|
|||
ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ.. ИсториографияИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ. Текст 1. «Великий и могучий». Абсолютное большинство россиян знает, что приведенными эпитетами обычно характеризуют русский язык. В школьном курсе литературы каждый знакомится с великолепной одой русскому языку, которую сотворил на века Иван Сергеевич Тургенев. Некоторые люди под «великим и могучим» подразумевают только ненормативную лексику — русский мат, который представляет собой специфическое явление русской культуры и русского менталитета. Преобладающее же большинство считают своим гражданским долгом хорошо знать русскую культуру, русскую литературу, владеть литературным русским языком. 1 См.: Флегон А. За пределами русских словарей (Дополнительные слова и значения с цитатами Ленина, Хрущева, Сталина, Баркова, Пушкина, Лермонтова, Есенина, Маяковского, Солженицына, Вознесенского и др.). Лондон, 1973. Историография Текст 2. «Действительно, настоящий художник, будь он архитектор, литератор или поэт, обладает магической способностью передавать в великолепных обобщениях душу известной эпохи и известной расы. Очень впечатлительные, почти бессознательные, мыслящие преимущественно образами, очень мало резонерствующие, художники являются самым верным зеркалом того общества, где они живут; их произведения — самые верные документы, на которые можно указать, чтобы воспроизвести истинный образ какой-нибудь цивилизации. Они слишком бессознательны, чтобы не быть искренними, и слишком восприимчивы к впечатлениям окружающей среды, чтобы не передавать верно ее идей, чувств, потребностей и стремлений. Свободы у них нет никакой, и это составляет их силу. Они заключены в тесном круге традиций, идей, верований, совокупность которых образует душу расы и эпохи, наследие чувств, мыслей и внушений, влияние которых на них всемогуще, потому что оно управляет темной сферой бессознательного, в которой вырабатываются их произведения. Если бы, не имея этих произведений, мы знали о минувших веках только то, что повествуют нам нелепые рассказы и тенденциозные сочинения древних историков, то истинное прошлое каждого народа было бы для нас почти столь же скрыто, как прошлое той затопленной морем таинственной Атлантиды, о которой говорит Платон»1.
|
|||
|