|
|||
Ожидаемые результаты.
«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста». Внедрение опыта работы со старшими дошкольниками проходило в разновозрастной группе МБДОУ Ярецвский детский сад № 3. Перед началом внедрения опыта работы в практическую деятельность в начале учебного года был проведен мониторинг по областям, в результате которого были выявлены следующие данные: - у детей качественно снижены показатели логического мышления, - дети с трудом понимают причинно- следственные связи рассматриваемого явления, - испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений, - недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации, - испытывают трудности в обобщении и анализе учебного материала. Отсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном методе обучения, что и было сделано в представляемом опыте работы. Работая над данной темой, определили цель: создание условий для опытно – исследовательской деятельности в работе со старшими дошкольниками и их семьями в условиях ДОУ, внедрение в практическую деятельность технологий исследовательского обучения. Исходя из цели, определили следующие задачи: - развитие интереса к исследовательскому поиску у детей дошкольного возраста; --создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию; - организация работы с родителями по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольника; - организация предметно-развивающей среды. Для достижения поставленной цели и задач были реализованы следующие действия: 1. Создание центра экспериментально-поисковой деятельности. 2. Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе. 3. Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности. 4. Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. Для реализации использовали следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности: 1. Совместная деятельность воспитателя с ребенком. 2. Самостоятельная деятельность детей. 3. Фронтальные занятия. 4. КВН, развлечения. 5. Наблюдения в природе. 6. Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий. 7. Беседы по теме эксперимента. 8. Целевая прогулка. Ожидаемые результаты. В начале проведения опыта работы нами были выделены ожидаемые результаты: - вывести детей на более высокий уровень познавательной активности - сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие ,развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах. - обогатить предметно – развивающую среду в группе. - пополнить научно – методическую базу ДОУ по данному методу исследования. В своей работе опиралась на основные принципы и методы в педагогике. Была изучена литература по данному вопросу таких известных ученых, как Прохорова Л.Н., Балакшина ТА ,Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афаасьевой и пр. В моей группе совместно с родителями была подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания, создана картотека опытов, конспекты занятий по познавательно-исследовательской деятельности, сделали столики для воды и песка. Дети работают в центре экспериментирования не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую практику. Моя задача состоит в том, чтобы по максимуму помочь, ребенку в организации его опытно исследовательской деятельности. При оборудовании центра экспериментирования я учитывала следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность материала, доступность. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Мною разработана система совместных мероприятий: родительские собрания, конкурсы, семейные фотовыставки. Данная работа позволяет родителям обогатить свои знания о познавательном развитии ребёнка в семье. Одной из нетрадиционных форм сотрудничества с семьями воспитанников являются встречи в родительском клубе «Любящие родители». Целью, которого является — обмен опытом родителей и педагогов об организации детского экспериментирования в группе ДОУ и в семье. Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности. Оборудование и материалы: набор с микроскопом и специальным оборудованием «Юный исследователь» для изучения растений,лупы по количеству детей, пинцеты, пипетки, большие и маленькие пробирки, воронки, чашки «Петри», песочные часы. Для рассматривания насекомых специальные контейнеры с прозрачными стенками и объективом с увеличительным стеклом для наблюдений. Природные материалы: учебная коллекция камней, профессиональная коллекция «Камни и минералы», детские коллекции камнейи ракушек, коллекциия натуральных полудрагоценных камней и минералов, Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы. Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная. Красители: ягодный сироп, акварельные краски. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, нитки, пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля, пластиковые тарелки, мисочки и ложки, клеенчатые передники, полотенца. Сделана подборка художественной и детской научно – популярной литературы: Соорудили свою метеостанцию на участке детского сада она дает возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработкой их результатов. Само оборудование расположено компактно, что позволяет детям в доступной форме, самостоятельно или с помощью воспитателя вести наблюдение за изменением параметров погоды, а также наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов в зависимости от времени года. И наконец, стимулом к исследованию стали события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.). Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче», «Наши домашние питомцы» и др. В конце года проводится повторное обследование детей. Диагностика покажет динамику развития детского экспериментирования. Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.
|
|||
|