Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





E = ΔQ/Q : ΔP/P. Выручка. Переменные издержки



 

Определение ценовой эластичности спроса

Объем продаж Q какого-либо товара зависит от многих факторов:

· цены P этого товара,

· цены товара-заменителя,

· сезона,

· доходов населения,

· ставки потребительского кредитования и т.д.

В большинстве случаев зависимость от цены является определяющей, поэтому именно она стала предметом специального изучения. Итак, будем считать, что объем зависит только от цены, то есть, Q = Q(P).

Под ценовой эластичностью спроса будем понимать отношение относительного изменения объема продаж к относительному изменению цены:

E = ΔQ/Q : ΔP/P

Относительные изменения величин обычно выражают в процентах, тогда, например, если при снижении цены товара на 10% объем его продаж вырос на 18%, то эластичность равна -1,8:

E = 18% : (-10%) = -1,8

 

Заметим сразу, что, скорее всего, эластичность E – отрицательна, так как рост цены ведет к снижению объемов продаж, а снижение цены – к росту. Другими словами, изменения цены ΔP и объема ΔQ обычно имеют разные знаки.

Скорее всего, обычно – к чему эти оговорки? К тому, что чисто теоретически при росте цены объем продаж может расти (примером тому может служить ажиотажный спрос на бензин при повышении его цены) и, наоборот, потребление уменьшается при уменьшении цены (вспомните анекдоты про обладателей малиновых пиджаков, предпочитающих галстук за $500 галстуку за $50).

Товары, обладающие такой эластичностью, называют товарами Гиффена, однако, специалисты не склонны всерьез заниматься этими коммерческими казусами. Сделанными замечаниями ограничусь и я.

Пример 3. Вспомним нашу компанию Z, руководство которой так и не могло определить, что ему делать: повышать или понижать цены на 20%. Согласно кривой безубыточности при снижении цены на 20% удвоением объема продаж компания лишь сохраняла прежний размер прибыли. Повышение же цены на 20% требовало удержать объем на уровне более двух третей от исходного.

Допустим, мы знаем эластичность спроса на рынке компании Z: Е= – 1,5. Тогда, легко находим, что при понижении цены на 20% спрос вырастет на (-1,5) ∙ (-20%) = 30%, а при повышении мы должны быть готовы к снижению спроса и объема продаж на (-1,5) ∙ 20% = – 30%.

 

 

 

Факт

20%

 

-20%

 

Объем продаж, шт.

1 300

1 000

Цена, руб.

Удельные переменные издержки, руб./ед.

 

 

 

 

Выручка

104 000

100 000

84 000

Переменные издержки

78 000


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.