|
|||
Святой Пророк Михей
Святой Пророк Михей (память 5 (18) января)
Первый из Пророков по имени Михей был из числа 12-ти малых Пророков. Имя его с еврейского означает: «Кто как Бог». Сын Иемвлая Пророк Михей происходил из колена Ефремова. Жил он в те же дни что и Пророк Илия, в царствование в Самарии царя Израильского Ахава с Иезавелию. В Иерусалиме тогда царствовал Иудейский царь Иосафат. В те времена единое прежде царство еврейское было разделено на две части. Царство двух племен Иуды и Вениамина называлось Иудиным и престол его был в Иерусалиме. Царство же других 10 племен называлось Израильским и находился престол его в Самарии. Обличил тогда Пророк Михей своего царя Израильского Ахава за многие из его грехов, за которые и Пророк Илия обличал его же, и прежде всего за отступление от Бога в идолопоклонство, за делание неправды. Ненавидел царь обличающего его Пророка, но не дерзал убить его, Божьего боясь отмщения и стыдясь честности и святости добродетельного мужа, страшась исполнения пророческих слов его. Пророк уклоняясь от неправедного гнева царя, жил в горах и не часто являлся по велению Божию к царю, обличая его и подвигая того на убийственную ярость. В те годы дом царя Израильского Ахава с домом царя Иудейского Иосафата стремились породниться, ибо царь Иосафат первородного сына своего Иорама хотел отдать за дочь царя Ахава Афалию. И пришел с этой целью из Иерусалима царь Иосафат в Самарию, на посещение к царю Ахаве. И когда веселились они о родстве своем скором молили Ахав Иосафата да поможет ему в брани против царя Ассирийского, дабы отнять от него град Рамаоф Галаадский, ибо издавно Израильский город сей был насилием захвачен. И обещал Иосафат Ахаву, и с ним идти на брань оную обещался и сказал, коль ты собрался идти и люди твои, то и я и люди мои вместе на брань пойдем, но в начале вопросим Господа Бога, будет ли нам та брань благополучна. И тогда собрал Ахав скверных и ложных своих пророков числом четыреста, у них же был начальником лжепророк, именем Седекия, сын Ханаан. И творил он всю добрую надежду Ахаву глаголя, иди и подаст тебе Бог в руки не только град Рамоаф, но и самого царя Ассирийского. Иосафат же, царь Иудейский, благочестив был и верен Богу, видев и разумев, яко в пророцех тех ни един в истиный пророк, но все льстецы и ласкатели, говорил царю Израильскому Ахаву: нет ли здесь кого, еще одного такового пророка Господня, который бы вопросил бы Господа и известил бы нам истину». И сказал Ахав, что есть один муж, который может вопросить Гопсода и истину от Него уведает, Михей, сын Иевлаан, но я ненавижу его, яко не прорицает мне он блага, но всегда зло одно. И сказал Иосафат Ахаву: не говори так, но призови и послушай его, не гневайся обличениям от него. И тогда Ахав послал призвать Пророка Михея (в то время от горы пустынной пришел в Иерусалим). Сидят же оба царя на престолах своих в красоте и славе своей при вратах Самарийских, и вси лживые пророцы прорицают перед ними. Главный из них лжепророк Седекия сотворил роги железные и вострубив, говорит Ахаву царю: так глаголет Господь, этими рогами Сирию скончаеши и истребиши ее. Так же и прочии все говорят царю: взойдешь в Рамоф Галаадский и победишь царя Ассирийского, и даст тебе его Господь в руце твои. Посол же шедший послать Пророка Михея, говорит Михею: что все пророки доброе прорицают царю, молю убо тебя, и ты с ними доброе прорицай ему, да не будут слова твои противны. Обещал же Святой Михей6 жив Господь, яко аще что скажет мне Сам Он, Господь Бог мой, то и скажу царю. И пришел Михей Святой, стал пред царем Израильским Ахавом, и вопросил