Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Москва 2020



 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ
 

 


 

 

Конференция: «Сталин: взаимодействие центра и периферии».

 

 

ДОКЛАД

«ДнепроГЭС и электрификация УССР при Сталине».

 

 

Докладчик: Сичкарь В.А.

Москва 2020


 

План:

1. План ГОЭЛРО

2. Сталинская индустриализация

3. Электрификация СССР

4. Электрификация УССР

5. История ДнепроГЭСа

 

«Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут.»

И.В. Сталин

 

 

Вокруг фигуры И.В. Сталина бытует много различных мнений и мифов. Сторонники правых взглядов считают фигуру Сталина неоднозначной и приписывают ему много пороков. Сторонники же левых взглядов считают, что товарищ Сталин вел правильную политику. Но, как мы знаем, правда всегда одна. И в своей работе я постараюсь разобраться и найти некоторые аспекты промышленной политики советской власти, связанные с процессом электрификации в СССР.

 

Владимиром Ильичом Лениным был сформулирован лозунг: «Коммунизм – это есть советская власть плюс электрификация всей страны.»

Изначально Ленин определил два этапа разработки плана электрификации страны. В первом этапе должен был быть намечен план «политический или государственный, то есть задание пролетариату». Во втором этапе требовалось разработать план «технический». Наметки данного плана должны были содержать основные задачи: в ближайшие 5-10 лет построить 20-30 крупных электростанций на местном топливе. На очередной сессии ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет), которая состоялась 2-7 февраля 1920 года, на рассмотрение был поставлен вопрос об электрификации страны. В своей речи Ленин обратил внимание на неотложную необходимость разработки единого хозяйственного плана.

В феврале 1920 года была образована комиссия в составе представителей различных ведомств, занимавшихся вопросами электрификации. Шла гражданская война. И в тот же год, менее чем за двенадцать месяцев правительством был разработан план электрификации страны.

ГОЭЛРО стал не только планом развития энергетики, но и всей экономики. Данный план представлял собой единую программу возрождения и развития страны и ее конкретных отраслей. Конкретным и главным средством предполагал максимально возможный подъем производительности труда. Особенно в этой программе подчеркивалась перспективная роль электрификации в развитии промышленности, строительства, сельского хозяйства и транспорта. Было предложено использовать местное топливо, торф, сланцы, газ, древесину и малоценные угли.

Возрождение разрушенной экономики рассматривалось в плане только как часть программы. Всего план был разработан на 10 и 15 лет с конкретными сроками конкретных работ. И разработан он был очень детально, так как в нем были прописаны структура и тенденции для каждого региона, а не только для каждой конкретной отрасли.

 

И.В. Сталин говорил:

 

«История знает различные способы индустриализации.

Англия индустриализировалась благодаря тому, что она грабила десятки и сотни лет колонии, собирала там «добавочные» капиталы, вкладывала их в свою промышленность и ускоряла темп своей индустриализации. Это один способ индустриализации.

Германия ускорила свою индустриализацию в результате победоносной войны с Францией в 70-х годах прошлого столетия, когда она, взяв пять миллиардов франков контрибуции у французов, влила их в свою промышленность. Это второй способ индустриализации.

Оба эти способа для нас закрыты, ибо мы — страна Советов, ибо колониальные грабежи и военные захваты в целях грабежа несовместимы с природой    Советской     власти.

Россия, старая Россия, сдавала кабальные концессии и получала кабальные займы, стараясь таким образом выбраться постепенно на путь индустриализации. Это есть третий способ. Но это — путь кабалы или полукабалы, путь превращения России в полуколонию. Этот путь тоже закрыт для нас, ибо не для того мы вели трехлетнюю гражданскую войну, отражая всех и всяких интервенционистов, чтобы потом, после победы над интервенционистами, добровольно пойти в кабалу к империалистам.

Остается четвертый путь индустриализации, путь собственных сбережений для дела промышленности, путь социалистического накопления, на который неоднократно указывал тов. Ленин, как на единственный путь индустриализации нашей страны.»

(«О хозяйственном положении и политике партии» т.8 стр.123.)

 

 

Индустриализация – это социально-экономическая политика партии большевиков, это важный процесс истории Советского Союза, начавшийся в 1927 году и продолжавшийся до 1930-х годов.

