Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задание.. Ткаченко В.Д. НО2 (5 группа)



Задание.

Вопросы на странице 47.

1) Исторически сложились две теории психического развития человека:
- теория сенсуализма (основана на социальном научении);
- теория преформизма (основана на врожденных инстинктах).

2) Знание данных теорий позволит педагогу понимать особенности психического развития детей младшего школьного возраста и подбирать эффективные методы изучения их личности и обучения в целом.

3) Психическое развитие, согласно первой теории, рассматривается в качестве процесса накопления социально приемлемых форм поведения ребенка и выработки полезных привычек и навыков. Психическое развитие, согласно второй теории, рассматривается как созревание и реализация природных задатков человека.

4) Самые значимые факторы, оказывающие существенное влияние на психическое развитие ребёнка, это биологическое созревание (биологический фактор) и способы общения с родителями (социальный фактор).

5) Психическое развитие протекает согласно определённым закономерностям. Выделяется несколько закономерностей психического развития:
- неравномерность и гетерохронность (неравномерное развитие различных психических функций, свойств и образований и несовпадение во времени развития отдельных органов и функций);
- неустойчивость развития (развитие происходит через кризисные периоды);
- сензитивность (обучение и воспитание лучше начинать в периоды, наиболее благоприятные для развития определённых качеств и навыков);
- кумулятивность (качественное преобразование психического развития, когда результаты развития предшествующего возрастного периода включаются в последующий, но с определёнными изменениями);
- дивергентность и конвергентность (повышение разнообразия в процессе психического развития и усиление избирательности).

Вопросы на странице 65.

1) Согласно возрастной периодизации на основе ведущей деятельности психолога Д.Б. Эльконина, младший школьный возраст охватывает период от 6–7 до 10–11 лет.

2) Социальная ситуация – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Социальная ситуация характеризуется социальными мотивами. Они отвечают потребностям детей в общении с другими людьми, в их одобрении, в том, чтобы занять определённое место в системе общественных отношений.
К социальным мотивам относятся широкие социальные мотивы:
- мотивы самосовершенствования (учиться, чтобы быть культурным, развитым);
- мотивы самоопределения (после школы продолжить учиться, хорошо работать);
- мотивы долга и ответственности (ответственность перед классом, учителем, обществом).
К социальным мотивам относятся узколичные социальные мотивы:
- мотивы благополучия (избежать двойки, соответствовать ожиданиям родителей, получить хорошую отметку);
- престижные мотивы (быть лучшим в классе, занять достойное место среди одноклассников).

3) В младшем школьном возрасте (7–11 лет) ведущей деятельностью становится учебная деятельность, в которой учащиеся с помощью учителя осваивают правила и способы учебных действий и в которой развиваются интеллектуальные и познавательные способности. Для формирования учебной деятельности у младших школьников необходимо знание ее структуры.
Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов в структуре учебной деятельности отмечают следующие компоненты:
- мотивация учения – система побуждений, которая побуждает учащегося учиться;
- учебная задача – система заданий, при выполнении которых учащийся осваивает наиболее общие способы действия;
- учебные действия – те действия, с помощью которых усваивается учебная задача;
- действие контроля – те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;
- действие оценки – те действия, с помощью которых оценивается успешность усвоения учебной задачи. Для успешного формирования учебной деятельности у младших школьников необходима положительная мотивация.

4) При определённых условиях дети младшего школьного возраста способны научиться организовывать своё поведение в соответствии с заданными правилами. Важнейшим условием развития произвольного поведения является участие взрослого, который определяет, что можно и что нельзя делать ребенку, какие задания выполнять, каким правилам подчиняться Внутренний план действий – это способность к планированию и выполнению действий во внутреннем плане. Каждое психическое действие проходит в своем развитии ряд этапов: от внешнего действия с материальными предметами к действию внутреннему. Такую последовательность проходят все умственные действия (счет, чтение, выполнение арифметических операций и др.). Нередко можно наблюдать, как младшие школьники во время устного счета пересчитывают свои пальцы на руках. Подобное явление говорит о несформированность внутреннего плана действий. Данные учащиеся еще затрудняются проводить счет во внутреннем плане, поэтому им нужны внешние опоры – пальцы. Таким образом, развитие внутреннего плана действия обеспечивает способность ориентироваться в условиях задачи, выделять в нем наиболее существенное, планировать ход решения, предусматривать и оценивать возможные варианты ее решения. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия, и тем самым создаются новые возможности для формирования самооценки достижений и личностных качеств. Рефлексия – это способность анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности. В младшем школьном возрасте только начинает формироваться способность рассматривать и оценивать собственные действия, развиваются умения анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. В основном способность к рефлексии у детей младшего школьного возраста формируется и развивается при выполнении действия контроля и оценки.

5) Наиболее наглядным примером формирования ориентировочной основы действия является обучение счёту:
- сначала ребенок учится пересчитывать и складывать реальные предметы;
- далее он учится проделывать то же самое с их изображениями (например, считает нарисованные кружочки);
- затем он может дать правильный ответ, уже не пересчитывая пальцем каждый кружок, а совершая аналогичное действие в плане восприятия, лишь переводя взор, но по-прежнему сопровождая счет громким проговариванием;
- после этого действие проговаривается шёпотом;
- действие окончательно переходит в умственный план,

ребёнок становится способен к устному счёту.