его царь, говоря: слушай Михее, идти ли мне в Рамоф Галаадский на брань, или удержаться? Пророк же не отражая эти вопросы царевы, но, более привлекая его к прилежнейшему вопрошению говорит: яко не хотяй взыди и наставит тебя Господь, и даст в руки твои царя Ассирийского. Царь же Ахав видя его не с дерзновением глаголющим, говорит ему: заклинаю тебя многократно, яко да говори мне истину пред Господом. Тогда Святый Михей говорит с дерзновением: вижу всего Израиля расточенна по горам как овцы, без пастыря. Теми словами изъяснил Пророк. Ибо воинство Израильское им лишиться пастыря своего царя, в брани: убит он будет в той битве, и все как овцы от волков, от Ассирийских воинов разогнаны будут по горам и пустыням. И сказал Ахав, царь Израилев Иосафату, царю Иудейскому: не говорил ли я тебе, что сей не прорицает мне доброго, но злое. И сказал Святой Михей: не тако бо и аз слышу глагол Господень, не тако видех Господа Бога Израилева, седящем на Престоле Своем, и все воинство небесное, предстоящее Ему одесную Его и ошую Его. И сказал Господь: кто прельстит Ахава, царя Израилева, да взыйдет и падет в Рамофе Галаадском; и сказал от предстоящим так, и не иначе. И пришел лукавый дух, стал пред Господом и говорит: я прельщу его. И сказал Господь: как прельстишь его. И сказал дух лукавый: пойду и буду ложное говорить в устах всех пророков его. И сказал Господь лукавому духу: иди и сотвори так. Так отвечал он царю (сказал Святый Пророк) яко дух лживый есть во устах всех пророков твоих, а Господь говорит тебе злое. Пока Пророк говорил, пришел Седекия лживый пророк, и ударил он Михея Святого в лицо, и глаголет: который дух Господень говорит через меня: отвечал Михей Святый: ты узришь исполнение слов сих в день тот, когда будешь бегать от ложницы в ложницу и от храма в храм, скрываясь даже и в доме своем от страха Ассирийского. И исполнился гнева царь Ахав, и повелел взять Пророка Михея, и ввергнуть в темницу, и кормить его хлебом печальным, и водою печальною, так мало давать ему хлеба и воды, дабы только не умер от голода и жажды, но чтобы быть живым ему до возвращения царева, яко да мучен будет от него. .Так говорил царь: держите его, пока я не возвращусь с миром. А Святой Михей царю сказал: если возвращаяся возвратишься в мире, то да не говорил Господь мною. То говорил Пророк, возгласив к народу, говоря: слушайте все люди, это. И посажен был Михей Святый в темнице, с стольном царстве Израильском граде Самарии. А царь Ахав ушел на брань, убит был по пророчеству Михея Святого, как о том в третьих Царств, в главе 22 и в книге второй Паралипоменон, в главе 80-й пишется пространно: по смерти же Ахава воцарился в Иерусалиме сын его Охозия. А о кончине Святаго Пророка Михея не сказано в Писании Божественном, только в прологе сказано, что был убит от Ироама, сына Ахава: но Ироам, как сказано прежде звался зятем, а не сыном Ахава. Скорее всего мученической смертью Пророк Божий скончался от какого-либо мучителя убиен был: ибо и жена Ахава Иезавель, по мужу вдовой оставшаяся, и сын Охозия по отцу принявший царство, и зять Авраам, царевич Иерусалимский, все они не мыслили пощадить пророчествовавшего истину об Ахавовой погибели. Память же сего Святого Пророка Михея в Великой Четьи Минеи в месяцословных святцах Киевских, месяца января в пятый день полагается (18 января по н. стилю). Вспоминается же в Четьях о нем то, что за обличение беззакония убит, в пропасть ввержен был: ближними своими извлечен был и погребен на земле своей, близ гроба Пророка некоего странного. Аминь. Александр Рожинцев24 января 2016 годаСвятой град Тихвин
|
|||
|