. Д.Юм. Критика понятия субстанции. Отрицание общих понятий. Принцип ассоциации. Отрицание каузальной связи на основе агностицизма. Теория страстей, отрицание свободы. Трактовка религии. Дискуссия: Особенности развития философской мысли 17в. в Европе. 7-8 занятие Тема: Немецкая классическая философия: И.Кант. Вопросы: Докритический период творчества И.Канта: проблемы границ и возможности естественно научного познания. Критический период творчества И.Канта. «Критика чистого разума»: проблемы обоснования всеобщности и необходимости научного знания, феномены и ноумены априорной формы чувственного и интеллектуального познания, трансцендентальная дедукция, категория рассудка, антиномии разума. Критика традиционных доказательств бытия Бога. «Критика практического разума»: обоснование морали, сущность категорического императива, проблема свободы, долга и личности, три постулата практического разума. 9 занятие Тема: Немецкая классическая философия: Г.Гегель. Вопросы: От Канта к Гегелю. Этапы гегелевского философствования. Тождество бытия и мышления – исходный принцип философствования. «Наука логики»: учение о бытии, сущности и понятии, категории логики, проблема противоречия и диалектика, «Философия духа»: диалектический метод и исторический подход в гносеологии. Истина как объективно-противоречивый процесс выявления духовного бытия человека. Мораль и нравственность. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Дискуссия: Личность и исторический процесс в немецкой классической философии. 10 занятие Тема: Антропологический материализм философии марксизма. Вопросы: Природа и человек, сознание и мозг – Л.Фейербах. Сущность антропологического принципа Фейербаха. Ограниченность материализма Фейербаха. Марксистская философия: диалектический материализм, материалистическое понимание истории. Цивилизационный и формационный подход к проблеме общественного развития. Проблема отчуждения революции и эволюции. Мораль нравственные ценности. 11 занятие Тема: Основные направления современной философии (19-20в.). Вопросы: Различные формы позитивизма: классический позитивизм О.Конта, неопозитивизм, постпозитивизм. Феноменализм, описательность и релятивизм – характеристики «позитивного» знания. Классификация наук. Четыре метода индукции. Учение о критериях истины. 12 занятие Тема: Экзистенциализм и «Философия жизни» Ф.Ницше. Вопросы: «Философия жизни» Ф.Ницше. Воинствующий иррационализм и антисциентизм. Основные идеи философии Ницше: воля к власти, сверхчеловек, переоценка ценностей, идея вечного возвращения – против идеи социального прогресса. Социально-исторические условия появления и распространения экзистенциализма. М.Хайдеггер – фундаментальная онтология. Временность человеческого бытия, судьба. Поздний Хайдеггер – герменевтика как средство решения проблем онтологии. К.Ясперс: понятие экзистенции. Проблема свободы. Учение об экзистенциальной коммуникации. Коммуникация как средство обретения свободы. Истина как продукт коммуникации. Спор о сущности техники. Ж.-П.Сартр «Бытие и ничто». Сознание как воплощенное противоречие. Сознание и свобода. Свобода и ответственность. Основная литература: 1. История философии. Учебник. Алексеев П.В. – М.: Проспект, 2010. 2. Философия. – Учебник. Под ред. Лавриненко. В.И. Изд. 5-е. – М.: Юрайт; Высшее образование, 2009. 3. Философия в вопросах и ответах. Под ред. Лавриненко. В.И. – М.: Юнити-Дана, 2003. 4. Философия. Учебник для вузов. Под ред. Разина А.В. – М.: Академический проект, 2008. 5. Философия для студентов ВУЗов. С.И. Самыгин (и др.), Ростов н/Д, 2011. 6. Мыслители России и философия Запада. Мотрошилова Н.В. – М.: Республика, 2006. 7. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений. А.М. Руденко, С.И. Самыгин, Е.Ю. Положенкова, М.М. Шубина. – Ростов н/Д, 2011. Дополнительная литература: 1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1. Античность. Т.2. Средневековье. Т.3. Новое время. Т.4. От романтизма до наших дней. СПб.: Петрополис, 1994-1997. 2. Реале Дж., Антисери Д., С. Мальцева. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней (4).СПб.: Пневма, 2010. 3. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. Изд. 3-е. М.: Проспект, 2009. 4. Аристотель. Сочинения: в 4 т. – М., 1976, 1984. 5. Платон. Сочинения: в 4 т. – М., 1994. 6. Аквинский Ф. Сумма теологии: рус. пер. // Антология мировой философии. Т. 1. – М., 1969. 7. Кузанский Н. Избранные философские сочинения. – М., 1979 – 1989. 8. Беркли Д. Сочинения. – М., 1979. 9. Бэкон Ф. Новый Органон: в 2 т. – М., 1978. 10. Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950. 11. Спиноза Б. Избранные произведения: в 2 т. – М., 1957. 12. Локк Дж. Избранные философские произведения: в 2 т. – М., 1960. 13. Юм Д. Трактат о человеческой природе. – М., 1995. 14. Гегель Г. Энциклопедия философских наук: в 3 т. – М., 1997. 15. Кант И. Сочинения: в 6 т. – М., 1963 – 1966. 16. Ницше Ф. Воля к власти. – М., 1994. 17. Ильин И.А. Пути России. – М.: Вагриус, 2007. 18. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. – М.: Республика, 2000. 19. Хайдеггер М. Бытие и время. – М.- СПб.: Наука, 2006. 20. Проблема идеальности в науке. – М.: АСМИ, 2001. 21. Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. – М.: Проспект, 2009. 22. Рассел Б. Человеческое познание. – К: Ника-центр, 2001.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|