|
|||
Примерные вопросы для проведения промежуточной аттестации по курсу «История русской литературы»Примерные вопросы для проведения промежуточной аттестации по курсу «История русской литературы» (Ч. 5 . История русской литературы 1870-1890-х гг.) 1. Литературно-общественная ситуация 1870-х годов (переходный характер эпохи и связь с 40-60-ми гг., «народничество», основные жанры художественной литературы, художественные связи, достижения и открытия в творчестве писателей-классиков) 2. «Народническая» литература. Творчество Г.И.Успенского. 3. Раннее творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина (лирика, рецензии, первые повести). Современные литературоведческие исследования о творчестве Салтыкова-Щедрина, о художественном методе писателя (П.А.Николаев, А.П.Ауэр, С.Ф.Дмитренко и др.). 4. Салтыков-Щедрин в Вятке и «Губернские очерки» как этапное произведение писателя: история создания и обстоятельства публикации, система образов, идейное-тематическое содержание, значение в творчестве писателя. 5. «История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина: история создания, особенности сюжета и композиции, специфика жанра. Приемы сатиры (пародия, ирония, гротеск) 6. Роман М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»: творческая история, тематика и проблематика, идейно-художественное своеобразие. Образ Иудушки. 7. Современное литературоведение о сатирических циклах Салтыкова-Щедрина 1870-80-х гг.: тематика, проблематика, формы сатиры. 8. Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина в 1880-е годы: классификация, поэтика и идейно-художественное своеобразие «Сказок», современное литературоведение о последних замыслах и свершениях писателя («Пошехонская старина», «Забытые слова»). 9. Раннее творчество Ф.М.Достоевского и формирующие источники творчества. Общественно-политическая и философская позиция писателя в 1840-е годы. Повести Достоевского о «мечтателях» (анализ и интерпретация повести «Белые ночи»). 10. Роман «Бедные люди» как преодоление канонов «натуральной школы»: тематика, проблематика, идейно-художественное своеобразие. В.Г.Белинский о первом романе Достоевского. 11. Ф.М.Достоевский в 1850-е годы: арест, каторга и ссылка. Этико-эстетический идеал писателя, его «символ веры». Современное литературоведение о «сибирском» этапе творчества («Записки из Мертвого дома» и др.) 12. Заграничная поездка и позиция Ф.М.Достоевского в общественно-литературной борьбе 1860-х годов: теория почвы. «Записки из подполья» как пролог к большим романам писателя: тематика, проблематика, поэтика. Поэтика «больших романов» («великого пятикнижия») писателя. 13. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: творческая история. Социальные контрасты Петербурга в изображении Достоевского, изображение трагизма жизни «бедных людей» и основная проблематика романа. 14. Социальный и философско-этический смысл теории Раскольникова. Социально-психологическая драма главного героя: мотивы преступления, крах и наказание в авторском изображении. 15. «Двойники» и антиподы Раскольникова: характеры, сущность и назначение в романе «Преступление и наказание». 16. Этико-эстетический идеал Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание» (смысл и назначение образа Сони Мармеладовой, миссия героини). 17. Роман Ф.М.Достоевского «Идиот»: замысел, история создания, проблема «положительно прекрасного человека» и образ князя Мышкина. Идея любви-прощения. 18. Главные «тематические мотивы» (А.П.Скафтымов) драматических и трагических характеров романа Достоевского «Идиот». «Бунт» Ипполита Терентьева. 19. Женские образы в романе «Идиот»: Настасьи Филипповны, образ Аглаи Епанчиной. Проблема гордости в романе. 20. Творчество Ф.М.Достоевского в 1870-е годы: проблематика, система образов, авторская позиция в романе «Бесы»; современное литературоведение о романе «Подросток». 21. Итоговый характер романа Достоевского «Братья Карамазовы». Сущность «карамазовской силы» и тема «русских мальчиков». Образы Дмитрия, Смердякова, детские образы. 22. Особенности сюжетно-композиционной организации романа «Братья Карамазовы». Женские характеры в романе (Катерина Ивановна, Грушенька, Хохлаковы и др.). 23. Образ Ивана Карамазова и нравственно-онтологическая, философско-историческая, социальная сущность и значение «поэмки» о Великом Инквизиторе. 24. Образы Алеши, священнослужителей и старца Зосимы. Смысл образа Алеши и старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы». 25. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» как выражение этико-философской позиции писателя. Д.И.Писарев о романе (статья «Борьба за жизнь. “Преступление и наказание” Ф.М.Достоевского. Две части. 1867 г.»). Современное литературоведение о творчестве писателя, о его художественном методе (Г.Б.Курляндская, Б.Н.Тарасов, Т.А.Касаткина и др.) 26. Начало творческого пути Л.Н.Толстого и формирующие источники творчества. Поэтика и идейно-художественное своеобразие автобиографической трилогии Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Современное литературоведение о «Севастопольских рассказах» Толстого. Н.