Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Министерство образования Республики Башкортостан



Министерство образования Республики Башкортостан

ГАПОУ СМПК

 

 

 

 

                         Экспертное заключение   Утверждено: __________________
___________________________ ___________________________  
«     »______________20____г. «        »___________20____г.
Разработал: преподаватель Воробьева М.М. Рассмотрено: __________________   
«     »______________20____г «     »___________20____г.

 

Контрольно-измерительные материалы

по дисциплине «Психология»

по специальности 44.02.01

Дошкольное образование

для обучающихся 2 курса

Соответствие заданий требованиям ФГОС

Знать: Вариант 1 Вариант 2
особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой; 1, 2, 3, 4, 5, 1, 2, 3, 4, 5,
основы психологии личности; 6, 7, 6, 7,
закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности; 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14,
возрастную периодизацию; 15, 16, 15, 16,
возрастные, половые; типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании; 17, 18, 19, 20, 21, 22, 17, 18, 19, 20, 21, 22,
особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте; 23, 24, 25, 26, 27, 23, 24, 25, 26, 27,
групповую динамику; 28, 29, 28, 29,
понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения; 30, 31, 32, 33, 34,   30, 31, 32, 33, 34,  
основы психологии творчества 35, 36, 35, 36,

уметь:

применять знания психологии при решении педагогических задач 37, 38, 37, 38,
выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников 39, 40 39, 40

Оценивание результатов

Максимальное количество –80 баллов;

За каждый правильный ответ – 1 балл.

 

Критерии оценивания КИМ

Оценка % выполнения тестовых заданий
Отметка «5» Cвыше 90% до 100%
Отметка «4» Свыше 70 % до 90 %
Отметка «3» Свыше 50% до 70 %
Отметка «2» Менее 50 %
оценка % выполнения тестовых заданий
отметка «5» 91-100%
отметка «4» 81-90%
отметка «3» 50-80%

Вариант 1.

1.Что в переводе означает слово «психология», образованное из двух греческих слов «Psyche » и «Logos»?

а) поведение и учение;

б) душа и учение;

в) сознание и учение;

г) явление и наука.

2.Какая отрасль психологии изучает вопросы развития психики в онтогенезе?

а) педагогическая;

б) социальная;

в) возрастная;

г) общая.

 

3. Что изучает генетическая психология Жана Пиаже?

а) психологию как науку о поведении человека;

б) структуру человеческого интеллекта;

в) роль бессознательного в жизни человека;

г) проблему целого и части.

 

4. Как называется период в жизни человека, который способствует созданию наиболее благоприятных условий для формирования определенных видов поведения и психологических свойств?

а) эпикризный срок;

б) сенситивный период;

в) возрастной период;

г) кризисный период.

 

5. Какой метод исследования в наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса?

а) наблюдение;

б) лабораторный эксперимент;

в) формирующий эксперимент;

г) метод анализа продуктов деятельности.

6. Как называл А.Н. Леонтьев, человеческую личность? «…это есть нечто иное, как иерархия …..»


а) значений;

б) потребностей;

в) мотивов;

г) деятельности.


7.Какое понятие раскрыто в определении: «Человек как типичный носитель видов человеческой активности»?


а) личность;

б) индивидуальность;

в) субъект;

г) индивид.


8.Как называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности?


а) задатки;

б) одаренность;

в) талант;

г) гениальность.


9.Как называется «индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках»?

а) темперамент;

б) деятельность;

в) способности;

г) характер.

 

10.Как называется зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта и знаний, интересов, чувств и определенного отношения к предмету восприятия?


а) избирательность;

б) иллюзии;

в) апперцепция;

г) адаптация.


11. Как называется умение человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей?

а) широта мышления;

б) глубина мышления;

в) самостоятельность мышления;

г) критичность мышления.

12.Как называется вид воображения, заключающийся в построении образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине?

а) непроизвольное воображение;

б) воссоздающее воображение;

в) творческое воображение;

г) фантазирование.

13.Какой вид памяти позволяет запоминать умения, навыки, различные движения и действия?

а) двигательная память;

б) эмоциональная память;

в) образная память;     

г) словесно-логическая память.

 

14.Что является волевой чертой характера?

а) находчивость;

б) добросовестность;

в) самостоятельность;

г) трудоспособность.

15.Каково содержание понятия«возраст»?

а) конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития; совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений;

б) временная характеристика индивидуального развития;

в) это уровень социальных достижений индивида в сравнении со статистически средним уровнем людей одного с ним возраста.

г) детские годы ребенка.

16. Какая стадия интеллектуального развития по Ж. Пиаже соответствует дошкольному возрасту в периодизации Д.Б. Эльконина?

а) стадия сенсомоторного интеллекта;

б) дооперациональная стадия;

в) стадия конкретных операций;

г) стадия формальных операций.

17. Для какого возраста характерен ведущий тип деятельности «непосредственное эмоциональное общение ребенка и матери»?

а) ранний возраст;

б) младенчество;

в) дошкольный возраст;

г) младший школьный возраст.

 

18.Какая деятельность является ведущей в раннем возрасте?

а) ролевая игра;

б) изобразительная деятельность;

в) предметно-орудийная деятельность;

г) непосредственное эмоциональное общение.

19.Какой вид мышления является основным в дошкольном возрасте?

а) предметно-действенное мышление;

б) наглядно-образное мышление;   

в) теоретическое мышление;

г) абстрактное мышление.

20.Какое внимание преобладает в младшем школьном возрасте?

а) произвольное;

б) непроизвольное;

в) сосредоточенное;

г) устойчивое.

 

21.Как называются последствия недостатка в общении младенцев?
а) кризисность;

б) сензитивность;

в) госпитализм;

г) эгоцентризм.

22.Как называются приведенные ниже действия, которым обучают детей раннего возраста: нанизывание колец пирамидки; закрывание коробки крышкой; складывание матрешки?

а) орудийные;

б) соотносящие;

в) ручные;

г) детские.

23. Как называется функция общения, заключающаяся в восприятии друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания?

а) коммуникативная;

б) перцептивная;

в) активная

г) интерактивная.

24. Определите уровень развития общения ребенка со взрослым по характеристикам поведения ребенка: предпочитает только играть со взрослым, волнует только, какие игрушки разрешит взять воспитатель, какую игру предложит; избегает любого разговора на познавательные и личностные темы:

а) ситуативно-личностное

б) внеситуативно-познавательное

в) внеситуативно-личностное;

г) ситуативно-деловое.

25.Как называется способность постижения эмоционального состояния другого человека?


а) перцепция;

б) рефлексия;

в) эмпатия;

г) аттракция.


 

26.Назовите положительное воздействие педагога на воспитанников в процессе общения?


а) замечание;

б) ирония;

в) просьба;

г) упрек.


 

27. Референтное (значимое, авторитетное) окружение (по Э. Эриксону), для младшего школьника это…


а) родители;

б) семья;

в) мать;

г) двор, школа.


28. О каком психологическом феномене идет речь: данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, члены группы могут взаимодействовать:

а) о сплоченности группы;

б) о совместимости группы;

в) о конфликтности группы;

г) все варианта верны.

 

29. Высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности, это:


а) ассоциация;

б) коллектив;

в) группа;

г) корпорация.


30. Какое, из приведенных ниже определений, раскрывает содержание понятия «девиантное поведение»?

а) синдром патологии психического и личностного развития, являющийся следствием дефицита общения и воспитания;

б) отношение к себе самому, как к центру вселенной;

в) система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам;

г) особенность поведения как дефект волевой сферы индивида, выражающийся в стремлении, во что бы то ни стало поступить по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей.

31. В каком возрастном периоде дети наиболее склонны к девиантному поведению?


а) в дошкольном;

б) в младшем школьном;

в) в ранней юности;

г) в подростковом.


32.Что необходимо учитывать в первую очередь при выборе технологии коррекции девиантного поведения?

а) особенности воспитательного микросоциума;

б) проблему ребенка, особенности его личности;

в) возможности специалистов, работающих с ребенком;

г) уровень социальной дезадаптации.

33. Как называется выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды?


а) адаптация;       

б) воспитанность;      

в) культура поведения;      

г) социальная адаптация.


 

34. Как называется несоответствие психофизического и социо-психологического состояния ребенка требованиям школьного обучения?

а) социальная дезадаптация;       

б)школьная неуспеваемость; 

в) школьная дезадаптация;      

г) педагогическая запущенность.

35. Как называется раздел психологии, изучающий процесс созидания человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности?

а) психология одаренности;

б)психология гениальности;

в) психология креативности;

г) психология творчества.

 

36. Как называется деятельность человека по преобразованию действительности, завершающаяся созданием нового оригинального продукта?

