Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Функции эмоций



 

                      Вопросы по психологии

19. Проявление типов темперамента в общении, деятельности и других сферах

Общение:

Сангвиник: всегда уравновешенный и живой, общительный и быстрый, с ровным хорошим настроением. Искусство общения им дано природой. Это отходчивые люди.

Меланхолик: очень ранимы и переживают даже из-за незначительных неудач. Чаще всего он будет уходить от решения или стремиться к компромиссу, перекладывая при этом ответственность на других.  

Холерик: стиль общения холерика экспрессивный, яркий, отличается богатством используемых средств.

Флегматик: замкнутые, уравновешенные люди, очень спокойные и неэмоциональные. Если в коллективе есть такие люди, то конфликты и ссоры возникают значительно реже.  

Деятельность:

Сангвинник: прирожденный руководитель. Монотонная, конвейерная, требующая постоянного внимания работа не для них.

Меланхолик: в работе тебе необходима постоянная поддержка и регулярный отдых. Все называют тебя тонким и наблюдательным.

Холерик: его активность циклична: если холерик увлечен делом, то он будет работать страстно, с полной отдачей, но сил не хватает надолго. И когда силы заканчиваются, то появляется раздражённость, упадок сил и вялость, портится настроение.

Флегматик: энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием

Реакция на опасность:

Сангвиник: старается избежать опасности, под влиянием примера идет на риск

Меланхолик: страшится боли и опасности

Флегматик: не боится боли и опасности, не избегает их, но и не стремится к ним, избегает риска и конфликтов

Холерик: реакция на боль снижена, стремится к опасности, любит риск, борьбу

Самооценка:

Сангвиник: неустойчиво повышенная, рассказывает об успехах, всегда на виду

Меланхолик: устойчиво низкая, в группе держится в тени, стеснителен

Флегматик: несколько заниженная

Холерик: наивысшая, открыто стремится к первенству

20. Потребности, мотивы, мотивация

Под потребностями, которые являются главным источником активности личности, понимают особое внутреннее (субъективное) ощущение нужды человека, определяющее его зависимость от определенных условий и средств существования.Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

21.Мотивация в теории деятельности

Основной научной разработкой отечественных психологов в области проблем мотивации является теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданная А. Н. Леонтьевым. А.Н. Леонтьев определяет мотив как тот предмет, который отвечая актуальной потребности, то есть выступая в качестве средства ее удовлетворения, организует и определенным образом направляет поведение и деятельность. Таким образом, А.Н. Леонтьев, характеризуя мотив как динамическое образование, представляющее собой осознанный личностный смысл действий, рассматривает механизм его формирования как «сдвиг» потребности человека на цель.

 Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга

Согласно теории Герцберга, все факторы, влияющие на удовлетворенность человека работой, могут быть разделены на две группы:

• факторы-мотиваторы, определяющие удовлетворенность работой;

• гигиенические факторы, определяющие неудовлетворенность человека работой.

К факторам-мотиваторам относятся:

• возможность достижения и признания успеха;

• интерес к данному виду деятельности;

• продвижение по службе;

• возможность профессионального роста.

Значение этих факторов оценивается людьми только положительно и в наихудшем случае может быть равным нулю.

К гигиеническим факторам относятся:

• способ управления и политика администрации;

• условия труда;

• межличностные отношения на рабочем месте;

• степень непосредственного контроля за работой;

• влияние работы наличную жизнь.

Значение этих факторов оценивается людьми только отрицательно и в наилучшем случае может быть равным нулю.

Иногда заработной плате присваивают статус мощного стимула. Однако по оценкам психологов, эффект увеличения заработка позитивно действует в течение трех месяцев. Затем человек начинает работать в том же, привычном для него расслабленном режиме.

22.Я-концепция

Я-концепция представляет собой развивающуюся систему представлений человека о самом себе и включает:

· Осознание своих свойств – физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и др.

· Самооценку;

· Субъективное восприятие влияющих внешних факторов на собственную личность.  

