|
|||
Текст как изучения гуманитарных наук1) Текст как изучения гуманитарных наук Текст– это объединенное смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц. Подходы к оценке текста. (Когда ты видишь текст, ты оцениваешь его с точки зрения нескольких подходов и это порождает особенности текста). Взаимосвязь: *контекст – внетекстовые факторы: социум, автор 2. Семиотический подход – человеческим языком: ты смотришь на текст и оцениваешь знаки и символы. Картинки в тексе – это иконические знаки. 3. Культурологический подход – культурологическая ценность. Отношение автора и читателя. Семантика текста – это характеристика его отношений с действительностью; Синтактика (греч. sintaktikos «составленный») – характеристика внутренней структуры текста (как организован текст); Прагматика (греч. pragma «польза, дело») текста – характеристика его отношений с аудиторией (как он осваивается). Тезисы Бахтина: Текст - первичная данность соответствующих гуманитарных дисциплин, объект исследования этих дисциплин, исходный пункт. Каждый текст предполагает общепонятную (то есть условную в пределах данного коллектива) систему знаков, язык (хотя бы язык искусства). Если за текстом не стоит язык, то это уже не текст, а естественно-натуральное (не знаковое) явление, например комплекс естественных криков и стонов, лишенных языковой (знаковой) повторяемости Всякий истинно творческий текст всегда есть в какой-то мере свободное и не предопределенное эмпирической необходимостью откровение личности.
2) Текст как предмет изучения семиотики. ТЕКСТ СЕМИОТИЧЕСКИЙ, как таковой, в нашем понимании — специфически семиотическое понятие, а именно: структурированная знаковая система любого типа, выделенная из какого-либо (природного — событие, явление, отношение, или созданного — "вторая реальность", в т.ч. произведение искусства) денотатного поля с целью извлечения информации. Сам термин — "текст" в семиотическом случае никакого сугубо лингвистического содержания не имеет и является только образным названием знаковой системы. Напр., характерные ПРИЗНАКИ или намеренные ЗНАКИ, оставленные на месте события, есть ТЕКСТ, из которого наблюдатель (напр., следователь) узнает, "вычитывает" информацию о характере произошедшего. Стремление к точному моделированию приводит к созданию метасемиотики: объектом исследования становятся не тексты как таковые, а модели текстов, модели моделей и т. д. Вторая тенденция сосредоточивает внимание на семиотическом функционировании реального текста. Оформление семиотики культуры - дисциплины, рассматривающей взаимодействие разноустроенных семиотических систем, внутреннюю неравномерность семиотического пространства, необходимость культурного и семиотического полиглотизма, - в значительной мере сдвинуло традиционные семиотические представления. Дальнейшая динамика художественных текстов, с одной стороны, направлена на повышение их целостности и имманентной замкнутости, а с другой, на увеличение внутренней семиотической неоднородности, противоречивости произведения, развития в нем структурно-контрастных подтекстов, имеющих тенденцию к все большей автономии. Других важных ее моментов следует подчеркнуть напряжение между тенденцией к интеграции - превращению контекста в текст (складываются такие тексты, как "лирический цикл", "творчество всей жизни как одно произведение" и т. п.) и дезинтеграции - превращению текста в контекст (роман распадается на новеллы, части становятся самостоятельными эстетическими единицами). В этом процессе позиции читателя и автора могут не совпадать.
3) Философско-культурологический подход к изучению текста. Представители философско-культурологического направления вкладывает в текст особое значение. Текстом является, как культурологическое ценное не каждый связный комплекс. Есть и концепция текста "без берегов" - мир - это всё текст. Философско-культурологический подход в послед. текста использует мало приемлимое толкование( сточки зрения публиц.) категории текста, но именно благодаря этому подходу были внесены важные дополнения в понимание текста.
