|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования Республики БашкортостанМинистерство образования Республики Башкортостан ГАПОУ СМПК
Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Психология» по специальности 44.02.01 Дошкольное образование для обучающихся 2 курса Соответствие заданий требованиям ФГОС
Оценивание результатов Максимальное количество –80 баллов; За каждый правильный ответ – 1 балл.
Критерии оценивания КИМ
Вариант 1. 1.Что в переводе означает слово «психология», образованное из двух греческих слов «Psyche » и «Logos»? а) поведение и учение; б) душа и учение; в) сознание и учение; г) явление и наука. 2.Какая отрасль психологии изучает вопросы развития психики в онтогенезе? а) педагогическая; б) социальная; в) возрастная; г) общая.
3. Что изучает генетическая психология Жана Пиаже? а) психологию как науку о поведении человека; б) структуру человеческого интеллекта; в) роль бессознательного в жизни человека; г) проблему целого и части.
4. Как называется период в жизни человека, который способствует созданию наиболее благоприятных условий для формирования определенных видов поведения и психологических свойств? а) эпикризный срок; б) сенситивный период; в) возрастной период; г) кризисный период.
5. Какой метод исследования в наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса? а) наблюдение; б) лабораторный эксперимент; в) формирующий эксперимент; г) метод анализа продуктов деятельности. 6. Как называл А.Н. Леонтьев, человеческую личность? «…это есть нечто иное, как иерархия …..» а) значений; б) потребностей; в) мотивов; г) деятельности. 7.Какое понятие раскрыто в определении: «Человек как типичный носитель видов человеческой активности»? а) личность; б) индивидуальность; в) субъект; г) индивид. 8.Как называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности? а) задатки; б) одаренность; в) талант; г) гениальность. 9.Как называется «индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках»? а) темперамент; б) деятельность; в) способности; г) характер.
10.Как называется зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта и знаний, интересов, чувств и определенного отношения к предмету восприятия? а) избирательность; б) иллюзии; в) апперцепция; г) адаптация. 11. Как называется умение человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей? а) широта мышления; б) глубина мышления; в) самостоятельность мышления; г) критичность мышления. 12.Как называется вид воображения, заключающийся в построении образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине? а) непроизвольное воображение; б) воссоздающее воображение; в) творческое воображение; г) фантазирование. 13.Какой вид памяти позволяет запоминать умения, навыки, различные движения и действия? а) двигательная память; б) эмоциональная память; в) образная память; г) словесно-логическая память.
14.Что является волевой чертой характера? а) находчивость; б) добросовестность; в) самостоятельность; г) трудоспособность. 15.Каково содержание понятия«возраст»? а) конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития; совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений; б) временная характеристика индивидуального развития; в) это уровень социальных достижений индивида в сравнении со статистически средним уровнем людей одного с ним возраста. г) детские годы ребенка. 16. Какая стадия интеллектуального развития по Ж. Пиаже соответствует дошкольному возрасту в периодизации Д.Б. Эльконина? а) стадия сенсомоторного интеллекта; б) дооперациональная стадия; в) стадия конкретных операций; г) стадия формальных операций. 17. Для какого возраста характерен ведущий тип деятельности «непосредственное эмоциональное общение ребенка и матери»? а) ранний возраст; б) младенчество; в) дошкольный возраст; г) младший школьный возраст.
18.Какая деятельность является ведущей в раннем возрасте? а) ролевая игра; б) изобразительная деятельность; в) предметно-орудийная деятельность; г) непосредственное эмоциональное общение. 19.Какой вид мышления является основным в дошкольном возрасте? а) предметно-действенное мышление; б) наглядно-образное мышление; в) теоретическое мышление; г) абстрактное мышление. 20.Какое внимание преобладает в младшем школьном возрасте? а) произвольное; б) непроизвольное; в) сосредоточенное; г) устойчивое.