а) искусство;       

б) творчество;      

в) креативность;      

г) созидание.

37.Назовите возраст детей в предложенных ситуациях (а, б, в, г)? С чем связаны ошибки детей (д, е, ж, з)?

«Лена поет песенку «Елочка». Вместо фразы «Мороз снежком укутывал», она произносит «Мороз мешком укутывал». Наташа поет эту песенку так: «Порою волк, сердитый волк с лисою пробегал» вместо «рысцою пробегал»?

а) младенчество;

б) ранний возраст;

в) дошкольный возраст;

г) младший школьный возраст.

д) с недостаточным уровнем развития памяти детей;

е) с возрастными особенностями внимания детей;

ж) с влиянием жизненного опыта детей на восприятие;

з) с особенностями речевого развития детей.

38.Назовите психологическое понятие, которое проявляется в предложенной ниже ситуации?

«Папа принес Диме (сыну 2 г. 3 мес.) цветные карандаши. Дима стал рисовать, но у него ничего не получалось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, и на рисунке никак не появлялась елка, которую мальчик решил нарисовать. Мама сказала, что сыну еще рано рисовать. Но папа настойчиво вкладывал карандаш в руку Диме и водил им по бумаге. «Давай сначала вместе нарисуем, а потом и у тебя получится», – сказал папа. Мальчик полюбил рисовать и с нетерпением ждал папу с работы, чтобы вместе с ним заняться любимым делом».

а) воспитание ребенка;

б) учет зоны вариативного развития ребенка;

в) учет зоны ближайшего развития ребенка;

г) учет зоны актуального развития ребенка.

39.Определите тип темперамента на основе предложенной характеристики:

дети очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам; характеризуются повышенной чувствительностью; способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства?

а) холерический;                                            

б) сангвинический;

в) флегматический;                                        

г) меланхолический.

 

40.Какого возраста дети в предложенной ситуации (а, б, в, г) какие индивидуальные особенности детей проявляются в ходе игры (д, е, ж, з)

«Дети играли в «морское путешествие». Петя был капитаном, Саша – боцманом, Наташа – врачом, четверо детей – матросами. Капитан Петя вдруг объявил, что корабль потерпел крушение и нужны водолазы, чтобы заделать пробоину. Быть водолазами согласились матросы. Но в это время пришел врач и позвал Петю к себе в кабинет. Петя предупредил, что скоро придет, и отдал распоряжение водолазам исправить пробоину. Вместо ушедшего Пети капитаном стал Саша, который принял командование. Игра продолжалась»?

а) ранний возраст;

б) младший дошкольный возраст;

в) старший дошкольный возраст;

г) младший школьный возраст.

 

д) речевое развитие;

е) эмоциональное развитие;

ж) развития игрового творчества;

з) мотивационное развитие.

Вариант 2.

1.Основной задачей психологии как науки является

а) коррекция социальных норм поведения;

б) совершенствование методов исследования;

в) изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов отображения объективной действительности;

г) создание специальных условий для возникновения психических процессов.

 

2. Как называется направление в западной психологии, выдвинувшее программу изучения психики с помощью целостных структур?

а) психоанализ;

б) гештальтпсихология;

в) функционализм;

г) бихевиоризм.

3. Как называется метод, в ходе которого исследователь активно вмешивается в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта?

а) контент-анализ;                                                   

б) анализ продуктов деятельности;             

в) беседа;                                                        

г) эксперимент.

4. Что изучает педагогическая психология?

а) психологические проблемы, закономерности развития психики и личности в процессе обучения и воспитания;

б) онтогенез психики, то есть ее развитие от зачатия человека до его смерти;

в) психологические особенности, проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека

г) закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике.

 

5. Какой тип темперамента характеризуется как «сильный, уравновешенный, подвижный»?

а) холерик;

б) сангвиник;

в) флегматик;

г) меланхолик.

6.Как называются своеобразие психики и личности индивида, её уникальность, неповторимость, проявляющаяся в свойствах темперамента, чертах характера, эмоциональной и интеллектуальной сферах, потребностях и способностях?


а) человеком;


б) личностью;

в) индивидуальностью;

г) субъектом деятельности.

7.Какв психологии определяется термин «личность»?

а) сильный, волевой человек, достигший, общественного признания;

б) человек, достигший высокий уровень зрелости;

в) психически здоровый человек, занимающийся общественно полезной деятельностью;

г) системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении.