4) Специфика литературоведческого подхода к изучению текста. В целом на современном уровне развития лингвистики текста в этой области языкознания можно выделить несколько основных направлений исследований, которые рассматриваются разными лингвистами либо по отдельности, либо во взаимосвязи. Это В основе другой точки зрения лежит положение о том, что текст, будучи системой более высокого порядка, чем предложение, сам является частью другой, более сложной системы. Сторонников этого направления можно условно разделить на две большие группы в зависимости от того, какая система, по их мнению, является высшей по отношению к тексту. Некоторые лингвисты рассматривают текст с функциональной точки зрения и не без основания считают, что текст - это такое явление, которое не может существовать вне общения, вне функциональных задач. По мнению этой группы лингвистов, текст есть языковой компонент акта коммуникации. 5) Теория журналистики и коммуникативистика: сходства и различия в подходах к тексту. Понятие медиа-текст. Термин "медиа" происходит от латинского "media" (средство) и в современном мире повсеместно употребляется как аналог термина СМК - средства массовой коммуникации (печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет). При этом в формулировках "медиа", принятых в разных странах, как правило, нет разночтений. Они отличаются только стилистически. Функции масс-медиа: Медиаобразование – процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» Медиатекст - конкретный результат медиапродукции, сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.). Категория медиа - различные виды (печать, телевидение, кинематограф и др.), формы (рекламные, документальные, образовательные и т.д.) и жанры (статья, интервью, репортаж, драма, комедия и др.) медиатекстов. Технология медиа - аппаратура, инструменты и материалы, необходимые для производства медиатекстов; способы создания медиатекстов (в плане использования конкретных технических средств, композиции, жанра и т.д.). Журналистика и коммуникативистика: общее и единичное Если рассматривать Internet как СМК, то стоит отметить, что он разбивает общество и в то же время объединяет его на несколько социумов. В СМК входит публицистика – это способ, который вызывает активность у тех, кто слушает/читает/смотрит.
6) Научные споры вокруг природы журналистского (публицистического) произведения: школы, основные представители. Полемика о термине. Продукт творческой деятельности журналиста – актуальная научная и практическая проблема. В законах отсутствует четкое определение понятия. Богуславская В.В. (ростовская научная школа) использует термин «Журналистский текст» - т.е. любой газетно-журнальный текст, неоднородный в плане жанровых особенностей. Журналистский текст – это конкретная реализация языковой системы и определенной социокультурной модели журналистики. Основополагающей в этом смысле для нас является идея Ю. М. Лотмана о том, что текст – это передача имеющейся информации, и рождается он в семиосфере - «в синхронном семиотическом пространстве, заполняющем границы культуры Журналистский текст представляет целенаправленное отражение действительности автором–субъектом для массового адресата – аудитории. Поэтому журналистский текст социален: он отражает и по своей сути является одним из способов человеческих отношений – коммуникации. Журналистский текст имеет ряд специфических черт:- Социальная направленность- Коммуникативная направленность Богуславская подчеркивает необходимость рассмотрения работы журналиста в сочетании с экстралингвистическими факторами. Теория Кройчика Л.Е. Публицистический текст – особый вид текста, посвященный актуальным явлениям и проблемам текущей жизни общества, используемый как средство выражения плюрализма мнений, т.к содержит авторскую точку зрения на происходящее. Концепция Кройчика базируется на представлении о различиях, существующих между журналистикой как видом профессиональной деятельности и публицистикой как особым видом творчества. Публицистика по мнению Кройчика начинается с интерпретации факта: «публицистический текст – это всегда интенция всегда соединяет пространство авторской мысли и пространство восприятия авторского замысла аудиторией. Дискурс – термин, пришедший в журналистику из лингвистики (Понятие дискурса трактуется как процесс речемыслительной деятельности и как понятие текста как ее результата, зафиксированного в письменной форме). «Публицистический текст – это всегда дискурс». «Публицистический текст – связанный знаковый комплекс, заключающий в себе законченный смысл, соорентированный на передачу общезначимой информации от автора к массовой аудитории». Концепция Харольского В.В. и его учеников (Смотрова) – Воронеж. Полемика Харольского отражает сложность формирующегося теоретического знания о природе журналистского творчества. Харольский разводит понятия «Журналистский текст» и «Публицистический текст». Рассмотрим их характеристики. Журналистский текст. Предметом являются факты и события. Целевая установка – показать событийность, отразить изменчивое состояние действительности, в большей степени информировать. В качестве экспрессивно-смысловой модели выступает авторский посыл. Роль факта – атомарный факт: соединение АФ, сингулярность (единичность существа, события, явления). Сопоставимы с сюжетом. Автор – коллективный интеллект. Журналистский текст – процесс фиксации злободневных фактов и текущих событий.Публицистический текст. Предмет – факты, события + вектор их понимания. Целевая установка – выразить мнение и оценку/в большей степени ориентировать. Экспрессивно-смысловая модель – окраска и оценка факта. Роль факта – первичные события сопоставимы с мотивом, эмерджентность (англ. emergence — возникновение, появление нового). Автор – коллективный интеллект. Публицистический текст – это процесс фиксации злободневных фактов и текущих событий, является частью убеждения медийного дискурса.