21.Как называются последствия недостатка в общении младенцев? б) сензитивность; в) госпитализм; г) эгоцентризм. 22.Как называются приведенные ниже действия, которым обучают детей раннего возраста: нанизывание колец пирамидки; закрывание коробки крышкой; складывание матрешки? а) орудийные; б) соотносящие; в) ручные; г) детские. 23. Как называется функция общения, заключающаяся в восприятии друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания? а) коммуникативная; б) перцептивная; в) активная г) интерактивная. 24. Определите уровень развития общения ребенка со взрослым по характеристикам поведения ребенка: предпочитает только играть со взрослым, волнует только, какие игрушки разрешит взять воспитатель, какую игру предложит; избегает любого разговора на познавательные и личностные темы: а) ситуативно-личностное б) внеситуативно-познавательное в) внеситуативно-личностное; г) ситуативно-деловое. 25.Как называется способность постижения эмоционального состояния другого человека? а) перцепция; б) рефлексия; в) эмпатия; г) аттракция.
26.Назовите положительное воздействие педагога на воспитанников в процессе общения? а) замечание; б) ирония; в) просьба; г) упрек.
27. Референтное (значимое, авторитетное) окружение (по Э. Эриксону), для младшего школьника это… а) родители; б) семья; в) мать; г) двор, школа. 28. О каком психологическом феномене идет речь: данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, члены группы могут взаимодействовать: а) о сплоченности группы; б) о совместимости группы; в) о конфликтности группы; г) все варианта верны.
29. Высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности, это: а) ассоциация; б) коллектив; в) группа; г) корпорация. 30. Какое, из приведенных ниже определений, раскрывает содержание понятия «девиантное поведение»? а) синдром патологии психического и личностного развития, являющийся следствием дефицита общения и воспитания; б) отношение к себе самому, как к центру вселенной; в) система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам; г) особенность поведения как дефект волевой сферы индивида, выражающийся в стремлении, во что бы то ни стало поступить по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей. 31. В каком возрастном периоде дети наиболее склонны к девиантному поведению? а) в дошкольном; б) в младшем школьном; в) в ранней юности; г) в подростковом. 32.Что необходимо учитывать в первую очередь при выборе технологии коррекции девиантного поведения? а) особенности воспитательного микросоциума; б) проблему ребенка, особенности его личности; в) возможности специалистов, работающих с ребенком; г) уровень социальной дезадаптации. 33. Как называется выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды? а) адаптация; б) воспитанность; в) культура поведения; г) социальная адаптация.
34. Как называется несоответствие психофизического и социо-психологического состояния ребенка требованиям школьного обучения? а) социальная дезадаптация; б)школьная неуспеваемость; в) школьная дезадаптация; г) педагогическая запущенность. 35. Как называется раздел психологии, изучающий процесс созидания человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности? а) психология одаренности; б)психология гениальности; в) психология креативности; г) психология творчества.
36. Как называется деятельность человека по преобразованию действительности, завершающаяся созданием нового оригинального продукта? а) искусство; б) творчество; в) креативность; г) созидание. 37.Назовите возраст детей в предложенных ситуациях (а, б, в, г)? С чем связаны ошибки детей (д, е, ж, з)? «Лена поет песенку «Елочка». Вместо фразы «Мороз снежком укутывал», она произносит «Мороз мешком укутывал». Наташа поет эту песенку так: «Порою волк, сердитый волк с лисою пробегал» вместо «рысцою пробегал»? а) младенчество; б) ранний возраст; в) дошкольный возраст; г) младший школьный возраст. д) с недостаточным уровнем развития памяти детей; е) с возрастными особенностями внимания детей; ж) с влиянием жизненного опыта детей на восприятие; з) с особенностями речевого развития детей. 38.Назовите психологическое понятие, которое проявляется в предложенной ниже ситуации? «Папа принес Диме (сыну 2 г. 3 мес.) цветные карандаши. Дима стал рисовать, но у него ничего не получалось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, и на рисунке никак не появлялась елка, которую мальчик решил нарисовать. Мама сказала, что сыну еще рано рисовать. Но папа настойчиво вкладывал карандаш в руку Диме и водил им по бумаге. «Давай сначала вместе нарисуем, а потом и у тебя получится», – сказал папа. Мальчик полюбил рисовать и с нетерпением ждал папу с работы, чтобы вместе с ним заняться любимым делом». а) воспитание ребенка; б) учет зоны вариативного развития ребенка; в) учет зоны ближайшего развития ребенка; г) учет зоны актуального развития ребенка. 39.Определите тип темперамента на основе предложенной характеристики: дети очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам; характеризуются повышенной чувствительностью; способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства? а) холерический; б) сангвинический; в) флегматический; г) меланхолический.
