Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)



 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Чувашский государственный аграрный университет»

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ

(для студентов и выпускников университета)

 

 

Чебоксары 2021

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЕЖИ………….. ………………....................3

2. СПОСОБЫ ПОИСКА РАБОТЫ ……………………………………….……..4

3. КАК ПИСАТЬ РЕЗЮМЕ? …………………………………………….………6

4. СОБЕСЕДОВАНИЕ …………………………………………………….…….10

6. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА…………………………...11

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  ИСТОЧНИКОВ.……………………………….13

 

1. ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЕЖИ

Трудоустройство - это одна из самых серьезных проблем для вузов. Связано это, прежде всего, с высокими запросами вы­пускников и низкой заинтересованностью работодателей в моло­дых специалистах. После десятка собеседований у выпускника, не прошедшего конкурс, появляется множество вопросов: «Как устроиться на работу, не имея опыта?», «Может ли молодой спе­циалист найти высокооплачиваемую работу?» и т.д. Все работодатели твердят в один голос, что, несмотря на отличное образование, высо­кую профессиональную компетенцию, молодые специалисты имеют недос­таточное представление о рынке труда и стратегии поведения на нём.

Тем не менее, многие работодатели, разрабатывая планы развития своих предприятий, делают ставку на молодежь. Прежде всего, они считают, что:

• молодые работники отличаются высокой трудовой мобильностью (частой сменяемостью работы);

• у молодежи отсутствуют внутренние психологические барьеры, пре­пятствующие смене занятий, что позволяет ей довольно легко откликаться на соответствующие предложения работодателя;

• молодежь обладает большим потенциалом для профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации;

• современные юноши и девушки отличаются энергией и способностью более быстро приспосабливаться к новым условиям работы.

Иными словами, молодой человек — это перспективный работник, в чем и заключается основное преимущество молодежи на современном рынке труда.

Но зависит ли успех трудоустройства молодежи только от работодателя?

К препятствиям успешных действий молодых людей на рынке труда можно отнести низкий уровень личной активности, ответственности и са­мостоятельности при трудоустройстве, отсутствие у юношей и девушек необходимых навыков целенаправленного поиска работы. Одни, не владея достоверной информацией о положении дел на региональном рынке труда, не могут реально оценить возможности своего трудоустройства. Другие, имея завышенную самооценку, не в состоянии вести объективный диалог с работодателем, претендуя на вакантное рабочее место.

Молодые люди, отказываясь от вакансий, обычно ссылаются на низкую заработную плату, нарушение сроков ее выплаты, неподходящие условия труда. Причем наибольшее число подобных отказов наблюдается среди вы­пускников высших учебных заведений.

Таким образом, у каждого выпускника или желающего найти работу молодого человека возникает потребность освоить современные технологии трудоустройства с тем, чтобы эффективно искать работу.

Действительно, время поиска работы - тяжелое и беспокойное. Начи­нающие специалисты волнуются, стремятся произвести благоприятное впе­чатление на работодателя, с надеждой ожидают результатов собеседования. Сложнее приходится тем, у кого, кроме желания работать и зарабатывать, ничего нет - выпускникам вузов. Буквально в каждом объявлении о вакан­сии содержится требование к опыту работы по специальности «от года, трех, пяти лет». Отсутствие опыта представляет серьезную проблему для этой категории соискателей не только в практическом, но и в психологическом плане. Однако мы уверены в том, что желание работать и зарабатывать является основным фактором в эффективном поиске работы. Ведь существует множество примеров, когда выпускники (при отсутствии опыта) устраивались на вакантную должность, основным требованием которой яв­лялся опыт работы.

Процесс трудоустройства - уникальное событие в жизни каждого серьезного человека. Хороший сотрудник не так уж часто меняет место своей работы, поэтому приобрести навыки в столь важном деле, как поиск работы, достаточно затруднительно. Вакансий же, как правило, гораздо меньше, чем соискателей. Даже найдя подходящую вакансию, надо еще суметь заинтересовать работодателя и убедить его в том, что именно вы оптимально подходите на предлагаемую позицию. Но настоящего специалиста отличает правильное планирование своих действий и максимальное использование всех имеющихся ресурсов. Итак, каким образом спланировать и осуществить процедуру собственного трудоустройства?

