Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рококо в архитектуре



 

Тема 5.4.Основные черты европейской культуры 18 века. Рококо

Рококо - стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 века. Он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко. Термин "рококо" возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины - его главный признак. Искусство рококо - это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу - они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на смену камерная хрупкая декоративность. Лозунгом краткого, недолговечного "века" рококо становится "искусство как наслаждение", цель которого -- возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо.

В ходе своего развития данный стиль получил свое отражение не только в живописи, но и в других видах искусства, таких как архитектура, скульптура, оформление интерьера, даже в литературе и т. д. Рассмотрим подробнее столь необычный и своеобразный стиль в различных направлениях искусства.

Рококо в архитектуре

Стремления, которым следовали мастера эпохи Регентства, достигают своей полной зрелости в 1725 году, и с этого момента начинается во Франции стиль Людовика XV, стиль рококо в собственном смысле. Утрачивается первоначальный вид архитектурных частей; не только карнизы, но и поддерживающие элементы мало-помалу превращаются в исключительно декоративные мотивы, и внешняя их форма едва намекает на их статическое назначение. Исчезают крупные формы; они становятся все слабее и, наконец, совсем разлагаются, образуя лишь тонкий остов плавно-извилистых рамок и орнаментики. Геометрические очертания, преобладавшие до тех пор в дверях и стенных обшивках, уступают место эластично изогнутым линиям. Сложившись в 20 гг. XVIII века, рококо достигло рассвета в 30-40 - е гг. Это время знаменуется перенесением строительства из Версаля в Париж, который сохранил славу самого богатого и красивого города Европы. Дворянство, которое при жизни Короля - Солнца было привязано к Версальскому двору, теперь ощутило некоторое ослабление королевского надзора. Многие представители знати решили не возвращаться в свои родовые замки в провинции, а поселиться в Париже.

Архитектура утрачивала тенденцию к грандиозным ансамблям, подражавшим Версалю, но беспредельная тяга к роскоши принимала лишь новую форму. На смену усадебному участку XVII века пришел городской дом, получивший название «hotel» (отель) - утопавший в зелени садов небольшой особняк французской аристократии. Залитые светом, изысканные салоны и будуары отелей становились феерическим фоном для частной жизни и быта аристократической верхушки, вырвавшейся после смерти Людовика XIV из под деспотической опеки королевского двора. Назрела потребность в более камерном, гибком стиле, дававшем возможность лучше приспосабливаться к индивидуальной фантазии, нетронутой классицистическими догмами.

В особняках рококо уже не было характерного для классицизма единства решения наружного объема и внутреннего пространства, архитекторы часто отступали от логической ясности и рационального подчинения частей целому. Если в фасаде отеля и сохранились представительность и строгость дворца XVII века, то пропорции становились легкими, а внутренняя планировка изменялась. Художественное знамение этих зданий проявляется лишь во внутренней oтделке. На место пышного великолепия стиль рококо выдвигает здесь кокетливую грацию, в которой с подкупающим блеском выражается необузданная, но вместе с тем изящная и утонченная жизнерадостность. История западноевропейского искусства III - XX вв. М., 1940, 175 с.

Внутреннее пространство получило свободное и рациональное расположение в соответствии с требованиями комфорта. Небольшие по размерам уютные комнаты, предназначены для повседневного обихода, и залы обособлялись, их делали различными по форме в зависимости от назначения. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад. Уделялось внимание и удобствам. Интерьеры отелей рококо поражают безудержной роскошью, ювелирной тонкостью отделки. Основная идея разделения плоскости пилястрами и рамками, заимствованная из стилей барокко и Регентства, удерживается, но конструктивные элементы и крупные тяги стиля барокко становятся тоньше и нежнее и, наконец, сами получают органическую жизненность, растворяясь в своеобразной орнаментике, которая не передает ни листьев, ни лент, ни фигур, а представляет собой невиданное дотоле разложение.

Также стиль рококо нашел свое применение и развитие даже в устройстве садов, нежели просто в архитектуре. Еще Петр I придавал садам огромное значение. Наряду с архитекторами и скульпторами он приглашал садовников, огородников, мастеров "фантанных дел". В эстетике рококо сформировалась идея живописного парка, пришедшего на смену барочному регулярному ландшафту.

Появление пейзажных парков произвело переворот в эстетике садово-паркового искусства XVIII столетия. Парк обладал особой мягкостью, которая определялась самим характером природы с ее далями - холмами, оврагами, небольшими речушками. И все-таки эстетика сада рококо, предназначенного в большей мере для частной жизни, постоянно изменяла облик прилегающего к зданию ландшафта. Дорожки получают как бы случайные криволинейные очертания. Вода течет свободно, а не по заданным руслам фонтанных аллей. Лабиринты из растений приобретают эстетическое значение, несут в себе символику.

Сад тесно связан с интерьером посредством цветочно-травяной орнаментики декора, больших застекленных окон, галереи, террас первого этажа, широко распахнутых высоких дверей с круглыми арочными завершениями. Пейзажный сад рококо стал предвозвестником романтического парка XIX столетия, тоже предназначавшегося для частной жизни на природе, вдали от цивилизации.

В архитектуре французских отелей пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относительной строгостью внешнего облика. Выдающимися архитекторами эпохи стиля рококо были такие мастера, как Ж.М. Оппенор, Ж.О. Мейсонье, Ж. Бофран и др.

Таким образом, стиль рококо в архитектуре повлиял главным образом на характер декора, который приобрёл манерно-утончённый, подчёркнуто изящный и усложнённый вид. В ранний период развития французского рококо в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.