40.Какого возраста дети в предложенной ситуации (а, б, в, г) какие индивидуальные особенности детей проявляются в ходе игры (д, е, ж, з) «Дети играли в «морское путешествие». Петя был капитаном, Саша – боцманом, Наташа – врачом, четверо детей – матросами. Капитан Петя вдруг объявил, что корабль потерпел крушение и нужны водолазы, чтобы заделать пробоину. Быть водолазами согласились матросы. Но в это время пришел врач и позвал Петю к себе в кабинет. Петя предупредил, что скоро придет, и отдал распоряжение водолазам исправить пробоину. Вместо ушедшего Пети капитаном стал Саша, который принял командование. Игра продолжалась»? а) ранний возраст; б) младший дошкольный возраст; в) старший дошкольный возраст; г) младший школьный возраст.
д) речевое развитие; е) эмоциональное развитие; ж) развития игрового творчества; з) мотивационное развитие. Вариант 2. 1.Основной задачей психологии как науки является а) коррекция социальных норм поведения; б) совершенствование методов исследования; в) изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов отображения объективной действительности; г) создание специальных условий для возникновения психических процессов.
2. Как называется направление в западной психологии, выдвинувшее программу изучения психики с помощью целостных структур? а) психоанализ; б) гештальтпсихология; в) функционализм; г) бихевиоризм. 3. Как называется метод, в ходе которого исследователь активно вмешивается в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта? а) контент-анализ; б) анализ продуктов деятельности; в) беседа; г) эксперимент. 4. Что изучает педагогическая психология? а) психологические проблемы, закономерности развития психики и личности в процессе обучения и воспитания; б) онтогенез психики, то есть ее развитие от зачатия человека до его смерти; в) психологические особенности, проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека г) закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике.
5. Какой тип темперамента характеризуется как «сильный, уравновешенный, подвижный»? а) холерик; б) сангвиник; в) флегматик; г) меланхолик. 6.Как называются своеобразие психики и личности индивида, её уникальность, неповторимость, проявляющаяся в свойствах темперамента, чертах характера, эмоциональной и интеллектуальной сферах, потребностях и способностях? а) человеком; б) личностью; в) индивидуальностью; г) субъектом деятельности. 7.Какв психологии определяется термин «личность»? а) сильный, волевой человек, достигший, общественного признания; б) человек, достигший высокий уровень зрелости; в) психически здоровый человек, занимающийся общественно полезной деятельностью; г) системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении.
8.Что является движущими силами психического развития? а)правила; б) законы; в) принципы; г) противоречия.
9.Что означает зона ближайшего развития? а)ребенку надо предлагать достаточно сложные учебные задания; б) ребенок выполняет задания самостоятельно; в) ребенок не может выполнить задание самостоятельно, но справляется с небольшой помощью взрослых; г) обучение должно соответствовать возможностям ребенка.
10.Как называется вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами? а) словесно-логическим; б) наглядно-образным; в) наглядно-действенным; г) абстрагированием. 11.Какое условие способствует возникновению непроизвольного внимания? а) осознание долга и обязанности; б) наличие косвенного интереса; в) новизна раздражителя; г) усталость человека.