Начинать лучше всего с выбора общей стратегии поиска работы. Искать

работу можно активно, а можно занять выжидательную позицию.

Активные действия - это поиск объявлений о найме на работу и пред­ложение собственных услуг. Подобная стратегия требует много личного времени и много личных же усилий. Зато и плоды своих трудов вы получите гораздо быстрее.

Для пассивной стратегии девиз другой. Главное - это не сбор, а распространение информации. Главная задача - как можно шире распространить свои данные, с тем, чтобы потенциальный работодатель сам вас заметил и предложил прибыть на собеседование. Данная линия поведения значительно растягивает процедуру трудоустройства во времени и значительно менее эффективна, чем активные действия.

Нужно сказать, что любая стратегия поиска работы подразумевает  наличие резюме.

Резюме - очень важный документ при устройстве на работу. Оно дает ваш краткий профессиональный портрет. Правильно составленное резюме - это 50% успешного трудоустройства (см. п.3).

Итак, при поиске работы возникает множество вопросов: как эффективно организовать процесс поиска, как написать выигрышное резюме, как готовиться к прохождению собеседования, каковы эффективные технологии поведения в процессе собеседования.

 

2. СПОСОБЫ ПОИСКА РАБОТЫ

Для поиска информации о свободных рабочих местах у Вас есть следующие способы:

1. Поиск через знакомых и родственников.

2. Поиск работы в интернете, по объявлениям в печати, на телевидении, радио.

3. Обращение в агентство по подбору персонала, в кадровые агентства по трудоустройству, при этом взимается плата.

4. Прямое инициативное обращение к потенциальному работодателю.

5. Поиск через государственные центры занятости и проводимые ими ярмарки вакансий.

6. Посещение «Дней компании», «Дней карьеры» или других аналогичных

мероприятий, проводимых компаниями.

7. Поиск через структуры вузов, занимающиеся вопросами трудоустройства студентов и выпускников.

Указанными способами поиска работы надо пользоваться одновременно.

Несколько слов о технике поиска работы. Самое главное здесь — систематичность, настойчивость и учет. Если Вы не будете отмечать в специальной тетради встречи, телефонные звонки, работу с объявлениями, Вы никогда не узнаете, действительно ли Вы ищете работу или несколько раз обратились в два-три места. Записанное легче поддается контролю и исправлению. Кроме того, у Вас появится законное ощущение выполненной программы.

Важно знать о психологических трудностях поиска работы. Запретите себе думать, что Вы «навязываетесь» или «продаетесь». Хорошо, если искать работу Вы будете не в одиночестве: выгоды - психологической и организационной - здесь гораздо больше, чем возможная конкуренция. Ясно представляйте, что Вам нужно, чтобы устроиться на работу. Во-первых, выясните верхнюю и нижнюю границу заработка по специальности в выбранном районе. Во-вторых, узнайте уровень образования и стаж работы для желательной должности, в-третьих - круг обязанностей и условия работы. Отделы кадров не торопятся говорить о недостатках рабочего места.

Нельзя забывать, что жизнь - это искусство компромисса. Не торопитесь отказываться от неожиданного предложения, особенно не побывав на месте, не узнав о возможных переменах в будущем. Вы никогда не останетесь без дела, если научитесь смотреть на учебу и смену профессии как на естественную часть трудовой биографии. Даже в благополучнейшей Швеции за свою жизнь практически каждый человек два-три раза меняет профессию. К этому вынуждает современный механизм развития экономики.

Ищите самостоятельно. Обращайтесь непосредственно в отделы кадров

предприятий и организаций.

Посещайте ярмарки вакансий, которые устраивает Центр занятости населения. О месте и времени их проведения можно узнать на их сайте.

Обратитесь в выбранное вами отделение службы занятости или в агентство по трудоустройству.

Во время поиска работы проявляйте творчество, не стойте на месте, а главное, не теряйте оптимизма. Помните, ваш внешний вид, манера держаться, уверенность в себе помогут добиться положительных результатов. Не стесняйтесь слов: «Умею! Знаю! Могу!».

Со временем в информационном потоке Вы научитесь распознавать рекламу мошенников и прожектёров. Но с самого начала - не отвечайте на предложения (обычно очень заманчивые), указывающие на немедленную помощь Вам за небольшую сумму - никакой помощи не будет.

