Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ



ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ

Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ ЖЕНИ ДЕРЮГИНОЙ»

Реферат

на тему: «философия ницше. нигилизм»

по дисциплине: философия

 «сестринское дело»№ 310201

Выполнила: Студентка второго курса группы 9-25ц Олейник Татиана Александровна

Принял: Бунецкий Леонид Леонидович

г. Севастополь

2020 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение ………………………………………………………………………3

2. Философия нигилизма Ф.Ницше…………………………………………….4

3. Бог и есть сверхчеловек ……………………………………………………...6

4. Иллюзия о сверхчеловеке…………………………………………………….9

5. Мифологические образы в работах Ф. Ницше…………………………….10

6. Заключение…………………………………………………………………...13

 

ВВЕДЕНИЕ

Фридрих Вильгельм Ницше — немецкий мыслитель 19 века, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, которые ставят под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений. Будучи изложены в афористической манере, большинство трудов Ницше сложно поддаются толкованию и вызывают много споров.

 

Философия Ф. Ницше оказала колоссальное влияние на все философские направления, искусство и литературу XX века. Рассматривая воздействие Ницше на мировую и российскую  литературу, можно отметить отрывки его идей у Альбера Камю, Ф. Юнгера, Ж.П. Сартра.

 

В России творчество Ницше оставило глубокий духовный след: такие мыслители как В. Соловьев, Лопатин, Е. Н. Трубецкой, Луначарский, Бердяев, Шестов  и Бубнов, настойчиво вникали в философию Ницше. Они находили в его книгах тотальное противостояние традиционному миропониманию (и мироощущению), общепризнанной системе ценностей, вселенский конфликт со своим веком, трагическую попытку выхода за пределы возможного и дозволенного.

 

 

ФИЛОСОФИЯ НИГИЛИЗМА Ф. НИЦШЕ

 

В общем понимании под нигилизмом понимается резко отрицательное (негативное) отношение к различным сторонам общественной жизни. Помимо этого для правоверных нигилистов существовало только то, что доступно чувственному восприятию (собственному опыту).

    

    Нигилизм – догма, идея большинства революционного настроенной молодежи, которая жаждет немедленного переустройства общества

 

Ницше различает нигилизм " активный " ("знак повышенной мощи духа") и "пассивный" (падение и регресс мощи духа, буддизм). Пассивный нигилизм, по мнению мыслителя, подталкивает людей к осознанию того, что нет, не существует никакой истины. Активный же нигилизм призывает познавать некую (метафизическую и одновременно квазиметафизическую) истину "как вид воли к власти и как ценность особого ранга".

                                                   пассивный и активный

 

Философия Ницше не организовывает систему. «Волю к системе» Ницше считал недобросовестной.1 Его тексты поражают своей манифестированной бессистемностью, отсутствием даже намека на упорядоченность идей. Его изыскания охватывают все возможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и т. д. Ницше противопоставляет свою философию классической, тем самым провоцируя переоценку ценностей современного ему общества, подвергая сомнению и вопрошанию все завуалированные религией предрассудки разума. Ницше считал, что постановка ценностей должна быть через себя, а не через религию и общественное мнение. Он одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу великого стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, он не даёт окончательных ответов, а создаёт напряжение мысли, даёт возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли.

БОГ И ЕСТЬ СВЕРХЧЕЛОВЕК

Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов» , тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти. Всякая иная мораль — упадочна, есть симптом болезни и разложения. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели — цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую «прагматическую» постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще. Ницше ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, мысли которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницше и называет «сверхчеловеком».

 

Своей формулой " Бог умер! " философ одним махом отменил все верховные ценности европейской цивилизации: Абсолют, истину, добро, любовь к ближнему, красоту, которые были воплощены в идее Бога, потустороннего мира. Вся философия Ницше заключена в этой формуле.

 

Автор считает, что обвинять философа в атеизме было бы несправедливо. Нигде у Ницше нет и намека на "теоретическое опровержение" бытия Бога. Ведь умереть может лишь Тот, Кто жил. Следовательно, философ косвенно подтверждает наличное бытие Бога в мироздании и сердце человека.

 

  Да, " Бог умер " , но из этого никак не вытекает, что Его не было.

 

Обычно Ницше называет простых людей "недоделанными и неполноценными" и не возражает против того, чтобы они страдали, если это необходимо для создания великого человека. Так, вся важность периода 1789-1815 годов суммирована в Наполеоне. Наполеона делала возможным именно революция - вот в чем ее оправдание. Нам следует желать анархического крушения всей нашей цивилизации, если его результатом было бы такое вознаграждение. Наполеон сделал возможным национализм, - вот такое извинение последнего. Почти все возвышенные надежды XIX века, пишет Ницше, обязаны своим возникновением Наполеону.