Основными целями индустриализации были:

1. Ликвидация технико-экономической отсталости страны.

2. Достижение экономической независимости.

3. Создание мощной оборонной промышленности.

4. Первоочередное развитие комплекса базовых отраслей промышленности: топливная, оборонная, энергетическая, металлургическая, машиностроительная.

 

Как говорил Иосиф Виссарионович:

«Что значит индустриализовать нашу страну? Это значит превратить страну аграрную в страну промышленную. Это значит поставить и развить нашу индустрию на новой технической основе.

 

Нигде еще в мире не бывало, чтобы громадная отсталая аграрная страна превратилась в страну индустриальную без ограбления колоний, без ограбления чужих стран или без больших займов и долгосрочных кредитов извне. Вспомните историю промышленного развития Англии, Германии, Америки, и вы поймете, что это именно так. Даже Америка, самая могущественная из всех капиталистических стран, вынуждена была после гражданской войны провозиться целых 30-40 лет для того, чтобы поставить свою промышленность за счет займов и долгосрочных кредитов извне и ограбления прилегающих к ней государств и островов.

 

Можем ли мы стать на этот «испытанный» путь? Нет, не можем, ибо природа Советской власти не терпит колониальных грабежей, а на большие займы и долгосрочные кредиты нет оснований рассчитывать.

 

Старая Россия, царская Россия, шла к индустриализации другим путем — путем заключения кабальных займов и отдачи кабальных концессий на основные отрасли нашей промышленности. Вы знаете, что почти весь Донбасс, большая половина петербургской промышленности, бакинская нефть и целый ряд железных дорог, не говоря уже об электрической промышленности, находились в руках иностранных капиталистов. Это был путь индустриализации за счет народов СССР и против интересов рабочего класса. Ясно, что мы не можем стать на этот путь: не для того мы боролись с игом капитализма, не для того мы свергли капитализм, чтобы пойти потом добровольно под ярмо капитализма.

 

Остается один путь, путь собственных накоплений, путь экономии, путь расчетливого ведения хозяйства для того, чтобы накопить необходимые средства для индустриализации нашей страны. Нет слов, задача эта трудная. Но, несмотря на трудности, мы ее уже разрешаем. Да, товарищи, через четыре года после гражданской войны мы эту задачу уже разрешаем.»

 

(Речь на собрании рабочих Сталинских ж.-д. Мастерских Октябрьской дороги» т.9 стр.172.)

 

Для проведения индустриализации было отведено три пятилетки.

Первая пятилетка была реализована с 1928 по 1932 годы.

Лозунгом первой пятилетки стало: «Техника решает все!». Первая пятилетка подразумевала строительство нескольких крупных предприятий. Это были такие объекты, как Магнитка, ТуркСиб, Уралмаш, Комсомольск-на-Амуре, ДнепроГЭС и другие предприятия, не менее важные.

Первые два года первой пятилетки показали превышение плана, и индустриализация шла полным ходом.

План второй пятилетки был реализован с 1933 по 1937 годы.

Лозунгом второй пятилетки было: «Кадры решают все!».

Первая пятилетка создала качественный показатель, заложило фундамент. Теперь требовалось качество. Упор на качество дал свои плоды и с 1933 по 1938 производительность труда выросла на 65%.

Третья пятилетка была реализована с 1938 по 1941 годы. Начавшись в 1938, третья пятилетка завершилась раньше намеченного срока из-за начавшейся войны. Главный упор в третью пятилетку был сделан на химическую и электрическую промышленность. Важное и главное, чего удалось добиться – военно-промышленный комплекс стал полностью независимым от других стран, а рост промышленности вышел на +5/+6 процентов ежегодно. И это важный результат индустриализации в СССР.

 

Результатом индустриализации стало:

1. Создание мощной промышленности в стране. С 1927 по 1937 год в Советском Союзе было построено свыше 7 тысяч крупных промышленных предприятий.

2. СССР вышел на второе место в мире по объему промышленного производства.

3. Была создана своя мощная оборонная промышленность.

4. В Союзе на базе мощного промышленного производства также стала мощно развиваться отраслевая наука.

5. Также закономерным итогом стал запуск первого искусственного спутника Земли, создание первого энергетического атомного реактора, атомного ледокола и многих других достижений.