Поиск через структуры вузов, занимающиеся вопросами трудоустройства студентов и выпускников Свободных рабочих мест здесь много. Однако в большинстве случаев это рабочие специальности либо вакансии с низкой заработной платой.

Многие предприятия готовы принять студентов на практику с предостав­лением им оплачиваемого рабочего места. Для принятия студента-практиканта

на рабочую специальность необходимо удостоверение по рабочей профессии.

В Чувашском ГАУ имеются соответствующие структуры: проводятся курсы повышения квалификации «Техник-лаборант производственно-технологической лаборатории», «Сыродел-мастер» и др., реализуются программы переподготовки кадров «Менеджмент», «Агрономия» и др., дополнительные общеобразовательные программы – «Подготовка водителей категории «В»,  «Подготовка трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства на категории «В», «С», «D», «Е», «F». По окончанию курсов выдается удостоверение соответствующей квалификации. Такой подход повышает профессиональный уровень выпускника и сокращает время и затраты предприятия на адаптацию молодого специалиста.

Основанием для направления выпускника на работу является официальная заявка предприятия о потребности в специалистах, письмо, гарантирующее трудоустройство при соответствующем наличии выпускников данной специ­альности, либо оформленный договор.

В рамках реализации договорных отношений по организации практик сту­дентов и содействию трудоустройству выпускников проводятся Дни открытых дверей, в целях профессионального развития студентов оргнаизуются выезды на предприятия города и республики, к примеру, в ЗАО «Агрофирма «Ольдеевская», ОАО «Чувашское» по племенной работе, ООО «ЧМКФ «Вавилон», ООО «Чебоксарский хлебозавод № 1» и др.

 

3. КАК НАПИСАТЬ РЕЗЮМЕ?

Резюме представляет собой обобщенную информацию о Вас как о потенциальном сотруднике (о вашем образовании, навыках, опыте работы и основных достижениях), которая должна отражать Вас с наилучшей стороны. Резюме можно сравнить с рекламным проспектом, который должен выделить Вас из массы других претендентов, присылающих свое резюме в компанию, и

заставить работодателя или кадровое агентство пригласить Вас на собеседование.

Резюме должно удовлетворять следующим требованиям.

1. Быть правдивым. Все, что Вы укажете в своем резюме, Вам, возможно,

придется подтвердить при личной встрече.

2. Носить более индивидуальный характер.

Если Вы не определились со сферой деятельности, то для каждой из сфер составьте свое резюме. Кроме того, прежде чем посылать резюме в конкретную компанию, постарайтесь найти и изучить информацию о ее деятельности, корпоративной политике, понять принципы работы с персоналом и основные требования к кандидатам.

3. Негативные моменты оставляйте за рамками резюме. Вы пишете о своих достоинствах, а не о недостатках.

4. Если вы обращаетесь в иностранную компанию, составляйте резюме

на том языке, который является основным для данной компании. Необходимо также приложить и резюме на русском языке, ведь вполне возможно, что читать его будет русскоязычный человек, а ваша задача - создать для него мак­симальное удобство усвоения информации.

5. Быть кратким и удобочитаемым. Иначе его могут просто отложить в сторону, не дочитав. Резюме должно быть написано в хорошем литературном стиле и без грамматических ошибок. Старайтесь также избегать негативных формулировок, вся информация должна иметь позитивный характер, и резюме в целом должно предстать перед работодателем как череда Ваших жизненных достижений.

6. Быть хорошо оформленным. Постарайтесь разместить всю информацию на одной странице.

 

Какие конкретно разделы должно содержать резюме?

1.Заголовок

Традиционно в заголовке резюме указываются имя, фамилия и в некоторых случаях отчество соискателя.

Не пишите никаких слов типа «резюме», «анкета» и т.д., это просто не принято.

2.Координаты

Здесь указываются адрес, телефоны, e-mail. Чем больше координат Вы укажете, тем больше у работодателя будет возможностей с вами связаться. Можете также отметить наиболее предпочтительный канал связи.

3.Цель

Если Вы откликаетесь на определенное предложение вакансии, то укажите в этом разделе название конкретной позиции, на которую Вы претендуете. В иных случаях можно указать либо сферу деятельности, которая Вас интересует, либо, если Вы знакомы со структурой компании, конкретную должность.