 

В отношении познания, «воли к истине» Ницше опять же придерживается своего «прагматического» подхода, спрашивая «для чего нам нужна истина?» Для целей жизни истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели — самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но «свободные умы», избранные должны знать правду, чтобы быть способными управлять этим движением. Эти избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчет о своих целях и средствах. Этой «школе» свободных умов Ницше посвящает многие свои произведения.

 

Желая освободить "жизнь" от подавляющего гнета разума, Ницше провозгласил "переоценку всех ценностей", переход "по ту сторону добра и зла". "Смерть бога", "богоутрата", переживаемая человечеством, должна облегчить этот путь. Нет никого, кому мы обязаны отдавать отчет в своей жизни, кроме нас самих. Человечество может делать с собой все что хочет.

 

Жизнь есть только эксперимент познающего, а не его обязанность. На основании этой философии Ницше создал свой миф о "сверхчеловеке" - сильной личности, свободной от морали, смирения, открыто тянущейся ко злу как единственной силе созидания, смотрящей в лицо смерти с веселым трагизмом, движимой вперед "волей к власти".

 

ИЛЛЮЗИЯ О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ

Ницше интересен еще и тем, что сформулировал своеобразную философию власти. Это понятие, подвергавшееся в истории философии беспрецедентным искажениям и фальсификациям; оно и по сей день остается объектом самых различных интерпретаций в том числе и потому, что сам Ницше не особо заботился объяснить, что же все-таки он под ним понимает.

 

Миф сверхчеловека неотделим от мифа вечного возвращения. Миф вечного возвращения считали загадкой, которую Ницше загадал своим исследователям, рассматривали его как выражение слабости, уступки Ницше слепой природной необходимости, року, или же, напротив, видели в нем крайнее выражение волюнтаризма. Вечное возвращение - сложный, многослойный символ, за которым может стоять и оценка мира повседневности как ада бесконечного повторения вечных в своей стандартности мыслей и поступков. Такое возвращение вызывает у Ницше ужас. Можно понимать вечное возвращение и по-иному, как суть философского познания, возвращающего нас к одним и тем же "вечным" проблемам.

Возможна и эстетическая интерпретация мифа вечного возвращения: искусство - это вечное возвращение. То, что умерло на сцене, продолжает жить в нас как вечно умирающий и вечно воскресающий Дионис, бог игры и фантазии. Наконец, этот миф помогает понять и суть самого человека, идущего по пути сверхчеловеческого. Три превращения, о которых говорил Заратустра, - это постоянное преображение путем самоутраты. Человек постоянно должен проходить путь от состояния "верблюда", несущего груз знания, через состояние "льва" - тотального критицизма - к состоянию "дитяти" - творца.

 

 В немецкой философии присутствует термин "воля к бытию", введенный Артуром Шопенгауэром. Этот термин Ницше трансформировал в "волю к власти" и тем самым обозначил новую область в определении природе власти, как таковой.

Совершенно очевидно, что философский сценарий XX века во многом развивался по Ницше. Великий философ достаточно точно определил, что власть, опираясь на закон, выступая от имени закона, сама склонна этим законом пренебречь. Ницше выделил два типа людей, которые всегда будут нарушать закон. Первый тип - преступники вне закона, они находятся внизу, а закон над ними. Второй - люди над законом: это представители власти. Сталину и Гитлеру законы были ни к чему. Ницше обнаружил сходство между этими двумя типами - нарушать закон, перешагивать через него в силу "воли к власти". В свете Мировых войн и авторитарных режимов проблема, обозначенная Ницше более века назад приобретает особую актуальность.

 

 

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В РАБОТАХ Ф. НИЦШЕ

Образность и метафоричность произведений Ницше позволяет выделить у него определенную мифологию:

 

Ницше исходит из двойственности культуры, где борются начала Аполлона и Диониса. Аполлон (греческий бог света) символизирует собой порядок и гармонию, а Дионис (греческий бог виноделия) — тьму, хаос и избыток силы. Эти начала не равнозначны. Темный бог древнее. Сила вызывает порядок, Дионис порождает Аполлона. Дионисийская воля всегда оказывается волей к власти — это интерпретация онтологической основы сущего. Ницше подобно Марксу испытал влияние дарвинизма. Весь ход эволюции и борьба за выживание не что иное, как проявление этой воли к власти. Больные и слабые должны погибнуть, а сильнейшие — победить. Отсюда афоризм Ницше: «Падающего толкни!», который следует понимать не в том упрощённом смысле, что не следует помогать ближним, но в том, что самая действенная помощь ближнему — дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы возродиться или погибнуть. В этом проявляется вера Ницше в жизнь, в её возможность самовозрождения и сопротивления всему роковому. «То, что не убивает нас, делает нас сильнее»!!

