|
|||
Внутриколледжная комплексная олимпиада по Основам микробиологии и иммунологии и Гигиены и экологии человека (демонстрационный вариант)
Выполнила: студентка группы МС-191Д Федунь Мария Внутриколледжная комплексная олимпиада по Основам микробиологии и иммунологии и Гигиены и экологии человека (демонстрационный вариант) Задание 1. Тест с одним вариантом ответа 1) Бактерии, использующие для построения своих клеток диоксид углерода и другие органические соединения: а) гетеротрофы б) паразиты в) фагоциты г) аутотрофы 2) Микроорганизмы, которые приспособились в процессе эволюции к низким температурам: а) мезофилы б) психрофилы в) термофилы г) сапрофиты 3) Обрабатывание мазка хромовой кислотой, карболовым фуксином Пиля и окрашивание метиленовым синим характерно для: а) метода Шеффера-Фултона б) метода Меллера в) метода Муромцева г) метода Романовского-Гимза 4) Плесневый гриб, имеющий мицелий белого цвета с перегородками: а) шоколадная плесень б) гроздевидная плесень в) головчатая плесень г) молочная плесень 5) Для чистой почвы коли-титр кишечной палочки должен составлять: а) до 50 мг б) не более 10 мг в) не более 1 г г) 1-2 мг 6) К прямым санитарно-биологическим показателям эпидемической опасности почвы относятся: а) обнаружение яиц гельминтов и их личинок б) обнаружение сальмонелл и бактерий паратифа А и В в) обнаружение стафилококков и стрептококков г) обнаружение патогенных энтеробактерий и энтеровирусов 7) Антибиотикограмма - это: а) определение чувствительности микробов к антибиотикам б) определение чувствительности антибиотиков к микробам в) определение чувствительности животных к антибиотикам г) определение чувствительности растений к антибиотикам 8) Система мероприятий по уничтожению патогенных или условно-патогенных микроорганизмов во внешней среде или на теле животного: а) дезинфекция б) дезинсекция в) дератизация г) кварцевание 9) О возможности загрязнения почвы патогенными энтеробактериями свидетельствует индекс санитарно-показательных микроорганизмов БГКП (колиформ) и энтерококков в колличестве: а) до 10 клеток на 1 г почвы б) 10 и более клеток на 1 г почвы в) до 100 клеток на 1 г почвы г) 10 и более клеток на 10 г почвы 10) При окрашивании препарата по методу Муромцева микробная клетка окрашивается: а) в голубой цвет б) в бледно-розовый цвет в) в фиолетовый цвет г) в темно-синий цвет 11) Ведущим законодательным документом федерального уровня, определяющим основные понятия, требования и положения санитарно-эпидемиологического благополучия является: а) Конституции Российской Федерации. б) Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. в) Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ. г) Федеральный закон от 4 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». 12) Дайте определение государственным санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам: а) нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно - эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. б) нормативные акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека. в) документы, издаваемые Министерством здравоохранения Российской Федерации, в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия. 13) Определите понятие «абсолютная влажность воздуха»: а) упругость водяных паров (в мм. рт. ст.), находящихся в данное время в воздухе, или количество водяных паров (в гр.) в 1 м3 воздуха. б) упругость водяных паров (в мм. рт. ст.), при полном насыщении воздуха влагой при данной температуре или количество водяных паров (в гр.), необходимое для полного насыщения 1 м3 воздуха при данной температуре. в) отношение абсолютной влажности воздуха к максимальной; выраженное в %, или процент насыщения водяными порами в момент наблюдения. г) арифметическая разность между максимальной и абсолютной влажностью. 14) Принцип действия люксметра а) поглощая свет соответствующей энергии, атом вещества переходит из нормального состояния в возбужденное, при этом наблюдается свечение б) избирательное поглощение светового потока однородными средами, пропорциональная зависимость между оптической плотностью вещества, его концентрацией и толщиной поглощающего слоя в) при воздействии светового потока на фотоэлемент в нем возникает электроток, измеряемый гальванометром 15) Понятие «токсические туманы» связано с: а) Накоплением промышленных выбросов в приземном слое атмосферы. б) Антициклонической погодой с температурной инверсией, сопровождающейся накоплением промышленных выбросов в приземном слое атмосферы. в) Увеличение выбросов загрязняющих веществ в приземный слой атмосферы. 16) Источник водоснабжения считается пригодным при следующем условии: а) качество воды постоянно. б) интенсивность загрязнений и природных факторов не изменяет надежность источника. в) любые поступающие загрязнения устраняются применяемыми методами очистки. 17) Для авитаминоза А не характерно: а) ороговение и цианотичный оттенок кожи ягодиц; б) болезненные трещины в углах рта; в) нарушение сумеречного зрения; г) выпадение волос. 18) Поражаемым органом при охротоксикозах является: а) печень; б) легкие; в) желчный пузырь; г) почки. 19) Величина коэффициента естественной освещенности (КЕО) в групповых, спальнях, медицинской комнате, палатах изолятора, помещениях для музыкальных и физкультурных занятий, в компьютерном классе должна быть: а) не менее 1,0%; б) не менее 1,5%; в) в зависимости от величины окон. 20) Продолжительность занятия в бассейне в младшей группе составляет: а) 15-20 мин; б) 20-25 мин; в) 25-30 мин; г) 25-30 мин. Задание 2. Ситуационные задачи Задача 1: За советом по поводу оптимизации питания обратилась мама девочки 8 лет. Состав среднего рациона: белки общие - 35 г, в т.