 

Безусловно, развитие промышленности требовало наличие постоянного увеличения дешевых источников энергии, что неизбежно влекло развитие электроэнергетической отрасли в стране, строительство электрических станций и линий электропередач.

 

Одним из первых шагов советской власти по восстановлению народного хозяйства были мероприятия в области электрификации страны. В частности, на территории УССР еще до революции планировалась постройка Днепровской гидроэлектростанции, но к практической реализации данной задачи подошли только в советское время. Особенно крупная программа в области электростроительства установлена правительством в 1927 году. В этом году была начата постройка новых 11 станций с первоначальной мощностью в 550 тыс. кВт. Преступлено к сооружению такого электрогиганта, как Днепрострой.

В начале 1927 г. ВСНХ СССР и СНК СССР приняли решение вести строительство Днепровской ГЭС силами советских организаций.

Дешевая электрическая энергия Днепровской гидроэлектрической станции дала мощный толчок для развития южной промышленности. Главнейшее же значение Днепростроя для всего народного хозяйства СССР состояло в тех перспективах, которые открывались для целого ряда новых и чрезвычайно важных производств.

 

Строительство ДнепроГЭСа также было связано с обеспечением свободного судоходства по Днепру, которое бы позволило подниматься морским судам по Днепру от Черного моря до Киева. Это привело бы к серьезному развитию транспортной инфраструктуры региона, а также к обеспечению близлежащих регионов дешевой электроэнергии. Например, так в близлежащем городе Александровске, а ныне Запорожье, планировалось строительство крупного машиностроительного комплекса, для чего очень бы пригодилось дешевая электроэнергия. Автором и руководителем разработки проекта был инженер Иван Гаврилович Александров. Первоначально на Днепре планировалось строительство нескольких электростанций. Александров предложил построить одну крупную плотину с огромной по тем временам электростанцией. Александров был приглашен к участию в создании плана ГОЭЛРО и уже 5 марта 1921 года было выдано задание на проектирование Днепровской гидроэлектростанции. Под его руководством была создана организация Днепрострой, которая анализировала как предыдущие геодезические гидрологические изыскания, так и проводили свои собственные. И для консультации по строительству электростанции Александров отправился в США, где он познакомился с американский инженером-гидростроителем Хью Купером, которым был предложен ряд ценных соображений по строительству гидроэлектростанций.

 

Разруха после гражданской войны не позволяла приступить к немедленному строительству, поэтому в начале 20-х годов ограничились предварительными изысканиями и выборами места строительства в пяти километрах от Александровска. В 23-26 годах планировалось построить платину, что стало бы первым этапом в постройке ГЭС. Надо учитывать, что в те годы страна находилась в международной изоляции и только поднимавшаяся из разрухи собственная промышленность еще не производила оборудование, необходимое для строительства электростанции. К советскому руководству обратилась американская компания «General Electric», с предложением постройки гидроэлектростанции «под ключ», но к этому времени у СССР был самостоятельный план строительства ГЭС. Стоит учесть, что в то время советское правительство планировало много различных строек, но проект ДнепроГЭСа имел огромное значение для экономического развития УССР. В частности, развития металлургической промышленности. Было много споров о приоритетах в развитии энергетической отрасли и 31 января 27 года ЦК ВКП(б) приняло решение о строительстве ДнепроГЭСа. Главным инженером, а с 1927 года руководителем Днепростроя был назначен Александр Васильевич Винтер, который до этого был начальником строительства Шатурской районной электростанции. Винтер внес некоторые изменения в первоначальный проект, предложенный Александровым. В частности, он предложил построить станцию не в две очереди, а в одну, при этом сократив число гидроагрегатов с 13 до 9. При этом им было предложено поставить более мощные турбины по 60 МВт, вместо планировавшихся ранее 30МВт.