Г.Чернышевский о специфике творчества Л.Толстого: «диалектика души» и «чистота нравственного чувства». 27. Средний эпос в творчестве Толстого: идейно-художественное своеобразие повестей «Три смерти», «Казаки», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова Соната», «Хаджи Мурат» (по выбору). Современное литературоведение о творчестве Л.Толстого: достижения и перспективы (Г.Б.Курляндская, Л.Д.Опульская-Громова, А.Б.Тарасов, Е.В.Николаева и др.). 28. Творческая история, источники «Войны и мира». Смысл названия и особенности жанрово-видовой формы произведения. «Мелочность» и «генерализация» в раскрытии «мысли народной» романа. 29. Жизненный путь князя Андрея Болконского. Воплощение в образе персонажа философско-этических и нравственно-психологических исканий Толстого. 30. Нравственно-психологическая эволюция Пьера Безухова. Воплощение в образе персонажа философско-этических и нравственно-психологических исканий Толстого. 31. Женские характеры в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Судьба Наташи Ростовой и идея единства «нравственного» и естественного в человеке. 32. Философия истории, проблема свободы и необходимости в романе «Война и мир». Образы Кутузова и Наполеона. 33. Роман Л.Толстого «Анна Каренина»: история создания, особенности сюжетно-композиционного решения. Роль «мысли семейной» в романе. Образ Анны Карениной, трагедия героини. 34. Духовные искания Константина Левина в романе «Анна Каренина». 35. Роль второстепенных и эпизодических персонажей романа «Анна Каренина» (Долли, Стива, Вронский, Бетси Тверская, княгиня Лидия, семья Ивана Парменова, старик Фоканыч и др.). Жанр произведения Л.Толстого и смысл эпиграфа. 36. Особенности позднего периода творчества Л.Н.Толстого (1879-1900-е гг.), основные жанры, особенности стиля, мировоззренческая и эстетическая позиция писателя. Современное литературоведение о поздних повестях, драматургических произведениях. Воплощение формально-содержательных особенностей творчества «позднего Толстого» в «народных рассказах» . 37. Роман Л.Н.Толстого «Воскресение» как завещание XX веку: специфика тематики и проблематики, жанр. Особенности образной системы. Специфика раскрытия характера центральных персонажей, их роль в идейном содержании произведения. Смысл названия романа. 38. Роль Н.С.Лескова в русской литературе и творческий путь писателя. Особенности мировоззренческой позиции писателя и его ранние публицистические, художественные произведения. Повесть «Леди Макбет Мценского уезда» и драма «Гроза» А.Н.Островского. Лесковский сказ. 39. Участие Лескова и литературной и общественной полемике 1860-х годов и его проявление в повести «Овцебык» и «полемических» романах. Взгляд Лескова на жанр романа, поэтика романов писателя. Социально-психологическая и философская проблематика романа «Некуда» в современном литературоведении. Роман-хроника «Соборяне»: идейно-художественное своеобразие, тематика и проблематика, значение в творчестве писателя. 40. Эволюция мировоззрения и творчества Лескова в 1870-1880-е гг. Цикл произведений о «праведниках»: проблема состава, тип лесковского «праведника» и концепция «праведничества», поэтика произведений («Очарованный странник», «Человек на часах» и др). Тема таланта и судьбы русского человека («Сказ о тульском косом Левше…»). 41. Литературно-общественная ситуация 1880-90-х гг. (эволюция народничества, теория «малых дел», влияние переходной эпохи на литературный процесс, судьба реалистической литературы). 42. Творчество В.Гаршина. Жанр рассказа в творчестве Гаршина: основные темы, проблемы, своеобразие героя, расширение и обновление реализма. 43. Творческий путь В.Г.Короленко. Общественно-политические и эстетические позиции писателя. Основные этапы творчества, темы, проблемы, своеобразие художественного стиля. 44. Раннее творчество А.П.Чехова и формирующие источники творчества. Тематическое и жанровое разнообразие произведений Чехова «осколочного» периода. 45. Повесть А.П.Чехова «Степь» – этапное произведение в идейно-творческих исканиях писателя. Современное чеховедение. 46. Социально-философская и идейно-нравственная проблематика творчества А.П.Чехова в 1880-1890-е годы («Скучная история», «Дуэль», «Скрипка Ротшильда», «Черный монах», «Студент»). 47. Социально-политический и философский смысл рассказа Чехова «Палата № 6». Постановка важнейших проблем эпохи и человеческого бытия («Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Рассказ неизвестного человека»). 48. Тема «уклонения от нормы», пошлости, косности быта, духовного оскудения личности как основная тема творчества 1890-1900-х гг. («Попрыгунья», «Учитель словесности», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник»). 49. Изображение жизни русской деревни в творчестве А.П.Чехова («Мужики», «В овраге»). Мотивы борьбы за счастье в позднем творчестве («О любви», «Дама с собачкой», «Архиерей», «Невеста»). 50. Драматургическое новаторство А.П.Чехова: жанровое своеобразие, новый тип конфликта, сложность характеров, подтекст, символика в пьесах. «Чайка» как программное произведение Чехова.
|
|||
|