 

Под учением Ницше следует понимать разновидность духовного упражнения, т.е. обновляющее повторение того, что уже много раз было повторено.

 

Жизнь – это полнота обновляющих себя повторений, и в этом смысле она противоречие.

 

Как от обезьяны произошёл человек, так в результате этой борьбы человек должен эволюционировать в Сверхчеловека. Разум и все т. н. духовные ценности — это всего лишь орудие для достижения господства. Поэтому сверхчеловек отличается от простых людей прежде всего несокрушимой волей. Это скорее гений или бунтарь, чем правитель или герой. Подлинный сверхчеловек — это разрушитель старых ценностей и создатель новых. Он господствует не над стадом, а над целыми поколениями. Однако воля не имеет поступательного движения вперед. Её основными врагами являются собственные проявления, то, что Маркс называл силой отчуждения духа. Единственные оковы волевого человека — это его собственные обещания. Поэтому должен прийти новый сверхчеловек — Антихрист. Он не разрушает старые ценности. Они исчерпали себя сами, ибо, утверждает Ницше, Бог мертв. Наступила эпоха европейского нигилизма, для преодоления которого Антихрист должен создать новые ценности. Смиренной и завистливой морали рабов он противопоставит мораль господ. Однако потом будет рожден новый Дракон и придет новый сверхчеловек. Так будет до бесконечности, ибо в этом проявляется вечное возвращение. Одним из основных критикуемых понятий в философии Ницше являлся декаданс.

 

Большинство читателей Ницше предполагают, что он полностью отвергает мораль. На самом деле, он призывает к тому, чтобы мораль шла не из каких-то внешних источников: религия, законы, правила поведения и т. п., а была рождена внутри человека, его собственным сознанием. Когда она идет от души, а не вследствие какого-либо принуждения, тогда она является истинной.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  До 1917 г. Ницше был в России одним из самых популярных западных мыслителей. После Октябрьской революции имя Ницше и его творческое наследие было заклеймено и проклято. В тридцатые годы возникла (и на долгие десятилетия осталась) злонамеренно ложная легенда о Ницше как провозвестнике и духовном истоке "фашистской идеологии". Отрицая христианскую мораль, представления о добре и зле, современное государство и его установления, Ницше предпринял героическую попытку создания оригинальной системы нравственных ценностей. Новую нравственность он декларировал на неравенстве господ и рабов, "сильных" и "слабых" . Этот (и многие иные) постулаты Ницше сослужили ему недобрую службу: на основе отдельных сторон его учения сложился миф о нем как идеологе германской экспансии и фундаторе нацистской идеологии.

 

Ницше оказал огромное влияние на мировую культуру в целом. Его философскими эманациями дышит все наше столетие. Вопреки многократно декларированному мыслителем " имморализму " он выступил продолжателем старой традиции немецкой духовности, прежде всего ее философии и литературы, находившей свое выражение в самой строгой нравственности. В качестве моралиста Ницше (в личности которого, по свидетельствам современников, было много " святости " ) выступает наследником и продолжателем Лютера, Лессинга, Гете и Канта.

 

Подводя итоги можно сказать, что нигилистическое учение Ницше рассказывает нам о:

 

1) о " физиологическом вырождении ", " испорченности " человечества;

 

2) о " гибели христианства от его морали ";

 

3) о " невозможности провести до конца толкование мира ";

 

4) о " упадке " науки и философии;

 

5) о " саморазложении ", " антинаучности " современного естествознания;

 

6) о " ничтожестве " политического и экономического " образа мыслей " в " анархизме " и " национализме ";

 

Суть нигилистического учения Ницше сводится к тому, что все происходящее (происходившее и то, что ещё произойдет) в мироздании, на Земле, в истории, в человеческом обществе, в индивидуальной уме абсолютно бессмысленно, бесцельно и напрасно.

 

ЛИТЕРАТУРА

· Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Минск: Книжный Дом. 2003. - 1280 с.

· Новая философская энциклопедия, том 3, под ред. В.С. Степина, Москва, 2010 – 692 с.

· Марк Соте, «Ницше для начинающих», перевод с английского И.П. Бусиньяка, 2-е издание, Минск: Попурри, 2004 г. -191 с.

· Фридрих Ницше, «Великие мысли и изречения». - Минск : Харвест, 2008. – 512 с.

· Фридрих Ницше, «По ту сторону добра и зла, Казус Вагнер, Антихрист, Ессе Номо, Человеческое, слишком человеческое, Злая мудрость», Сборник произведений – Минск: Харвест, 2005.

· https://studbooks.net/712228/filosofiya/nigilizm_filosofii_nitsshe

· https://yandex.ru/turbo/studopedia.ru/s/11_87630_nigilizm-i-immora

 

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.