4.Образование

Информацию о полученном образовании обычно излагают в обратном хронологическом порядке (указывайте не только вуз, но и различные курсы, тренинги и т.д.; довузовское образование указывать не стоит).

5. Опыт работы

 Информацию об опыте работы также излагают в обратном хронологическом порядке. Здесь нужно указывать период работы (практики), название организации, должность и основные обязанности. Постарайтесь подчеркнуть свои основные достижения (используйте при этом предельно четкие и краткие формулировки), уделите особое внимание позитивным результатам работы. Не указывайте несущественный опыт работ, который не имеет никакого отношения к предполагаемой вакансии или сфере деятельности. Если у вас нет опыта работы, то просто пропустите этот раздел. Не нужно писать «Опыт работ» и ставить напротив прочерк.

6. Дополнительная информация

В этом разделе укажите владение компьютером и иностранными языками, наличие водительских прав. Укажите также свои положительные личностные качества. Постарайтесь выбрать те из них, которые могут быть важны при работе в данной сфере или на данной позиции.

Для людей без опыта работы актуально указать на способность и готовность к обучению. Старайтесь не использовать стандартные формулировки вроде "коммуникабелен и инициативен". Такие фразы встречаются в 90% резюме и поэтому никак не выделят вас из общей массы претендентов. Можно также указать свои увлечения и хобби, но прежде чем сделать это, подумайте, с какой стороны они вас характеризуют.

7. Рекомендации

Подумайте о том, кто может дать Вам рекомендации. Это может быть либо прежний работодатель, либо научный руководитель или преподаватель. В рекомендации должны быть указаны ваши основные дости­жения, полученные поощрения и награды, положительные личностные качества. Можно просто ограничиться фразой «Рекомендации могут быть предоставлены по требованию» или указать человека, который может вас рекомендовать (его имя, организацию, в которой он работает, и занимаемую должность, контактную информацию).

 

4. СОБЕСЕДОВАНИЕ

Несмотря на то, что резюме является одним из основных этапов при приеме на работу, всё же основное впечатление о кандидате и его социально-психологических характеристиках формируется на этапе собеседования. Принять кандидата на работу или нет, работодатель решает именно в момент встречи с ним. Поэтому следует отметить, что готовиться к встрече с работодателем нужно заранее.

Целью собеседования является оценка профессиональных, деловых и личных качеств человека, таких, как: уровень профессионализма, знания и опыт

работы; степень заинтересованности в данной работе; жизненная позиция; целеустремленность и готовность работать с максимальной отдачей; степень самостоятельности в принятии решений и ответственности за результаты своей работы; стремление к лидерству, способность руководить и готовность подчи­няться, уровень интеллектуальной активности, способность творчески подходить к решению проблем; степень готовности идти на риск; степень самокритичности и объективности оценок; умение хорошо говорить и слушать; эмоциональная уравновешенность и доброжелательность к людям; личное обаяние, манера поведения и речи; честность, порядочность и преданность.

 

Памятка идущему на собеседование

• Наведите предварительно справки о должности, организации или сфере деятельности.

• Прорепетируйте с помощью друзей, как вести себя во время собеседования, чтобы научиться снимать нервное напряжение и скрывать нежела­тельные привычки.

• Расспросите о том, как проехать к организации.

• Позаботьтесь о том, чтобы располагать достаточным временем для собе­седования.

• Постарайтесь договориться о проведении собеседования таким образом,

чтобы вас не волновало, сколько времени вы на него истратите.

• Заблаговременно подтвердите договоренность о встрече.

• Идите на собеседование самостоятельно, без друзей и членов семьи,

• Придите на собеседование заблаговременно.

• Имейте наготове адреса рекомендующих вас лиц.

• Известите рекомендующих вас лиц о возможности обращения к ним с вопросами относительно вас.

• Используйте связи для получения нужных сведений.

• Научитесь определять различные типы собеседования, чтобы знать, чего

следует ожидать.

• Перед встречей продумайте вопрос о заработной плате.

• Отнеситесь к секретарю или администратору с уважением.

• Запомните, как кого зовут, кто какую должность занимает.

• Говорите правду и преувеличивайте только в том случае, если можете до­казать свои утверждения.

• Избегайте ответов-штампов.

• Старайтесь казаться разборчивым, даже если вы очень боитесь упустить

предлагаемое место.

