|
|||
Рекомендации по составлению бизнес-планаРекомендации по составлению бизнес-плана Правильно составленный бизнес-план должен дать разработчику ответы на следующие вопросы: · какой вид продукции, товаров, услуг или какое новое дело выбрано для выхода на рынок или развития деятельности существующей организации и укрепления ее позиций на рынке? · какой рыночный спрос существует на предлагаемые товары, услуги и как он будет изменяться во времени? · какие ресурсы и в каких количествах потребуются для становления/ развития бизнеса? · сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надёжных поставщиков? · каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг, реализацию товаров на соответствующих рынках? · какой может быть рыночная цена на предлагаемые товары, услуги и как на неё повлияют конкуренты? · какими могут быть общие доходы от бизнеса? · каковы будут показатели эффективности бизнеса и как их можно повысить? Правильно составленный бизнес-план, в конечном счете, отвечает на вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, и принесет ли оно прибыль? При составлении бизнес-плана особенное внимание следует обратить на его двойное направление. С одной стороны, это серьезный расчетно-аналитический документ, а с другой стороны — средство рекламы. В соответствии с этой особенностью следует избрать и язык бизнес-плана. Содержание проекта должно быть понятно всем. Бизнес-план должен включать только относящуюся к делу информацию. Предложения должны быть короткими, ясными, чёткими, энергичными. Текстовое содержание бизнес-плана обязательно подкрепляется цифровыми показателями, которые более лаконичны и эффективно влияют на заинтересованных лиц. Рекомендуется проверенный метод свертывания цифровой информации: ее классифицируют по определенным категориям (показателям) и представляют в аналитической (табличной) или графической форме. Умелое использование таблиц, диаграмм, графиков очень помогает уяснению положений плана и существенно повышает впечатление о бизнес-плане. Не стоит отяжелять основные разделы бизнес-плана различной иллюстрирующей информацией. Если она действительно необходима и разъясняет суть дела, ее лучше включить в раздел «Приложения». В бизнес-плане недопустимы орфографические и пунктуационные ошибки, т. к. они могут вызывать у читателя негативное отношение к автору плана, а, следовательно, и к будущему бизнесу в целом. Небрежно оформленный, неграмотно составленный, чрезмерно раздутый или, напротив, неоправданно сжатый бизнес-план не найдёт понимания и поддержки у потенциальных контрагентов. Необходимо позаботится о чёткой структуре плана. Бизнес-план можно условно разделить на три основные части: резюме, основной текст, который включает большинство стандартных разделов, и финансовый план с расчетами и таблицами. Оформление документа начинается с подготовки титульного листа. Титульный лист бизнес-плана – это визуальное обращение инициатора проекта ко всем контрагентам. Он должен быть информативным и выглядеть профессионально и содержать информацию: - название проекта, например, «Бизнес-план оказания бухгалтерских услуг»; - фамилия, имя, отчество разработчика бизнес-плана; - период (месяц и год) составления бизнес-плана; - место составления бизнес-плана. Затем следует основное содержание бизнес-план. На международных инвестиционно-финансовых рынках выработаны определённые стандарты и методики подготовки бизнес-планов. Например: 1. Резюме бизнес-плана (краткая аннотация). 2. Цели и задачи проекта. 3. Описание компании, продукции, товаров, услуг. 4. Анализ отрасли и тенденций её развития. 5. Целевой рынок. 6. Конкуренция. 7. Стратегическая позиция и оценка рисков. 8. План маркетинга и стратегия продаж. 9. Производственный план. 10. Организационный план. 11. Финансовый план. 12. 12. Приложения.
Согласно стандартами UNIDO – международной организации ООН, занимающейся выработкой стратегии экономического развития стран, ставших на путь рыночной экономики, типовая структура бизнес-плана должна включать в себя следующие разделы: 1. Резюме. 2. Описание предприятия и отрасли. 3. Описание продукции (товаров, услуг). 4. Маркетинг и сбыт продукции (товаров, услуг). 5. Производственный план 6. Организационный план 7. Финансовый план 8. Эффективность проекта 9. Риски и гарантии 10. Приложения
Адаптированная к сложившейся ситуации во многих странах с учетом развития малого и среднего бизнеса структура планового документа может выглядеть следующим образом:
1. Резюме: основные положения каждого раздела бизнес-плана; основные экономические показатели деятельности в первый год. 2. Описание товаров, услуг: специфика, уникальность, конкурентоспособность товара, услуги; жизненный цикл товара, услуги; наличие (потребность) лицензии, патентных прав. 3. Оценка рынка сбыта товаров, услуг: выбранный целевой сегмент и выявленная ниша рынка; потенциальные потребители товаров, услуг; характеристика и перспективы развития рынка; емкость и доля рынка. 4. Анализ конкуренции: конкуренты, их сильные и слабые стороны; выбранная конкурентная стратегия. 5. План маркетинга: методы обеспечения конкурентоспособности товара, услуги; механизм ценообразования; каналы продвижения товаров, услуг; методы стимулирования продаж; прогноз объемов продаж. 6. План производства: описание производственного цикла; потребность в оборудовании; источники поставки оборудования, сырья, товаров, гарантии их стабильности. 7. Организационный план: организационная структура планируемого бизнеса; краткая характеристика основного персонала; требования в подборе кадров; мотивация труда. 8. Оценка риска: перечень возможных рисков; источники возможных рисков; пути предотвращения рисков и методы снижения их последствий. 9. Финансовый план объем и источники необходимых средств; план доходов и расходов; план движения денежных средств; расчет точки безубыточности. 10. Приложения.
|
|||
|