ч. животные - 20 г, жиры общие - 42 г, в т.ч. растительные - 5 г, углеводы - 200 г. Содержание кальция - 600 мг, фосфора – 500 мг, магния - 100 мг, железа - 5 мг, йода - 80 мкг, ретинола - 400 мкг, тиамина – 0,6 мг, рибофлавина - 0,8 мг, ниацина - 10 мг, пиридоксина - 0,7 мг, аскорбиновой кислоты - 30 мг. 1. Вычислить энергетическую ценность рациона. Дать санитарно – гигиеническую оценку питания ребёнка. 2. Предложить санитарно – гигиенические мероприятия по улучшению питания девочки для сохранения и укрепления здоровья, предупреждения болезней. Ответ: 1. Энергетическая ценность рациона составляет 1318 ккал/сут. Питание не покрывает суточные энергетические затраты, так как для детей данного возраста предусматривается энергетическая ценность пищи, равная 2100 ккал. Ребенок не получает достаточное количество питательных веществ и витаминов. Получаемое питание не соответствует возрастным физиологическим потребностям организма. Общее количество белков в рационе – 35 г. Это значительно ниже рекомендуемой потребности (63 г). Особенно недостает белков животного происхождения – 20 г (31,7 %) вместо 38,7 г (60 %). Общее количество жиров – 42 г. Это значительно ниже рекомендуемой потребности (70 г). При этом более чем в 3 раза снижено количество растительных жиров (5 г вместо 17,5 г). Количество углеводов снижено незначительно (105 г) и укладывается в допустимые колебания в 10-15% от физиологических потребностей Соотношение белков, жиров и углеводов – 1:1,2:5,7 (35:42:200), что свидетельствует о преобладании в питании углеводов. Отмечается резкий недостаток железа (5 мг при норме 12,0 мг), фосфора (500 мг при норме 1100 мг) и магния (100 мг при норме 250 мг). 2. Для устранения выявленных недостатков необходимо ввести в рацион ребенка молоко и молочнокислые продукты (500 г молока и 200 г кефира), что позволит увеличить содержание животного белка на 20 г, жира на 25 г, фосфора на 665 мг, энергетическую ценность на 434 ккал, повысить обеспеченность рациона ретинолом, тиамином и рибофлавином. Включение указанных продуктов позволит улучшить показатели сбалансированности питания (соотношение между белками, жирами и углеводами, белками животного и растительного происхождения и особенно между содержанием в рационе кальция и фосфора). Рекомендуется ввести в дневной рацион 30 г грецкого ореха, что увеличит потребление растительных жиров на 12 г. Для увеличения содержания витамина С рекомендуется ввести в рацион свежие ягоды, овощи (черную смородину, отвар шиповника, морковный сок, зеленый лук и т.д.). Необходимо также увеличить содержание в рационе растительных масел. Для нормализации режима питания следует несколько облегчить завтрак (до 25 % от общей энергетической ценности) и увеличить прием пищи в обед (до 35-40%).
Задача 2: При осмотре зева больного ребенка были обнаружены грязно-белые пленки на миндалинах, переходящие на дужки миндалин. Врач заподозрил дифтерию и ребенок был госпитализирован. 1. Укажите биоматериал для исследований, условия его хранения и транспортировки. 2. Назовите возбудителей дифтерии, охарактеризуйте их основные свойства. 3. Какие методы лабораторной диагностики используются для выявления возбудителей дифтерии? 4. Опишите эпидемиологию дифтерии (источник, пути передачи, входные ворота инфекции). 5. Укажите меры профилактики дифтерии.
Ответ: 1. Материал (пленка) собирается непосредственно из гортани. Тампоны должны быть доставлены в лабораторию не позднее чем через 3 часа после взятия материала. В холодное время года для предотвращения замерзания исследуемый материал доставляется в бактериологическую лабораторию в сумках-термосах. 2. Возбудителем дифтерии являются токсигенные штаммы Corynebacteriut diphtheriae. Возбудитель дифтерии характеризуется полиморфизмом – наряду с наиболее распространенными тонкими, слегка изогнутыми палочками длиной 1-5 мкм встречаются кокковидные и ветвящиеся формы. Располагаются бактерии нередко под углом друг к другу. Они не образуют спор, не имеют жгутиков, у многих штаммов выявляют микрокапсулу. Характерной особенностью С. diphtheriae является наличие на концах палочки зерен волютина, что обусловливает неравномерное окрашивание клеток анилиновыми красителями. Грамположителен. 3. Для бактериологической диагностики дифтерии берут материал из зева и носа. Для постановки предварительного диагноза возможно применение бактериоскопического метода, являющегося основным методом диагностики. В процессе идентификации выделенной чистой культуры С. diphtheriae дифференцируют от других коринебактерий. Внутривидовая идентификация заключается в определении био- и серовара. 4. Источник инфекции – больные люди и носители. Основной путь передачи инфекции – воздушно-капельный, но возможен и контактно-бытовой – через белье, посуду, игрушки. Входные ворота инфекции – слизистые оболочки зева, носа, дыхательных путей, глаз, половых органов, раневую поверхность. 5. Введение грудным детям, начиная с трехмесячного возраста дифтерийного анатоксина, входящего в состав препаратов АКДС (адсорбированной коклюшно-дифтерийно-столбнячной вакцины), АДС (адсорбированного дифтерийно-столбнячного анатоксина). Ревакцинацию производят с помощью АДС-анатоксина не только в детском возрасте, но и взрослым людям каждые 10 лет. При контакте с больным человеком людям, не имеющим напряженного антитоксического иммунитета, вводят дифтерийный анатоксин (АД).
|
|||
|