На любом собеседовании работодатель задает вопросы и ожидает некото­рые вопросы услышать от вас, понять степень Вашей осведомленности и заин­тересованности в данной должности.

Разговор в отделе кадров также важен для работодателя, как и для Вас. О

Вас постараются узнать как можно больше, поэтому необходимо заранее подготовиться к таким вопросам;

• Почему Вы выбрали именно эту вакансию, профессию, фирму?

• Что Вы собираетесь делать, если (следует описание критической ситуа­ции на рабочем месте)?

• Что Вы собирались рассказать о себе?

• Ваши слабости и достоинства?

• Какую работу Вы больше всего любите и не любите?

• Какой у Вас опыт работы и образование по отношению к этой вакансии?

• Чем Вы надеетесь заниматься в ближайшие пять, десять лет?

• Чем вы любите заниматься вне работы?

• Каковы ваши главные цели в жизни?

• Как вы планируете их достичь?

• Какая зарплата вас удовлетворит?

• Какие у вас есть к нам вопросы?

Вы можете даже отрепетировать этот разговор дома. На встречу, разумеет­ся, надо идти хорошо выспавшись, приняв душ, побрившись. Никакие обстоя­тельства не извинят помятый и нездоровый вид. Приехать надо заранее. С собой взять документы, телефоны и адреса прежнего места работы, блокнот и ручку.

Чем бы ни закончился разговор, Вы должны остаться благожелательны и

поблагодарить служащего, сказав, что надеетесь на дальнейшее сотрудничество. Если Вам предложат сразу подписать документы, лучше попросить время на размышления и обсудить дома все пункты контракта. Если обещают вакансию в скором будущем, скажите, что будете ждать, но ни в коем случае не бросайте поиски другой работы. Вы должны искать ее до того дня, пока не окажетесь за своим рабочим столом или станком.

 

6. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ

Между работником и работодателем возникают трудовые отношения. Основным нормативным правовым актом, регулирующим трудовые отношения, является Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) [6]. Далее представлены выдержки из ТК РФ по некоторым вопросам оформления и содержания трудовых отношений.

Основания возникновения трудовых отношений

Трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между

работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудо­вой функции (работы по определенной специальности, квалификации или

должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым

законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым дого­вором.

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора.

Содержанием трудовых отношений являются взаимные права и обязанности работника и работодателя.

Основные права и обязанности работника

Работник имеет право на:

• заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом, иными федеральными законами;

• предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

• рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;

• своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соот­ветствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы;

• отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности

рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий

и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, не­

рабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

• полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда;

• защиту своих трудовых прав, свобод и интересов всеми не запрещен­ными законом способами;

• возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им

трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами;

• обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Работник обязан:

• добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

• соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;

• соблюдать трудовую дисциплину;

• выполнять установленные нормы труда;

• соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;

• незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.

Работодатель обязан:

• предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;

• обеспечить безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;

• обеспечить работников оборудованием, инструментами, технической до­кументацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;

• обеспечить работникам равную оплату за труд равной ценности;

• выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную

плату в сроки, установленные ТК РФ, коллективным договором, правилами

внутреннего трудового распорядка, трудовым договором;

• осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;

• возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими

трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и

на условиях, которые установлены законодательством.

Трудовые отношения прекращаются расторжением трудового договора.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карташов С.А., Олегов Ю.Г., Кокорев И.А. Трудоустройство: поиск работы: учебное пособие / под ред. Ю.Г. Одегова. - Москва: Издательство «Экзамен», 2012. - 384 с.

2. Ларионов А. В., Багдасарян Е. С. Технология поиска работы: методические материалы. - Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2015. - 32 с.

3. Методические указания по содействию в трудоустройстве выпускников

ТюмГНГУ  / Составители: В.В. Конев, А.Н. Самсонов, Т.В. Конышева. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2014 - 22 с.

4. Рыкова Е.А. и др. Технология поиска работы: учеб. пособие для учащихся учреждений НПО и общеобразовательных школ / Е.А.Рыкова, И. А. Волошина, Л. Н. Прожерина; под общей ред. Е. А. Рыковой. - М.: ПрофОбрИз-

дат, 2011. - 96 с.

5. Старовойтова Л. И., Золотарева Т. Ф. Занятость населения и ее регулирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 192 с.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.