Задания по курсу «Риторика»
Преподаватель
И.Д. Михайлова
Задания по курсу «Риторика»
2017-2018
Творческие задания
- Написать входное эссе «Зачем нужно юристу овладеть основами ораторского мастерства» (4 тыс.знаков)
- Написать развернутую («художественную») автобиографию с причинно-следственными связями по типу издания «100 великих имен». Автобиография=мемуары=дневниковые записи: вспомнить, описать и проанализировать 5-7 эпизодов из своей жизни, начиная с раннего детства, – эпизодов, способствовавших становлению Вас как личностей. Вспомнить имена, фамилии тех, кто имел к этому какое-то отношение
- Составить аннотированный список художественных произведений «Книги, которые должен прочитать юрист, объяснить, почему именно это произведение Вы рекомендуете (только то, что прочитали сами; не из школьной программы), не менее 10
- Подготовить публичное выступление по общему направлению «Состояние современного русского языка, культура речи, социолингвитика, психолингвистика, роль языка и речи в правоохранительной, законодательной. Политической, общественной, управленческой работе». Условия: а) тему сформулировать конкретнее и проблемнее, б) использовать минимум три источника (один должен быть на бумажном носителе), чтобы представить несколько точек зрения на проблему, в) подготовить не доклад, а устное выступление – убеждающую речь (без бумажки) ровно на 5 мин.
- Подготовить один теоретический вопрос по учебному пособию «Риторика» (есть несколько разных учебников, взять любой). Один вопрос равен одному разделу (не параграфу).
- «20 ошибок». Составить картотеку речевых, грамматических, стилистических ошибок (из материалов газет, ток-шоу и др. СМИ за последние 2 месяца (не заготовки из интернета). Выписать предложение (контекст), указать источник и точную дату, охарактеризовать тип ошибки (вспомните задание 5-7 из ЕГЭ), предложить правильный вариант/ не менее 20.
- Словарная работа по лексике: из толкового словаря современного русского языка проанализировать подряд 100 слов и записать их в три столбца: знаю и употребляю / знаю и не употребляю / не знаю . Слова, которые встретились лично вам впервые, записать с толкованием в третий столбец (в первый и во второй столбик слова записываются без толкования). Указать источник работы.
- Представить риторический портрет адвоката, педагога, ученого, деятеля искусства, журналиста, политика – известного публичного деятеля современности /политика, телеведущего и т.д./. Прослушать три его выступления (последние три месяца) и проанализировать манеру говорить, лексику, синтаксический уровень, умение использовать тропы и приемы, оценить правильность речи, отметить речевые особенности. Каждый СВОЙ вывод проиллюстрировать примерами. Готовые работы из интернета засчитываться не будут.
- Составить по 10 вредных советов, обращенных трем разным адресатам, в каждой группе использовать одинаковую синтаксическую конструкцию. За образец взять смысловую модель «вредных советов» Григория Остера (совет от противного + прагматическое следствие, положительный результат для исполнителя совета). Не обязательно в стихотворной форме. Из интернета не брать. Попробовать самим составить. Всего должно получиться 30.
- Составить библиографический список статей (по ГОСТ) по истории слов и выражений и культуре речи, состоянию современного русского языка из одного филологического периодического журнала – не сборника научных статей (журналы «Русская речь», «Русская словесность», «Русский язык в школе», «Русский язык за рубежом», «Русский язык в школе и дома», «Русский язык в начальной школе», «Язык и речь», «Филологические науки», «Вопросы языкознания» или др.) за последние пять лет. Одну из статей прочитать и сделать тезисный план или развернутую аннотацию с интересными примерами для публичного представления
- Написать эссе с использованием фразеологизмов или монофон (занимательный небольшой текст, каждое знаменательное слово в котором начинается на одну и ту же букву/звук).
- Выполнить домашнюю контрольную работу, используя разные типы словарей (фамилия авторов, название словарей, выходные данные указываются обязательно)
- Написать эссе на одну из тем: «Онтология юриста-оратора», «Юрист отдаленного будущего», «Методология, философия и риторика: общие цели и задачи в юридическом образовании»
Примерные темы для публичных выступление
|