Для такого масштабного строительства была привлечена огромная масса трудящихся – и профессиональных рабочих, и крестьян, и демобилизованных красноармейцев. Учитывая общий низкий квалификационный уровень большинства, при строительстве было создана целая сеть вечерних школ для повышения квалификации рабочих. Таким образом строительство ДнепроГЭСа было масштабным проектом не только в инженерном, но и в социальном плане. Несмотря на первоначальные скромные условия проживания рабочих, постепенно вокруг строилась инфраструктура, строились жилые дома, столовые, детские сады. Архитектурную сторону проекта обеспечивал Виктор Александрович Веснин – русский и советский архитектор, стоявший у истоков конструктивизма. В 1930 году «General Electric» поставило пять генераторов. Турбины были также американского производства. И еще одна американская компания «Newport News Shipbuilding and Drydock» поставила для ДнепроГЭСа девять турбин. После пяти лет с начала строительства электростанции был запущен первый агрегат гидроэлектростанции. И 10 октября 1932 года ДнепроГЭС официально начал свою работу.

 

15 сентября 1926 года постановлением Совета Труда и Обороны было принято решение о строительстве Киевской электростанции мощностью 20МВт. В феврале 1930 года строительство было завершено, в марте того же года первая турбина мощностью 11МВт была запущена. В ноябре того же года состоялся пуск второй турбины мощностью 10МВт. Тем же постановлением Совета Труда и Обороны принято решение строительства станции для Харьковского района. 1 мая 1930 года турбина в 22 МВт вошла в промышленную эксплуатацию.

 

Начиная с 1921 года, за пять лет количество малых гидроэлектростанций в Украине увеличилось почти вдвое. Кандидат технических наук Александр Никиторович привел такие данные: «В 1924 году в Украине эксплуатировалось 84 малых гидроэлектростанции (суммарная мощность – 4 тыс. кВт, средняя мощность – 47,6 кВт), а к 1929 году их было уже 150 (суммарная мощность – 8,4 тыс. кВт, средняя мощность – 56 кВт)».

Первой значительной малой гидроэлектростанцией стала Бурская ГЭС. Она была построена в 1927-1929 годах в Черкасской области на Горном Тикиче. Мощность ее составила 586 кВт.

 

Никиторович привел пример Корсуньской ГЭС, которая была построена на реке Рось в Черкасской области. «Электростанция была запущена в июле 1934 года и имела мощность только 1,4 тыс. кВт. Тогда её электроэнергия подавалась главным образом на электромолотьбу. Уже в 1935 году Корсуньская ГЭС выработала 5,5 млн кВт-часов, её электроэнергией питались колхозы, МТС, сахарные заводы, мельницы, текстильная фабрика. Длина подчинённой электростанции сети перед войной составляла приблизительно 500 км». Корсуньская гидроэлектростанция стала основной для первой в Украине сельской энергосистемы, которая начала свое функционирование в 1953 году. Помимо Корсуньской туда входили Стеблевская и Дыбинская ГЭС, а также Юрковская паротурбинная станция.

 

Пиком строительства гидростанций стали 1950-е годы, а их количество достигло пика в 1960-е годы. К этому времени в Украине работало около тысячи малых гидроэлектростаний.

 

За этот период наблюдалось активное развитие электроэнергетической отрасли в СССР и УССР в частности. Была фактически создана единая энергосистема европейской части СССР и Урала, построены десятки электростанций, установленная мощность которых постоянно увеличивалась. Несмотря на разрушительную войну, все электростанции в послевоенный период были восстановлены в кратчайшие сроки и получили свое дальнейшее развитие. Безусловно все это было связано с общим подъемом промышленности и электрификацией народного хозяйства в целом. Конечно же, планирование развития шло из центра. Все это было основано на Ленинском плане ГОЭЛРО, который получил свое дальнейшее развитие, под руководством Иосифа Виссарионовича Сталина.


Источники:

1. «Ленин и ГОЭЛРО». https://mysl.su/2020/09/lenin-i-goelro/#План_электрификации_России_Ленина

2. «ГОЭЛРО». https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/22890#.D0.98.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B8.D1.8F

3. «Индустриализация в СССР». https://istoriarusi.ru/cccp/industrializacija-v-sssr.html

4. «Сталинская индустриализация СССР». https://topwar.ru/125715-stalinskaya-industrializaciya-sssr.html

5. «Индустриализация». https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/industrializatsiia

6. «Электрификация СССР». https://istmat.info/node/23933

7. «Девяносто лет Днепрогэсу». https://topwar.ru/110980-devyanosto-let-dneprogesu-stroitelstvo-grandioznogo-obekta-ulozhilos-v-pyatiletku.html

8. «План электроснабжения Донбасса и роль Лисичанской станции». https://istmat.info/node/43945

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.