12.Назовите уровни освоения деятельности? а) цель, мотив, процесс; б) труд, игра, учение; в) режиссерская игра, сюжетно-ролевая, дидактическая игра; г) умение, навык, привычка.
13.Что подчеркивал Л.С. Выготский в своих работах? а) ведущую роль обучения в развитии личности; б) отождествление обучения и развития; в) спонтанность развития; г) не зависимость обучения от развития.
14. Как называется функция, связанная с мышлением как средством планирования и регуляции практического поведения ребёнка? а) эгоцентрическая речь; б) диалогическая речь; в) устная речь; г) контекстная речь. 15.Что такое возрастное новообразование? а) психические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени и определяют весь ход его развития в данный период; б) противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями; в) восприимчивость к внешним воздействиям; г) индивидуальные особенности ребенка.
16.Какая стадия интеллектуального развития по Ж. Пиаже соответствует младшему школьному возрасту в периодизации Д.Б. Эльконина? а) стадия сенсомоторного интеллекта; б) дооперациональная стадия; в) стадия конкретных операций; г) стадия формальных операций. 17. Какова цель диагностической методики «Графический диктант»? а) определить уровень овладения детьми навыками письма; б) определить уровень произвольности поведения детей, умение слушать, понимать, выполнять указания взрослого, действовать по его инструкции; в) определить уровень овладения детьми пространственными отношениями; г) определить уровень умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. 18. Какое слова необходимо дописать в предложении: «Индивидуальный подход – ориентация на … и … особенности, использование специальных способов воздействия, соответствующих особенностям: а) психоэмоциональные, физиологические; б) психоэмоциональные, физические; в) психические, физические; г) психические, физиологические. 19. Какой тип темперамента описывается: ребенок медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и сложно вывести из себя? а) сангвиник; б) флегматик; в) холерик; г) меланхолик. 20. Что характерно для психических процессов детей младшего дошкольного возраста? а) произвольность; б) инертность; в) послепроизвольность; г) непроизвольность. 21. Что происходит в игре с ребенком? а) адаптация; б) интеграция; в) индивидуализация; г) социализация. 22. Как называются игры, специально создаваемые в целях обучения? а)коммуникативными; б) подвижными; в) дидактическими; г) сюжетными. 21.В чем происходитудовлетворение потребности ребенка при ситуативно-личностном общении? а) во взаимопонимании; б) в сотрудничестве; в) в уважении взрослого; г) в доброжелательном внимании. 22. В каком возрастедружеские взаимоотношения являются недостаточно устойчивыми? а) в юношеском; б) в подростковом; в) в младшем школьном; г) в зрелом.
23. Какой вид общения со взрослыми должен быть сформирован к концу дошкольного возраста? а) непосредственно-эмоциональное; б) ситуативно-деловое; в) внеситуативно-личностное; г) все ответы верны. 24.Какой аспект личностиребенка-дошкольника влияет на его положение в группе сверстников? а) индивидуальные способности; б) успешность в деятельности; в) способность удовлетворять потребности других; г) все ответы верны. 25.Каковаосновная линия отношений для социальной ситуации развития младшего школьника: а) ребенок – воспитатель; б) ребенок – учитель; в) ребенок – родители; г) ребенок – сверстники. 26. Назовите уровень развития группы, межличностные отношения в которой опосредствуются личностно значимым и общественно ценным содержанием коллективной деятельности: а) ассоциация; б) корпорация; в) коллектив; г) толпа. 27. Как называется процесс упрочения единства группы, стабилизации и упорядочении межличностных отношений – это а) консолидация; б) дифференциация; в) интеграция; г) дезинтеграция. 28. Какое из приведенных ниже определений, раскрывает содержание понятия «социальная адаптация»? а) приспособление, привыкание организма к новым условиям; б) способность организма (личности, функции) приспосабливаться к различным условиям внешней среды; в) привыкание к изменениям, происходящим во внешней среде; г) процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям новой социальной среды.