7) Специфика прагматических, семантических, синтактических отношений журналистского (публицистического) текста. Категория «публицистический текст» может быть рассмотрена в свете различных научных концепций – фолософско-культорологических, коммуникативных и.т.д. Укладываясь в рамки этих подходов (как продукт осмысления, отражения действительности) журналистский текст всё-таки сохраняет свою специфику – журналистский (публицистический) текст всегда сохраняет связь с реальной основой. Три типа отношения к тексту:- семантический- прагматический- синтактический. Целостное представление:- Структурный аспект (содержание, форма)- Относительный аспект (взаимоотношение с аудиторией). Прагматические отношения – взаимодействие текста с аудиторией. Функциональный объект, представляющий собой реализацию основных функций журналистики как массовой деятельности. Миссия журналистики – способствовать развитию и выживанию отдельного человека и аудитории в целом. Фокусом прагматических отношений становится категория идеи. Прагматические отношения:- образуют понимание текста аудиторией - обуславливают стратегическое целеполагание и конкретные творческие задачи. Прагматическая сторона обуславливает внутреннюю сущность текста – семантику и синтактику. Концепция – это идея текста. Семантика (греч. Semanticos – «значимое. Обозначающее»). Семантические отношения фокусируются в понятии «тема». Семантика – факты, выводы, аргументы. Образ реального факта, созданного в произведении. Синтактика (от греч. Sintakticus – «составленный»). Синтактика – внутренняя структура текста. Организация языковых ресурсов в тексте.
8) Журналистский (публицистический) текст как дискурс Дискурс – термин, пришедший в журналистику из лингвистики (Понятие дискурса трактуется как процесс речемыслительной деятельности и как понятие текста как ее результата, зафиксированного в письменной форме). «Публицистический текст – это всегда дискурс». Любой, по сути, журналистский материал выступает как часть этого дискурса. Публицистическое произведение в той или иной мере всегда интегрировано с важнейшим сегментом общего дискурса – политическим дискурсом, который несет в себе идеологическое содержание. Социальный аспект произведения выступает в сочетании с аспектом идеологическим. Вместе с тем это разные понятия, о чем свидетельствует и анализ приведенных выше примеров. Идеологический аспект, отражая познавательно-смысловую сторону текста, конкретно проявляется в его концепте – «языковом воплощении понятия», своеобразном семантическом ядре. Журналистский текст является отражением действительности, отражением созданного субъектом (автором) для конкретного воспринимающего сознания, то сеть сложным коммуникативным явлением, включающим кроме текста, еще и экстралингвистические факторы (знание о мире, времени, мнение, установки адресата, адресанта). Необходимы для понимания текста:
9) Прагматическая направленность интертекстуальных включений журналистского (публицистического) текста. Не забываем, что прагматические отношения - это взаимодействие текста с аудиторией. Органично присущее тексту свойство включать в себя сторонние элементы, а также наложение одних ассоциативно-семантических структур на другие с образованием новых дополнительных значений называется интертекстуальностью. Интертекстуальность, будучи неотъемлемым качественным признаком любого связного и целостного знакового образования, отражается в понятии интертекста. «Это те элементы иного текста, которые присутствуют в смысловой структуре рассматриваемого текста как неотъемлемая ее часть. Интертекст – всегда сжатый парафраз текста-источника, возникающий не непосредственно из самого текста-источника, а опосредованно – через представление о тексте-источнике в культурном тезаурусе читателя». Принцип интертекстуальности реализуется сложно, процесс реконструирования прежних текстуальных образований протекает неоднозначно, возможно диалектическое отрицание «устаревших» понятий, что дает повод говорить, в частности, и о «негативной интертекстуальности». Художественное творчество и публицистика различаются в этом отношении, как и во многих других. «Функциональное отличие интертекста в поэтическом тексте от интертекста в журнальных статьях заключается в том, каким образом интертекст включается в смысловую структуру текста. Чтобы особо подчеркнуть причинно-следственные связи, четко выделить хронологическое и логическое детерминирование интертекста, используют понятие претекста. Любые варианты интертекста оказывают в той или иной мере воздействие на формирование подтекста – дополнительного семантического образования, возникающего в пределах текстового материала и в определенной степени скрытого в нем, всегда неявного, требующего домысливания. В одном произведении может быть один подтекст, а может быть и несколько.