Понятие Я-концепция появилось в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. Её представители А. Маслоу, К. Роджерс, стремились рассмотреть целостное человеческое Я как фундаментальный фактор поведения и развития личности. Человеку важно стремиться к достижению внутренней гармонии, ради этого он предпринимает всевозможные действия для восстановления своего равновесия. На основе представления о себе, человек строит свое поведение и получает определенный опыт.

23. Эмоционально-волевая сфера личности

Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.  

 Этот процесс достаточно сложный и происходит он за счет влияние различных факторов. К внешним раздражителям можно отнести определенные социальные условия, а к внутренним, например, наследственность. Развитие происходит, начиная с раннего возраста и до подросткового периода.

Эмоции – простые непосредственные переживания в определенный момент, связанные с удовлетворением или неудовлетворением каких-либо потребностей
Чувства – сложное, устоявшееся отношение личности к тому, что он познает и делает к объекту своих потребностей, могут длиться месяцами и даже годами.
Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект.

Воля – способность, которая проявляется во время регулирования своей деятельности. С рождения человек ей не обладает, так как, в основном, все его действия основаны на интуиции. По мере накопления жизненного опыта начинают проявляться волевые действия, которые становиться все сложнее.

Воля и волевые качества формируются в процессе воспитания (пример: ребенок избалован, ребенок подавлен).

24. Эмоции и чувства: особенности и характеристики

 Как психические процессы чувства и эмоции имеют свои особенности:

• носят субъективный характер

• вызывают удовольствие или неудовольствие

• отражают характер взаимодействия организма со средой

• имеют очень большое многообразие

• вызывают успокоение или возбуждение (могут активизировать или затруднять деятельность и поведение людей)-

 

Эмоции человека имеют связь с его потребностями, поскольку, если потребности удовлетворены, то человек испытывает положительные эмоции, а в противном случае эмоции будут отрицательными.  

 

Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект. Чувства выражаются через эмоции в зависимости оттого, в какой ситуации находится объект их выражения.

Доказательством нетождественности эмоций и чувств является более позднее появление чувств в онтогенезе по сравнению с эмоциями.

25. Виды эмоциональных состояний, их внешнее выражение

1. Чувственный тон. В зависимости от культурной принадлежности чувство выражаются по разному и в индивидуальном развитии личности играют главнейшую социализирующую роль при формировании личности и ее мотивационной сферы.

2. Собственно эмоции. Эмоции могут быть вызваны реальными или воображаемыми ситуациями и воспринимаются человеком в качестве внутренних переживаний или передаются окружающими

3. Аффекты. Аффект представляет собой реакцию на совершенный поступок или действие, означающую степень удовлетворения потребности, стимулирующей на совершение того самого поступка

4. Стресс – это состояние длительного эмоционально-психологического напряжения, возникающего при эмоциональной перегрузке нервной системы человека. Он способствует дезорганизации деятельности и нормального поведения человека;

5. Страсть – наиболее сложное эмоциональное состояние человека, представляющее собой сплав чувств, эмоций и мотивов, сконцентрированных вокруг предмета или вида деятельности. Объектом страсти может выступать исключительно человек

6. Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Наше настроение может измениться под влиянием какого-то обстоятельства или события.

26. Виды эмоций (К. Изард, П. Экман). Функции эмоций.

По К. Изарду выделяют 11 фундаментальных (базовых) эмоций:

1. Радость

2. Удивление

3. Печаль

4. Гнев

5. Отвращение

6. Презрение

7. Горе-страдание

8. Стыд

9. Интерес-волнение

10. Вина

11. Смущение

П. Экман выделил следующие базовые эмоции: Гнев, Отвращение, Страх, Радость, Печаль, Удивление.

Функции эмоций

1.Регуляторная: под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления.

2.Оценочная: выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря этому эмоции позволяют определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации.

3.Побудительная или стимулирующая

4.Коммуникативная: мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.