 

8.Что является движущими силами психического развития?


а)правила;

б) законы;

в) принципы;                                 

г) противоречия.

 

9.Что означает зона ближайшего развития?

а)ребенку надо предлагать достаточно сложные учебные задания;

б) ребенок выполняет задания самостоятельно;

в) ребенок не может выполнить задание самостоятельно, но справляется с небольшой помощью взрослых;

г) обучение должно соответствовать возможностям ребенка.

 

10.Как называется вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами?


а) словесно-логическим;

б) наглядно-образным;

в) наглядно-действенным;

г) абстрагированием.   

11.Какое условие способствует возникновению непроизвольного внимания?

а) осознание долга и обязанности;

б) наличие косвенного интереса;

в) новизна раздражителя;

г) усталость человека.

 

12.Назовите уровни освоения деятельности?

а) цель, мотив, процесс;                       

б) труд, игра, учение;

в) режиссерская игра, сюжетно-ролевая, дидактическая игра;

г) умение, навык, привычка.

 

13.Что подчеркивал Л.С. Выготский в своих работах?

а) ведущую роль обучения в развитии личности;

б) отождествление обучения и развития;

в) спонтанность развития;

г) не зависимость обучения от развития.

 

14. Как называется функция, связанная с мышлением как средством планирования и регуляции практического поведения ребёнка?

а) эгоцентрическая речь;

б) диалогическая речь;

в) устная речь;

г) контекстная речь.

15.Что такое возрастное новообразование?

а) психические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени и определяют весь ход его развития в данный период;

б) противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями;

в) восприимчивость к внешним воздействиям;

г) индивидуальные особенности ребенка.

 

16.Какая стадия интеллектуального развития по Ж. Пиаже соответствует младшему школьному возрасту в периодизации Д.Б. Эльконина?

а) стадия сенсомоторного интеллекта;

б) дооперациональная стадия;

в) стадия конкретных операций;

г) стадия формальных операций.

17. Какова цель диагностической методики «Графический диктант»?

а) определить уровень овладения детьми навыками письма;

б) определить уровень произвольности поведения детей, умение слушать, понимать, выполнять указания взрослого, действовать по его инструкции;

в) определить уровень овладения детьми пространственными отношениями;

г) определить уровень умения ребенка ориентироваться на листе бумаги.

18. Какое слова необходимо дописать в предложении: «Индивидуальный подход – ориентация на … и … особенности, использование специальных способов воздействия, соответствующих особенностям:

а) психоэмоциональные, физиологические;

б) психоэмоциональные, физические;

в) психические, физические;

г) психические, физиологические.

19. Какой тип темперамента описывается: ребенок медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и сложно вывести из себя?


а) сангвиник;

б) флегматик;

в) холерик;

г) меланхолик.


20. Что характерно для психических процессов детей младшего дошкольного возраста?

а) произвольность;

б) инертность;

в) послепроизвольность;

г) непроизвольность.

21. Что происходит в игре с ребенком?


а) адаптация;

б) интеграция;

в) индивидуализация;

г) социализация.


22. Как называются игры, специально создаваемые в целях обучения?

а)коммуникативными;

б) подвижными;

в) дидактическими;

г) сюжетными.

21.В чем происходитудовлетворение потребности ребенка при ситуативно-личностном общении?


а) во взаимопонимании;

б) в сотрудничестве;

в) в уважении взрослого;

г) в доброжелательном внимании.


22. В каком возрастедружеские взаимоотношения являются недостаточно устойчивыми?


а) в юношеском;

б) в подростковом;

в) в младшем школьном;

г) в зрелом.


 

23. Какой вид общения со взрослыми должен быть сформирован к концу дошкольного возраста?

а) непосредственно-эмоциональное;

б) ситуативно-деловое;

в) внеситуативно-личностное;

г) все ответы верны.

24.Какой аспект личностиребенка-дошкольника влияет на его положение в группе сверстников?

а) индивидуальные способности;

б) успешность в деятельности;

в) способность удовлетворять потребности других;

г) все ответы верны.

25.Каковаосновная линия отношений для социальной ситуации развития младшего школьника:

а) ребенок – воспитатель;

б) ребенок – учитель;

в) ребенок – родители;

г) ребенок – сверстники.

26. Назовите уровень развития группы, межличностные отношения в которой  опосредствуются личностно значимым и общественно ценным содержанием коллективной деятельности:

а) ассоциация;

б) корпорация;

в) коллектив;

г) толпа.