29. Как называется система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам? а) проступок; б) девиантное поведение; в)дисциплинарные нарушения; г) шалость.
30. Как называется отклоняющееся поведение человека, вызванное непреодолимым препятствием, преградой (физической и нравственной), мешающей достижению цели и удовлетворению потребности, что сопровождается переживаниями разочарования, раздражения? а) алкоголизм; б) наркомания; в) фрустрация; г) мазохизм. 31. Как называется отклоняющееся поведение человека, причиняющее моральный, физический и материальный ущерб другим людям или вызывающее у них психический дискомфорт? а) апатия; б) агрессия; в) антипатия; г) аффект.
32. Как называется способность личности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях: а) совместимость; б) дезадаптация; в) адаптивность; г) пластичность.
33. Какие стадии творческого мышления выделил Г. Уоллес? а) предвосхищение, инкубация, эврика, воплощение; б) целеполагание, планирование, творчество, продукт творчества; в) определение цели, деятельность, результат; г) накопление, инкубация, озарение (инсайт), проверка. 34. Что включает понятие «креативность»? а) феномен «звездности», б) генетическая аномалия, в) способность к творчеству; г) желание творить.
37. Как называется тип темперамента в предложенной характеристике (а, б, в, г)? На что должна быть направлена работа с данными детьми (д, е, ж, з)?? дети отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой; эмоции проявляются неявно: негромко смеются, тихо плачут; характерна высокая работоспособность, умение делать все тщательно; навыки и привычки формируются крайне медленно, но очень устойчивы? а) холерический; б) сангвинический; в) флегматический; г) меланхолический.
д) воспитывать настойчивость, целеустремленность, усидчивость; е) требовать сдержанности в поведении; ж) следует развивать недостающие им качества – подвижность, активность; з) использовать лепку, рисование, конструирование, несоревновательные игры. 38.Какое решение ситуации можно считать наиболее правильным? «Пришла соседка в гости, поздоровалась со всеми и персонально обратилась к Лиде (3 года), которая смущенно стояла в стороне. Попыталась с ней заговорить, но мама, желая сгладить конфуз дочери, сказала: «Она у нас всегда такая робкая!» а) ответить за ребенка; б) сделать замечание соседке; в) нужно было сказать «Здесь нечего бояться!»; г) познакомить девочку с соседкой и рассказать о ней, предложить девочке вместе показать игрушки. 39. Как называется метод исследования, описанный в предложенной ситуации? Как могут быть использованы результаты исследования? Петя (6 лет) нарисовал рисунок. В центре листа – большой телевизор, рядом кресло, в котором сидит крупных размеров папа с большими руками и сигаретой; ближе к краю листа мальчик изобразил маленькую фигурку это младший брат Вася; в верхнем углу – маленькая, ярко раскрашенная фигура мамы с большой сковородкой в руках. Исследователь спросил Петю: «Почему ты себя не нарисовал?» «А я не уместился», - ответил мальчик. а) наблюдение; б) эксперимент; в) анализ продуктов деятельности; г) опрос.
д) при обучении ребенка; е) при воспитании адекватной самооценки; ж) при формировании навыков самообслуживания; з) при развитии изобразительных навыков.
40.Какие особенности детей можно выявить в результате данной беседы? Хорошо ли тебе в группе? Дружно ли вы играете? Ссоритесь ли вы? Как часто? Можно ли про вас сказать, что вы дружные ребята? Кто тебе нравится? Почему? Кто с тобой играет? Почему? С кем ты никогда не играешь? Почему? А хотел бы ты с ними играть? а)определить интересы детей; б) определить особенности взаимоотношений в группе; в) определить отношение к игровой деятельности; г) определить отношение к детскому саду.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|