Вопросы на странице 88.

1) На протяжении младшего школьного периода в развитии внимания у младших школьников происходят существенные изменения, идёт интенсивное развитие всех его свойств, особенно резко (почти в два раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К третьему–четвёртому классу младшие школьники становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.
Таким образом, если в начале обучения преобладающим видом у младших школьников является непроизвольное внимание, то к концу обучения в начальной школе их внимание становится произвольным, у них развиваются умения длительно сосредотачиваться на объекте деятельности, управлять своим вниманием, переключать его с одного объекта на другой.

2) Память – это запечатление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом собственного опыта. В отличие от дошкольников, хорошо запоминающих учебный материал, вызывающий у них интерес, младшие школьники способны уже целенаправленно и произвольно запоминать материал, который им неинтересен и непонятен.
Внимание – это направленность психической деятельности на объект, сосредоточенность на нем. В отличие от дошкольников младшие школьники более внимательны и уже способны концентрировать свое внимание на неинтересных действиях. Однако внимание младших школьников еще характеризуется небольшим объемом (всего два–три объекта), неустойчивостью, слабым распределением и слабой переключаемостью с одного объекта на другой: смотреть на доску, слушать ответы одноклассников, следить за работой в тетради.
Мышление – это психический процесс обобщенного опосредованного, абстрактного отражения объективной действительности. Мышление младших школьников становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием приобретают осознанный и произвольный характер. В первых–вторых классах доминирующим у младших школьников является наглядно-образное мышление. Это означает, что для совершения мыслительных операций (сравнения, обобщения, анализа, логического вывода) младшим школьникам необходимо опираться на наглядный материал. Мышление первоклассников связано с их личным опытом, поэтому в предметах и явлениях они чаще всего выделяют те стороны, которые говорят об их применении и действии с ними.

3) Восприятие – это целенаправленное отражение предметов, событий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителя на рецептурные поверхности органов чувств. В начале школьного обучения младшие школьники учатся целенаправленно и поэлементно обследовать предмет. В этом отношении учебный процесс предполагает обучение их развитию умений рассматривать и воспринимать объект не только в целом, но и в отдельности. Младших школьников учат замечать особенности воспринимаемого объекта. С этой целью учителем создается предварительное представление, т.е. поисковый образ для того, чтобы младшие школьники смогли увидеть то, что нужно. Младшие школьники обучаются сравнению сходных объектов, выделению главного, существенного. Таким образом, если учитель учит младших школьников наблюдать, ориентирует на разные свойства объектов, то они начинают лучше ориентироваться в окружающих предметах, и в частности, в учебном материале. Только в этом случае к концу младшего школьного возраста восприятие у младших школьников становится синтезирующим, т.е. они начинают устанавливать связи между элементами воспринимаемого.

4) Воображение – это психический процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений. В процессе учебной деятельности младшие школьники получают много описательной информации, что требует от них постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять учебный материал и усвоить его. Поначалу воображение у младших школьников недостаточно развито, их образы расплывчаты и неясны. Лишь в процессе целенаправленной учебной деятельности воображение у младших школьников начинает успешно развиваться. В начале обучения для возникновения образа младшим школьникам требуется конкретный предмет. Они учатся воссоздавать образы по картинкам и схемам. Первоклассники могут отразить в образе только несколько признаков с преобладанием несущественных. Однако ко второму–третьему классу число отображаемых признаков у младших школьников возрастает с преобладанием существенных. Их образы становятся обобщенными и определёнными. В младшем школьном возрасте начинает развиваться творческое воображение как способность создавать новые образы на основе имеющихся представлений.
Таким образом, воображение у младших школьников

становится все более управляемым. Под влиянием обучения младшие школьники начинают воссоздавать более точные и детальные образы, опираясь не только на картинки, но и слово, правильно представлять последовательность событий во времени.

5) Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Большинство первоклассников оценивает свою работу в классе и уровень полученных знаний достаточно высоко, они довольны собой и своими успехами. Во втором же классе у многих учащихся самооценка учебной деятельности резко снижается, а в третьем – опять повышается. Критичность младших школьников к себе повышается из-за возможности ориентироваться на качество результатов своей работы, на свои оценки, которые теперь можно сравнить с отметками своих одноклассников. Для развития у младших школьников адекватной самооценки необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта. Это означает, что учителю следует оценивать не личность младших школьников, а результат их учебной деятельности, сравнивать достижения младших школьников с их достижениями на предыдущих этапах, поощрять даже небольшие успехи в учении. Большое значение на развитие самооценки младших школьников оказывает стиль семейного воспитания. Как правило, младшие школьники с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи и рано осознают свою исключительность. В семьях, где внимание к личности ребёнка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью, как правило, развивается адекватная самооценка. В семьях, где присутствует безразличие, равнодушие или бесконтрольность, у младших школьников развивается низкая самооценка. У младших школьников с заниженной или низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадёжности.
Таким образом, самооценка у младших школьников становится более адекватной и дифференцированной лишь к концу обучения в начальной школе.

 

Ткаченко В.Д. НО2 (5 группа)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.