27. Как называется процесс упрочения единства группы, стабилизации и   упорядочении межличностных отношений – это

а) консолидация;

б) дифференциация;

в) интеграция;

г) дезинтеграция.

28. Какое из приведенных ниже определений, раскрывает содержание понятия «социальная адаптация»?

а) приспособление, привыкание организма к новым условиям;

б) способность организма (личности, функции) приспосаб­ливаться к различным условиям внешней среды;

в) привыкание к изменениям, происходящим во внешней среде;

г) процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям новой социальной среды.

 

29. Как называется система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам?

а) проступок;     

б) девиантное поведение;    

в)дисциплинарные нарушения;

г) шалость.  

 

30. Как называется отклоняющееся поведение человека, вызванное непреодолимым препятствием, преградой (физической и нравственной), мешающей достижению цели и удовлетворению потребности, что сопровождается переживаниями разочарования, раздражения?

а) алкоголизм;

б) наркомания;

в) фрустрация;

г) мазохизм.

31. Как называется отклоняющееся поведение человека, причиняющее моральный, физический и материальный ущерб другим людям или вызывающее у них психический дискомфорт?

а) апатия;

б) агрессия;

в) антипатия;

г) аффект.

 

32. Как называется способность личности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях:

а) совместимость;

б) дезадаптация;

в) адаптивность;

г) пластичность.

 

33. Какие стадии творческого мышления выделил Г. Уоллес?

а) предвосхищение, инкубация, эврика, воплощение;      

б) целеполагание, планирование, творчество, продукт творчества;          

в) определение цели, деятельность, результат;         

г) накопление, инкубация, озарение (инсайт), проверка.

34. Что включает понятие «креативность»?

а) феномен «звездности»,

б) генетическая аномалия,

в) способность к творчеству;

г) желание творить.

 

37. Как называется тип темперамента в предложенной характеристике (а, б, в, г)? На что должна быть направлена работа с данными детьми (д, е, ж, з)??

дети отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой; эмоции проявляются неявно: негромко смеются, тихо плачут; характерна высокая работоспособность, умение делать все тщательно; навыки и привычки формируются крайне медленно, но очень устойчивы?

а) холерический;                                            

б) сангвинический;

в) флегматический;                                        

г) меланхолический.

 

д) воспитывать настойчивость, целеустремленность, усидчивость;

е) требовать сдержанности в поведении;

ж) следует развивать недостающие им качества – подвижность, активность;

з) использовать лепку, рисование, конструирование, несоревновательные

игры.

38.Какое решение ситуации можно считать наиболее правильным? «Пришла соседка в гости, поздоровалась со всеми и персонально обратилась к Лиде (3 года), которая смущенно стояла в стороне. Попыталась с ней заговорить, но мама, желая сгладить конфуз дочери, сказала: «Она у нас всегда такая робкая!»

а) ответить за ребенка;

б) сделать замечание соседке;

в) нужно было сказать «Здесь нечего бояться!»;

г) познакомить девочку с соседкой и рассказать о ней, предложить девочке вместе показать игрушки.

39. Как называется метод исследования, описанный в предложенной ситуации? Как могут быть использованы результаты исследования?

Петя (6 лет) нарисовал рисунок. В центре листа – большой телевизор, рядом кресло, в котором сидит крупных размеров папа с большими руками и сигаретой; ближе к краю листа мальчик изобразил маленькую фигурку это младший брат Вася; в верхнем углу – маленькая, ярко раскрашенная фигура мамы с большой сковородкой в руках. Исследователь спросил Петю: «Почему ты себя не нарисовал?» «А я не уместился», - ответил мальчик.

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) анализ продуктов деятельности;

г) опрос.

 

д) при обучении ребенка;

е) при воспитании адекватной самооценки;

ж) при формировании навыков самообслуживания;

з) при развитии изобразительных навыков.

 

40.Какие особенности детей можно выявить в результате данной беседы?

Хорошо ли тебе в группе? Дружно ли вы играете? Ссоритесь ли вы? Как часто? Можно ли про вас сказать, что вы дружные ребята? Кто тебе нравится? Почему? Кто с тобой играет? Почему? С кем ты никогда не играешь? Почему? А хотел бы ты с ними играть?

а)определить интересы детей;

б) определить особенности взаимоотношений в группе;

в) определить отношение к игровой деятельности;

г) определить отношение к детскому саду.

 

 

      

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.