11) Идейно-тематическое своеобразие журналистского (публицистического) произведения. Традиционно под идеей понимается главная мысль произведения, в которой воплощаются авторское открытие – достигнутое автором понимание предмета, понимание цели повествования, передаст определенную ценность и интерес аудитории. Но категория идея ЖТ имеет свою специфику: в связи с тем, что контакт журналистского текста с потребителем информации происходит на двух уровнях: социальной практики (массовое сознание) и субъективной практики (индивидуальность субъективного сознания автора). Пронин предложил разделять идею в журналистском произведении условно на опорную и рабочую. Опорная идея может фиксировать в общественном сознанию как общепринятые нормы, либо мировоззренческие установки. В качестве опорной идеи может выступать бытовое правило. Опорная идея очень часто не формулируется как прямое высказывание, но она является опорой мыслительной работы журналиста и проявляется как глубинный подтекст. Наличие опорной идеи – необходимое условие сознания журналистского текста. Она придает устойчивость, социальную значимость произведению. Рабочая идея. Прямо проявляется в тексте. Журналистское произведение всегда акт практический, а не теоретический, поэтому в любом тексте всегда на первый план должна выходить конкретная программа разрешения.
10) Роль автора в журналистском (публицистическом) произведении. В современной журналистике образ автора соотносится и с особенностями индивидуального стиля журналиста, и со всем строем его сугубо личностного мировосприятия. До недавнего времени не существовало четкого терминологического аппарата по определению данного понятия. Очень часто образ автора соотносили с неким художественным образом, хотя существует большая разница между функцией автора в литературном и журналистском произведениях. Чтобы показать эти различия, рассмотрим вопрос о соотношении образа автора с реальной личностью в литературе и в публицистике. Автор является центром того «замкнутого бытия», в границах которого возникает своеобразный художественный мир, существующий по своим законам. Иные функциональные задачи стоят перед автором журналистского произведения. Здесь, как правило, мы имеем дело не с вымышленным образом, а с вполне реальным лицом, т.е. с личностью журналиста. Среди задач, стоящих перед автором журналистского произведения, можно назвать следующие: во-первых, журналист как носитель идейного замысла произведения должен четко обозначить свою мировоззренческую позицию в отношении описываемых событий и, во-вторых, постараться проявить свою творческую индивидуальность. В мировоззренческой позиции автора проявляется совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности журналиста и его отношение к действительности. Автор журналистского произведения, выражая свои мировоззренческие взгляды, тем самым проявляет особенности своего самосознания. Автор журналистского произведения, стремясь вовлечь читателя в познание исследуемого вопроса, выдвигает различные тезисы, аргументы и суждения. При этом осознание журналистом истинности собственных выводов может выражаться в следующих формах: уверенность в выдвигаемых положениях; сомнения в их истинности; догадки о возможности их истинности и т.д. Все эти мыслительные авторские проявления выступают в качестве психологических элементов, призванных придать авторской позиции особую воздействующую силу. Таким образом, авторское сознание проявляется в журналистском произведении посредством демонстрации различных мировоззренческих взглядов.
12) Факт как основа журналистского (публицистического) произведения. Связь факта с актуальной общественной проблемой. Основа журналистского про изведения - факт. Это понятие используется в двух значениях. Журналистский текст состоит из высказываний, констатирующих какие-то признаки реальности, которые можно проверить и доказать их соответствие действительности. Факт (от пат. factum - сделанное, свершившееся) - действительно существующее, невымышленное событие, явление - то, что произошло на самом деле, основанное на теоретическом обобщении. Совокупность истинных суждений о событии, образующих завершенный сюжет этого события, может быть названа реальным фактом в отличие от отдельно взятого истинною суждения об этом событии – вербального факта.
13) Специфика идеи журналистского (публицистического) произведения: понятия «опорная» и «рабочая идея». Традиционно под идеей понимается главная мысль произведения, в которой воплощаются авторское открытие – достигнутое автором понимание предмета, понимание цели повествования, передаст определенную ценность и интерес аудитории. Но категория идея ЖТ имеет свою специфику: в связи с тем, что контакт журналистского текста с потребителем информации происходит на двух уровнях: социальной практики (массовое сознание) и субъективной практики (индивидуальность субъективного сознания автора). Пронин предложил разделять идею в журналистском произведении условно на опорную и рабочую. Опорная идея может фиксировать в общественном сознанию как общепринятые нормы, либо мировоззренческие установки. В качестве опорной идеи может выступать бытовое правило. Опорная идея очень часто не формулируется как прямое высказывание, но она является опорой мыслительной работы журналиста и проявляется как глубинный подтекст. Наличие опорной идеи – необходимое условие сознания журналистского текста. Она придает устойчивость, социальную значимость произведению. Рабочая идея. Прямо проявляется в тексте. Журналистское произведение всегда акт практический, а не теоретический, поэтому в любом тексте всегда на первый план должна выходить конкретная программа разрешения.
14) Требования, предъявляемые к «рабочей идее» журналистского (публицистического) про изведения.Рабочая идея – информация, выработанная непосредственно при освоении реальной конкретной ситуации и подсказывающая адресату внешние или внутренние действия в целях разрешенич проблемы, т.е. собственно журналистская информация (по терминологии Е.И. Пронина). 5 разновидностей РИ в современной российской журналистике: Рабочая идея – конкретная концепция, программа, выработанная журналистом и представленная в тексте. При написании текста выходит на первый план. 15) Понятие элементарных выразительных средств (ЭВС) журналистики (публицистики). Элементарные выразительные средства (ЭВС) – это своего рода искусственный язык, посредством которого журналистская информация обнаруживает себя, объективируется, приобретая характер информационного продукта, пригодного к многократному использованию в определенных целях. Понятие ЭВС, введенное Е.И. Прониным, сложилось при осмыслении информационной природы и знакового инструментария журналистского творчества. ЭВС прекрасно служит при анализе структуры текста. Поскольку, с одной стороны, объединяет весь «строительный материал», используемый для создания журналистского произведения, а с другой – позволяет легко его дифференцировать. Для журналиста факты – это прежде всего достоверные сведения, устанавливающие реальность существования каких-либо явлений (предметного или идеального, т.е. информационного ряда) в настоящем или прошлом. Нормативная информация. Нормы представляют собой требования, адресованные обществом социальным группам, отдельным личностям. Общественные нормы многообразны. Они могут быть отнесены к тем или иным типам, в зависимости от оснований классификации. Они, например, могут быть политическими, экономическими, моральными, техническими, медицинскими и т.д. Из этого следует, что потребителя информации СМИ будут интересовать сведения следующего плана:
16) Фактологический ряд элементарных выразительных средств, его роль в передаче содержания журналистского (публицистического) произведения. Элементарные выразительные средства (ЭВС) – это своего рода искусственный язык, посредством которого журналистская информация обнаруживает себя, объективируется, приобретая характер информационного продукта, пригодного к многократному использованию в определенных целях. КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? – эти четыре вопроса определяют содержание факта как средства для выражения описательной информации, полученной журналистом в результате точного установления границ интересующего его «атома действительности». Фактоиды – смысловые единицы, в которых отображаются такие характеристики фрагментов воспроизводимой ситуации, которые поддаются лишь частичной проверке и поэтому обладают меньшей степенью достоверности. Эмпирические обобщения – это смысловые единицы, напоминающие статистический факт: в них тоже сообщается о фрагментах ситуации в обобщенном виде. В совокупности рассмотренные здесь смысловые единицы (факт, фактоид, эмпирические обобщения) образуют фактологический ряд ЭВС журналистики,который используется для:- материализации описательной информации, отражающей конкретную реальную ситуацию как «молекулу» действительности;- воссоздания облика действующих лиц, обстановки происходящего – характерных деталей, как принято говорить;- выявления связи конкретной реальной ситуации и более масштабной проблемы;- выявления причинно-следственных связей происходящего, демонстрирования степени авторской включенности в ситуацию, обозначения вариантов развития событий в условиях, альтернативных сложившимся. Чтобы раскрыть смысл сегодняшних фактов, приблизить их к читателю, помочь ему понять их и оценить, журналистика прибегает к использованию материала культуры, включая его в тексты как специфические смысловые единицы.
17) Нормативный ряд элементарных выразительных средств: общая характеристика, роль в журналистском (публицистическом) произведении. Чтобы авторская позиция могла быть воспринята точнее, в журналистике оказался востребованным еще один вид ЭВС культурологического ряда – нормативы. В сущности, это тоже смысловые единицы, в которых отражаются элементы культуры, несущие в себе значимый социальный опыт. Однако и они, и форма их бытования в журналистских материалах иного свойства. В отличие от образов, позволяющих адресату информации соотнести новые для них факты с известными им конкретно-чувственными представлениями, нормативы обращают нас к установлениям общества, которые в культуре существуют в виде неких директив – законов, правил, норм. Установления общества, которые осознаются журналистами как нормативы, могут относиться к самым разным сферам действительности. Прежде всего, конечно, это положения законодательства и моральные принципы, идеологиче
|
|||
|